Шахтный вентиляционный воздуховод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: горное дело, шахтная вентиляция. Сущность изобретения: воздухоеод содержит стационарный трубопровод , телескопический узел, секционный подвижный трубопровод, монорельс с поперечными ребрами на нижней поверхности. Секции закреплены, на монорельсе на роликовых тележках, укрепленных на кронштейнах на концах секции. Секции соединены с забойной машиной гибкой связью. Воздуховод имеет рычажную систему из тормозного кронштейна, тягового кронштейна и продольной штанги, которые соединены шарнирно. Тормозной кронштейн соединен через пружину с передней роликовой тележкой , а тяговый кронштейн закреплен на задней роликовой тележке. Кронштейны соединены продольной тягой. Тормозной кронштейн имеет упор для зацепления с поперечными ребрами. Кронштейны и тяга размещены в плоскости, проходящей через продольные оси монорельса и подвижного / секционного воздуховода. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Е 21 F 1/08
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4918392/03 (22) 12.03.91 (46) 07.03.93. Бюл. N 9 (71) Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт проходческих машин и комплексов для угольной, горной промышленности и подземного строительства (72) Ю,Н.Леоненко, О.В.Киселев и
Е.В,Смирнова (56) Оборудование и приборы для комплексного обеспыливания угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик. — Каталог справочник, 1975, с.70.
Авторское свидетельство СССР
N 1620675, кл, Е 21 F 1/08. 1988. (54) ШАХТНЫЙ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ВОЗДУХОВОД (57) Использование: горное дело, шахтная вентиляция. Сущность изобретения: воздуховод содержит стационарный трубопроИзобретение относится к горной промышленности и может быть использовано в системах шахтной вентиляции любой выработки — горизонтальной, наклонной и восходящейй.
Целью изобретения является повышение надежности в работе шахтного вентиляционного воздуховода в наклонных и восстающих горных выработках путем предотвращения самопроизвольного перемещения подвижного секционного трубопровода, На фиг.1 изображен шахтный вентиляционный воздуховод, присоединенный к забойной машине в наклонной выработке; на фиг,2 — то же, в восстающей выработке (узел! на фиг.2); на фиг.3 и 4 — секция возду„„Я.) „„ 1800053 А1 вод, телескопический узел, секционный подвижный трубопровод, монорельс с поперечными ребрами на нижней поверхности, Секции закреплены.на монорельсе на роликовых тележках, укрепленных на кронштейнах на концах секции. Секции соединены с забойной машиной гибкой связью. Воэдуховод имеет рычажную систему из тормозного кронштейна, тягового кронштейна и продольной штанги, которые соединены шарнирно. Тормозной кронштейн соединен через пружину с передней роликовой тележкой, а тяговый кронштейн закреплен на задней роликовой тележке. Кронштейны соединены продольной тягой. Тормозной кронштейн имеет упор для зацепления с поперечными ребрами. Кронштейны и тяга размещены в плоскости, проходящей через продольные оси монорельса и подвижного секционного воздуховода. 2 з.п.ф-лы, 5 ил. ховода, оснащенная рычажной системой; на фиг,5 — разрез Б-Б на фиг,3.
Шахтный вентиляционный воздуховод, установленный на монорельсе 1, включает стационарный трубовод 2, соединенный через телескопический узел 3 и датчик 4 контроля. качества воздуха с подвижным секционным воздуховодом 5, соединенным тягой 6 с забойной машиной 7, которая при перемещении тянет за собой воздуховод.
По всей длине монорельса. на его нижней плоскости. установлены равномерно расположенные ребра 8. Подвижной воэдуховод состоит из отдельных секций 9, каждая из которых имеет с обеих концов кронштейны
10 и 11, на которых закреплены роликовые тележки 12 и 13, перемещающиеся по моно1800053 рельсу 1, закрепленному на крепи выработки (фиг.1-4), и передвигающие.секционный воздуховод. Одна из секций подвижного воздуховода снабжена тормозной системой для удержания его на монорельсе и состоит из тормозного кронштейна 14, одним концом шарнирно закрепленного на корпусе одной из роликовых тележек 12 и соединенного с ним (корпусом) оттарированной пружиной 15, а на другом конце имеющего упор
16, взаимодействующий с одним из поперечных ребер 8. При движении машины по выработке вперед ее тяговое усилие освобождает.тормозной кронштейн 14 от взаимодействия с ребром 8 монорельса 1 с помощью -рычажной системы, которая состоит из тягового кронштейна 17, одним концом шарнирно закрепленного на противоположной (задней) роликовой тележке 13. а другим соединенного с тягой машины, При этом тяговый кронштейн 17 шарнирно соединен с кронштейном 14 продольной жесткой штангой 1.8, которая параллельна продольной оси секции воздуховода.
