Передвижная оросительная установка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в сельском хозяйстве, при поверхностном орошении водой или специальными растворами. Сущность изобретения: установка предназначена для дистанционного полива сельскохозяйственных угодий, дезактивации и дегазации местности , строений и техники. Она может быть также использована для тушения пожаров на труднодоступных участках местности (лесные массивы, горные склоны и т.д.). Установка выполнена в виде наземного агрегата 1 и платформы 2 с дождевальными насадками, размещенной на дирижабле. Наземный агрегат 1 смонтирован на мобильном основании, например автомобиле, и включает насосную станцию с водозаборным.устройством 4, воздушный компрессор и.блок дистанционного управления. Платформа 2 поддерживается в воздухе при по13V мощи дирижабля 5 и перемещается под воздействием реактивных двигателей, работающих на сжатом воздухе. Для ориентации платформы 2 в пространстве на ней установлены датчик положения системы стабилизации и балластные резервуары. Дождевальные насадки и реактивные двигатели соединены с наземным агрегатов 1 посредством гибкого шланга и воздушной магистрали, которые конструктивно объединены в жгут и поддерживаются в воздухе при помощи телескопических опор и дополнительных аэростатов 13. Управление перемещением платформы 2 в воздухе и включение дождевальных насадок осуществляется блоком дистанционного управления. Контроль за перемещением и качеством орошения осуществляется при помощи установленной на платформе телекамеры. Изобретение позволяет за счет применения дирижабля повысить мобильность устройства, расширить зону поверхностного орошения без механического воздействия на почву, проводить орошения в труднодоступных местах и исключить непосредственное нахождение человека в зоне проведения работ. 4 з.п. ф-лы, 4 ил. ел С 00 о о 4 00 ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ
СО
О
О (21) 4916286/15 (22) 04.03.91 (46) 07.03.93. Бюл, N 9 (72) B.Ã.Баглаенко (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 4411227777, кл. А 01 G 25/00, 1934, (54) ПЕРЕДВИЖНАЯ ОРОСИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКАА (57) Использование: в сельском хозяйстве. при поверхностном орошении водой или специальными растворами. Сущность изобретения; установка предназначена для дистанционного полива сельскохозяйственных угодий, дезактивации и дегазации местности, строений и техники. Она может быть также использована для тушения пожаров на труднодоступных участках местности (лесные массивы, горные склоны и т.д,). Установка выполнена в виде наземного агрегата 1 и платформы 2 с дождевальными насадками, размещенной на дирижабле.
Наземный агрегат 1 смонтирован на мобильном основании, например автомобиле, и включает насосную станцию с водозаборным.устройством 4, воздушный компрессор и. блок дистанционного управления. Платформа 2 поддерживается в воздухе при по/3 J
ÄÄ59ÄÄ 1800482 А1 (я)з G 21 F 9/00, А 01 G 25/00 мощи дирижабля 5 и перемещается под воздействием реактивных двигателей, работающих на сжатом воздухе. Для ориентации платформы 2 в пространстве на ней установлены датчик положения системы стабилизации и балластные резервуары.
Дождевальные насадки и реактивные двигатели соединены с наземным агрегатоь, 1 посредством гибкого шланга и воздушной магистрали, которые конструктивно объединены в жгут и поддерживаются в воздухе при помощи телескопических опор и дополнительных аэростатов 13. Управление перемещением платформы 2 в воздухе и включение дождевальных насадок осуществляется блоком дистанционного управления. Контроль за перемещением и качеством орошения осуществляется при помощи установленной на платформе телекамеры, Изобретение позволяет за счет применения дирижабля повысить мобильность устройства, расширить зону поверхностного орошения без механического воздействия на почву, проводить орошения в труднодоступных местах и исключить непосредственное нахождение человека в зоне проведения работ. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
1800482
Изобретение относится к сельскому и лесному хозяйству, к поверхностному орошению водой или специальными растворами и может быть использовано для дистанционного полива сельскохозяйственных угодий, тушения лесных пожаров, дезактивации и дегазации участков местности, строений и техники.
Целью изобретения является повышение мобильности установки, расширение области ее применения путем обеспечения возможности орошения труднодоступных участков местности и зон повышенной опасности для человека.
На фиг.1 изображена предлагаемая установка, общий вид; на фиг,2 — структурная схема установки; на фиг.3 — сечение А — А на фиг,2; на фиг.4 — электропневмогидросхема установки.
