Способ сборки электрической машины фланцевого типа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: электротехника, технология изготовления и сборки электрических машин. Сущность изобретения: при чистовой обработке корпуса растачивают гнездо под установку сердечника, подшипниковых щитов и подрезают торцовую поверхность фланца корпуса, устанавливают сердечник с обмоткой, заводят ротор при Горизонтальном положении его оси с помощью технологического упора. После установки подшипниковых щитов запускают электрическую машину на холостом ходу. Особенность способа состоит в том, что после заводки ротора и установки подшипниковых щитов с подшипниками определяют осевое положение торца приводного конца ротора относительно фланцакорпуса при фактическом разбеге. После запуска электрической машины на холостом ходу определяют фактическое осевое положение торцовой поверхности фланца ротора относительно торцовой поверхности фланца корпуса. Затем перемещают подшипниковые щиты с подшипниками в осевом направлении до обеспечения заданного разбега ротора, после чего подрезают торцовую поверхность фланца корпуса. 3 ил. ел с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (5!)5 Н 02 К 15/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ мн к е ии

Ъг

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4934755/07 (22) 08.05,91 (46) 07,03.93, Бюл. t4 9 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение

"Электросила" им. С. М. Кирова (72) В. Я. Солнцев, И. А, Кади-оглы и В. С. Рогачевский (56) Разработка ЛПО "Электросила". Технологический процесс на изготовление двигателя BTMK. Регистрационный номер

0110100798, 1987. (54) СПОСОБ СБОРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ ФЛАНЦЕВОГО ТИПА (57) Использование: электротехника, технология изготовления и сборки электрических машин. Сущность изобретения; при чистовой обработке корпуса растачивают гнездо под установку сердечника, подшипниковых щитов и подрезают торцовую поверхность

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к способам сборки электрических машин фланцевого типа с осевым разбегом ротора.

Наиболее близким к изобретению является способ сборки электрической машины фланцевого исполнения, согласно которому осуществляют чистовую обработку корпуса, при которой выполняют расточку гнезда под установку сердечника, подшипниковых щитов, а также подрезают торцовую поверхность фланца корпуса устанавливают сердечник с обмоткой, заводят ротор, горизонтальное положение оси которого обеспечивают с помощью технологического

1800558 А1 фланца корпуса, устанавливают сердечник с обмоткой, заводят ротор при горизонтальном положении его оси с помощью технологического упора. После установки подшипниковык щитов запускают электрическую машину на холостом ходу. Особенность способа состоит в том, что после эаводки ротора и установки подшипниковых щитов с подшипниками определяют осевое положение торца приводного конца ротора относительно фланца корпуса при фактическом разбеге. После запуска электрической машины на холостом ходу определяют фактическое осевое положение торцовой поверхности фланца ротора относительно торцовой поверхности фланца корпуса, Затем перемещают подшипниковые щиты с подшипниками в осевом направлении до обеспечения заданного разбега ротора, после чего подрезают торцовую поверхность фланца корпуса. 3 ил.

С) упора, устанавливают подшипниковые щиты с подшипниками, и запускают электрическую машину на холостом ходу, М

Технологический упор состоит из разь- CO емного корпуса, образованного фланцем 13 и ципиндрикеокой етупкой 14 (фиг. 3), крепя-,Ря щегося к щиту 11. Внутри корпуса размещен расположенный в собственных подшипниI ках вращающийся центр 15, при этом подшипники центра установлены в пинали 16, В аксиальном направлении центр перемещается с помощью штока 17, гайки 18 и пружины 19.

Наконечник 20 центра 15 постоянно. контактируетсо свободным концом вала ро1800558 тора 5. Уплотнение 21 должно отделить полость подшипников центра от полости машины. При скорости 12000 об/мин внутри машины образуется вакуум, охлаждение испарительное, поэтому смазку вымывает, подшипники центра 15 быстро изменяются, коррозируют во время испытаний, выходят из строя, Подшипники ротора устанавливают с осевым разбегом 1 и 2 относительно ротора. При помощи центра 15 выставляют размер, который должен быть выдержан в технических условиях.

Недостаток данного способа состоит в том, что при использовании вращающегося технологического упора подшипниковая смазка из упора в процессе испытаний на холостом ходу попадает внутрь машины, загрязняя ее, что снижает надежность работы машины. Поскольку в данной электрической машине подшипники только радиальные, то возрастает осевая нагрузка на подшипники привода. Кроме того, в машине необходимо по техническим условиям выдержать точный размер между фланцем и корпусом.

Цель изобретения — улучшение качест, ва электрической машины путем повышения ее надежности за счет снижения осевой нагрузки на подшипник со стороны привода.