При работе забойной машины в выработке забойная машина с помощью тяги 6 перемещает за собой подвижный секцион. ный воздуховод посредством телескопического узла. При работе в горизонтальной выработке при остановке машины перемещение воздуховода прекращается, При работе машины в наклонной или восстающей выработке подвижный воздуховод, не имеющий тормозного устройства, самопроизвольно может перемещаться по монорельсу, что приводит к аварийной ситуации.
При стартовом положении шахтный вентиляционный воздуховод с тягово-тормозным устройством самопроизвольно не сможет перемещаться по монорельсу в наклонной выработке, т.к. эа счет действия пружины 15 на тормозной кронштейн 14 и упор 16, он прижат к ребру 8 монорельса 1.
Усилие, приложенное к свободному концу кронштейна 17, шарнирно закрепленного противоположным концом на задней роликовой тележке 13 секции 9,. отклоняет
его на определенный угол, проходя соответствующее расстояние. Так как штанга 18 закреплена на тяговом рычаге 17 ниже точки его поворота, то, естественно, она также отклоняется на тот же угол, переместившись вдоль продольной своей оси, При этом другой конец штанги 18, шарнирно закрепленный на тормозном кронштейне 14, отклоняет его, выводя из зацепления упор 16 с ребром 8, тем самым, растормаживая комплекс, приводя его в рабочее состояние в части перемещения по монорельсу, Как только с тяги 6 нагрузка снимается, под действием пружины 15 тягово-тормозное устройство приводится в стартовое положение, при котором упор 16 тормозного кронштейна 14 взаимодействует с ребром 8 монорельса 1, а шахтный вентиляционнйй воздуховод прекращает свое перемещение по монорельсу, Таким образом, при приложении усилия к тяге 6, превышающего усилие пружины 15, происходит вначале растормаживание шахтного воэдуховода, а затем уже его перемещение по монорельсу. Чтобы конструкция иэ тормозной превратилась в тяговую, необходимо установить на штанге 18 фиксаторограничитель 19, с помощью которого
15 устанавливают угол отклонения свободного конца кронштейна 17 и определяют гарантированный зазор между упором 16 кроншмонорельса 1, Смещая фиксатор-ограничитель 19 вдоль.оси штанги 18, устанавливают необходимые величины угла отклонения и зазора. позволяющие безаварийно выполнять работу по перемещению шахтного воздуховода. Кронштейн 14, упираясь в фиксатор-ограничитель 19, создает жесткую тяговую конструкцию, которая передает тя- говое усилие. забойной машины нэ роликовые тележки 12 и 13 секции 9, приводя ее и весь шахтный воздуховод в движение по монорельсу.
Формула изобретения
1, Шахтный вентиляционный воэдуховод, включающий стационарный трубопровод, соединенный через телескопический узел с подвижным секционным трубопроводом, закрепленным на монорельсе с воз30
35 можностью перемещения на роликовых
40 тележках, установленных на кронштейнах по концам каждой секции, и соединенным через гибкую связь с забойной машиной, о t л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности в работе шахтного
45 вентиляционного воздуховода в наклонных и восстающих горных выработках путем предотвращения самопроизвольного перемещения подвижного секционного трубопровода, монорельс снабжен поперечными
50 ребрами, закрепленными по длине его нижней поверхности, а одна из секций подвиж. ного секционного трубопровода снабжена рычажной системой, выполненной в виде тормозного кронштейна, закрепленного с
55 помощью шарнира и торрированной пружины на передней роликовой тележке, расположенной со стороны забойной машины. и имеющего упор, установленный с возмо>кностью зацепления с поперечными ребрами монорельса, при этом на свободном конце
20 тейна 14 и нижним торцем ребра 8
1800053 тормозного кронштейна закреплена про- дольная штанга, соединенная с тяговым кронштейном, шарнирно закреплЕнным одним концом на задней концевой роликовой тележке секции, а другим концом соединен- 5 ным с гибкой связью забойной машины, причем тормозной и тяговый кронштейны и продольная штанга соединены между собой с помощью шарниров и размещены в плоскости, проходящей через продольные оси 10 монорельса и подвижного секционного трубопровода.
2. Воздуховод по п.1. о т л и ч а ю щ и йс я тем, что секция подвижного трубопро1 вода, снабженная рычажной системой, выполнена с поперечным осевым сквозным каналом, герметично соединенным со стенкой секции, при этом тяговой кронштейн размещен в этом канале.
3. Воздуховод по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что продольная тяга снабжена фиксатором-ограничителем, установленным с возможностью взаимодействия с тормоным р озым кронштейном и фиксации угла поворота тягового кронштейна при действии на него усилия забойной машины,