Передвижная оросительная установка содержит наземный агрегат 1 и воздушную платформу 2, размещенную на летательном аппарате, например аэростате. Наземный агрегат 1, смонтированный на самоходном шасси, например на автомобиле, включает насосную станцию 3 с водозаборным устройством 4, резервуар 5 с жидкостью (водоем), воздушный компрессор 6, блок 7 дистанционного управления, баллон 8 со сжатым легким газом для заправки аэростатов, гибкий шланг 9, воздушную магистраль
10, канал 11 связи, телескопическую опору
12 для поддержки шланга 9 и воздушной магистрали 10 и кабеля канала 11 связи, объединенных в жгут и на большом расстоянии поддерживаемых дополнительными аэростатами 13, Воздушная платформа 2 состоит из рамы 14, к которой прикреплен аэростат 15 с заправочно-дренажным вентилем 16 и на которой установлены балластные резервуары 17(на выносных консолях) с заправочным вентилем 18 и дренажным клапаном 19 с электрическими приводами, дождевальные насадки 20 на оросительном трубопроводе, соединенном со шлангом 9 через электрогидроклапан 21 и гидроразьем 22, реактивные двигатели 23, состоящие из четырех взаимно перпендикулярных реактивных сопел 24, подключенных к воздушной магистрали 10 высокого давления через электропневмоклапаны 25 и пневморазъем
26, датчик 27 положения системы стабилизации, например маятникового типа, представляющий собой чашку из токопроводящего металла, частично заполнен ную электролитом 28 так, что образуется пузырек 29 воздуха, в корпус чашки вмонтированы четыре периферийных электрода 30 и центральный электрод 31, периферийные электроды 30 попарно подсоединены к вхо5
55 ду двух усилителей-преобразователей 32, выходы которых через коммутатор 33 подключены к входам управления приводов вентилей 18 и клапанов 19 балластных резервуаров 17. Конструкционно электроды
30 и 31 могут входить в состав элементов блока 7 дистанционного управления, а могут быть отдельно смонтированы на раме 14 воздушной платформы 2, На раме 14 установлена миниатюрная телекамера 34, которая каналом связи (проводным или радио) соединена с телевизионным приемником
35, входящим в состав блока 7, в который также входит элемент 36 выдачи команд, выходы которого подключены к входам управления приводов насосной станции 3, воздушного компрессора 6, вентилей 18, клапанов 19, электрогидроклапана 21 и пневмоклапанов 25, Цикл эксплуатации установки включает три основных этапа: 1) транспортировка к месту орошения (дезактивации, дегазации, тушения пожара) и подготовка к работе; 2) работа установки по орошению местности;
3) свертывание установки.
Передвижная оросительная установка, смонтированная на специальном автомобиле, доставляется к месту проведения работ, Здесь она приводится в рабочее состояние, Для чего к гидроразъему 22 и пневморазъему 26 подсоединяются гибкий шланг 9 и воздушная магистраль 10, К электрическому разъему платформы подсоединяется кабель для образования канала 11 связи. Этот канал 11 может быть образован посредством радиоприемопередатчиков, К заправочнодренажному вентилю 16 присоединяется баллон 8 со сжатым легким газом и производится наполнение легким газом (гелием или природным газом) аэростата 15 и, по мере необходимости, дополнительных аэростатов 13, Одновременно при помощи насосной станции 3 через водозаборное устройство 4 из водоема или специально транспортируемого резервуара 5 до определенного уровня наполняются балластные резервуары 17. По мере наполнения аэростата 15 легким газом образуется подъемная сила и платформа 2 поднимается в воздух. Высота подъема регулируется путем равномерного заполнения (опорожнения) балластных резервуаров 17. Для этого блок
36 подает команды на открытие и закрытие вентилей 18 и клапанов 19, После подъема платформы 2 на необходимую высоту осуществляется операция по ее горизонтированию и центрированию. Центрирование производится до совмещения суммарного вектора тяги реактивных двигателей 23 с плоскостью, проходящей через центр масс
1800482
15
40
50
55 воздушной платформы 2, что позволит исключить потери тяги двигателей 23 на создание "паразитных" моментов относительно центра масс платформы, Горизонтирование платформы 2 производится с использованием датчика 27 положения маятникового типа, представляющего собой два взаимно перпендикулярных уровня. При отклонении платформы 2 от плоскости горизонта воздушный пузырек 29 смещается, что приводит к неодинаковой площади касания электродов 30 с электролитом 28 и изменению величины электрического сигнала, снимаемого с периферийных электродов 30.