Поставленная цель достигается тем, что по способу сборки электрической машины фланцевого исполнения, согласно которому осуществляют чистовую обработку корпуса, при которой выполняют расточку гнезда под установку сердечника, подшипниковых щитов, а также подрезают торцовую поверхность фланца корпуса, устанавливают сердечник с обмоткой, заводят ротор, горизонтальное положение оси которого обеспечивают с помощью технологического упора, устанавливают подшипниковые щиты с подшипниками, запускают электрическую машину на холостом ходу, после заводки ротора и установки подшипниковых щитов с подшипниками определяют осевое положение торца приводного конца ротора относительно фланца корпуса при фактическом разбеге, и после запуска электрической машины на холостой ход определяют фактическое осевое положение торцовой поверхности фланца ротора относительно торцовой поверхности фланца корпуса, после чего перемещают подшипниковые щиты с подшипниками в осевом направлении до обеспечения заданного разбега ротора, а затем подрезают торцовую поверх:ность фланца корпуса.

Новизна предложения состоит в новой совокупности известных признаков.

Существенность отличий подтверждается тем, что взаимодействие между собой признаков данной совокупности позволяет получить новое свойство, выраженное в том, что в данной конструкции смазка не попадает внутрь машины, так как применяемый в данном случае технологический упор

"0 не имеет вращающейся части, кроме того, благодаря исключению магнитного тяжения снижается осевая нагрузка на подшипники привода, Новое свойство. позволяет получить

"5 сверхсуммарный положительный эффект, заключающийся в повышении надежности работы машины, Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг, 1 иллюстрирует20 ся предлагаемый способ; на фиг. 2 и 3 иллюстрируется способ, взятый за прототип.

Предлагаемый способ сборки осуществляют следующим образом.

В электрической машине, содержащей защитную оболочку 1 с фланцем 2, (фиг, 1), в расточке которой жестко закреплено активное ядро, включающее магнитопроводящий корпус 3 с сердечником етатора 4, 30 полюса ротора 5, магнитопроводящие щиты

6 и 7. Ротор опирается с помощью подшипников 8 и 9 на щиты и при этом имеет осевой разбег. Ротор со стороны привода имеет фланец 10, Корпуса подшипников 8 и 9 за35 креплен ы в щитах с помощью болтов 11 и 12, На торцевом щите защитной оболочки 1 со стороны, противоположной приводу, установлен технологический упор с наконечником 13, размещенный в корпусе 14.

40 Перемещение упора с наконечником 13 осуществляется посредством винта 15, а положение фиксируется болтом 16, В соответствии с предлагаемым способом производят чистовую обработку (корпу"5 са) оболочки 1, в том числе выполняют расточку гнезда под установку магнитопро. водящего корпуса 3 с сердечником 4, устанавливают сердечник обмотанный, заводят ротор с полюсами 5, устанавливают подшипниковые щиты 6 и 7, подшипники 8 и 9 с осевым зазором относительно оси сердечника 4 и полюса 8 по отношению к подшипниковым щитам, при этом относительно них ротор располагается с осевыми зазорами

55 h< и hz. Перед испытанием электрической машины на холостом ходу устанавливают электрическую машину таким образом, чтобы ось ротора 5 заняла горизонтальное положение, а осевое положение рбтора обеспечивают при помощи технологическо1800558 го упора 13, который после принудительного перемещения ротора по оси отводят от конца ротора на расстояние 6з .

Подрезку торцовых поверхностей оболочки 1, кроме фланца 2, производят до установки сердечника 4. Запускают машину на холостом ходу, определяют фактическое осевое прложение торцов ротора, приводного конца относительно фланца корпуса 2, передвигают подшипниковые узлы в осевом направлении, обеспечивая равномерность осевого разбега, а затем подрезают торец, фланца корпуса от фактического положения ротора, закрепляют их с помощью системы болтов 11 и 12, один из которых является отжимными, а другие — прижимными, Упор технологический с наконечником не вращается и выполняет роль страховочного ограничителя при пробных пусках, а также роль измерительного элемента, так как может быть перемещен в осевом направлении болтом 15 относительно корпуса

14 при заданном шаге резьбы.

Формула изобретения

Способ сборки электрической машины фланцевого типа, согласно которому осуществляют чистовую обработку корпуса, при которой выполняют расточку гнезда под установку сердечника, подшипниковых щитов, а также подрезают торцовую поверхность фланца корпуса, устанавлива5 ют сердечник с обмоткой, заводят ротор, горизонтальное положение оси которого обеспечивают с помощью технологического .упора, устанавливают подшипниковые щиты с подшипниками, запускают электриче10 скую машину на холостом ходу, о т л и ч à юшийся тем, что, с целью улучшения качества электрической машины путем повышения ее надежности за счет снижения осевой нагрузки на подшипник со стороны приво15 да, после заводки ротора и установки подшипниковых щитов с подшипниками определяют осевое положение торца приводного конца ротора относительно фланца корпуса при фактическом разбеге и после

20 запуска электрической машины на холостом ходу определяют фактическое осевое поло-. жение торцовой поверхности фланца ротора относительно торцовой поверхности фланца корпуса, после чего перемещают

25 подшипниковые щиты с подшипниками в осевом направлении до обеспечения заданного разбега ротора, а затем подрезают торцовую поверхность фланца корпуса, 1800558

Составитель Г, Тропачева

Техред М, Моргентал Корректор C. Юско

Редактор А. Рожкова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1171 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5