Этот сигнал поступает на входы усилителейпреобразователей 32, которые совместно с датчиком 27 образуют дифференциальную схему. Сигналы с выхода усилителей-и реобразователей 32 несут информацию о величине и направлении отклонения платформы
2 от плоскости горизонта. В коммутаторе ЗЗ происходит суммирование сигналов и распределение выходных управляющих сигналов на приводы соответствующих вентилей
18 и клапанов 19 балластных резервуаров
17. Центрирование осуществляется путем включения двигателей 23 поочередно для создания тяги в двух взаимно перпендикулярных направлениях с последующим горизонтированием платформы 2 описанным выше способом.
После выполнения подготовительных операций блок 7 дистанционного управления подает команды приводам электроклапанов 25 на включение реактивных двигателей 23 для перемещения платформы
2 в район орошения. По мере удаления платформы 2 от наземного агрегата 1 для поддержания гибкого шланга 9 и других коммуникаций используются телескопические опоры 12 и дополнительные аэростаты
13, После выхода платформы 2 в зону орошения подается команда на открытие электрогидроклапана 21, через который вода или специальный раствор поступает к дождевальным насадкам 20 оросительного трубопровода. Таким образом осуществляется поверхностное орошение. Качество орошения и маршрут передвижения платформы 2 контролируются при помощи телевизионной установки, включающей телекамеру 34 и телевизионный приемник
35.
По окончании орошения подается команда на закрытие электрогидроклапана 21 и изменение направления тяги двигателей
23 для перемещения платформы 2 к наземному агрегату 1. При этом осуществляется свертывание воздушных коммуникаций, После чего платформа 2 опускается на землю. демонтируется, ее узлы размещаются на штатных местах для транспортировки, Наличие в оросительной установке дистанционно управляемой воздушной платформы 2, укрепленной на аэростате или дирижабле, позволяет повысить мобильность установки, увеличить район возможного орошения, обеспечить поверхностное орошение без механического воздействия на почву, а также орошение на значительном удалении от водоисточника в труднодоступных районах и зонах опасных для человека. Эффект от применения предлагаемой установки заключается в расширении сферы ее применения и исключении вредных воздействий на окружающую среду и человека.
Формула изобретения
1. Передвижная оросительная установка, включающая расположенную на наземном транспортном средстве насосную станцию, нагнетательная магистраль которой сообщена с водоисточником, а напорная магистраль посредством гибкого шланга соединена с оросительным тоубопроводом, снабженным дождевальными насадками и установленным на летательном аппарате, и блок управления, первый выход которого соединен с управляющим входом привода насосной станции, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения мобильности установки и расширения области ее применения путем обеспечения возможности орошения труднодоступных участков местности, летательный аппарат снабжен системами стабилизации и передвижения, входы управления исполнительных элементов которых подключены к второму, третьему и четвертому выходам блока управления, а входы последнего соединены с выходами датчика положения системы стабилизации, при этом на оросительном трубопроводе перед дождевальными насадками установлен электрогидроклапан, вход управления которого связан с вторым выходом блока управления.
2. Установка по п.1, отл и ч а ю щаяс я тем, что блок управления содержит два усилителя-преобразователя, входы которых являются входами блока управления, а выходы подключены к входам коммутатора, при этом выход последнего служит вторым выходом блока управления и объединен с первым выходом элемента выдачи команд, второй, третий и четвертый выходы которого являются первым, третьим и четвертым выходами блока управления.
3. Установка по пп.1 и 2, о т л и ч а ющ а я с я тем, что исполнительные элементы системы передвижения летательного аппа1800482 рата выполнены в виде электропневмоклапанов, установленных в пневмолинии высокого давления, соединяющей сопла реактивных двигателей с нагнетательным патрубком воздушного компрессора, вход управления привода которого является первым входом исполнительных элементов системы передвижения летательного аппарата, вторым входом которых служат входы управления приводов электропневмоклапанов.
4, Установка по пп.1 — 3, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что исполнительные элементы системы стабилизации летательного аппарата выполнены в виде заправочных вентилей и дренажных клапанов, установленных на входе и выходе балластных резервуаров, сообщенных посредством гидролинии с нагнетательной магистралью насосной стан5 ции, при этом входы управления приводов заправочных вентилей и дренажных клапанов объединены и являются входом исполнительных элементов системы стабилизации летательного аппарата.
10 5. Установка по пп,1-4, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что она снабжена телевизионной камерой, размещенной на летательном аппарате и соединенной каналом связи с телевизионным приемником, установленным в
15 блоке управления и связанным с пятым выходом элемента выдачи команд.
1800482
17
19
r-:
Il
II
1
1I
1
lI
lI I
I
<Риz.4
Составитель В.Балгаенко
Редактор Т,Мельникова Техред М.Моргентал Корректор В.Петраш
Заказ 1167 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101 л