Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в игрушечных железных дорогах. Сущность изобретения: игрушечная зубчатая железная дорога содержит железнодорожный путь с гладкой ходовой поверхностью и расположенным вдоль нее зубчатым органом, зубья которого выполнены перпендикулярно ходовой поверхности и подвижный состав по меньшей мере с одной тяговой подвижной единицей. Тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги содержит приводной двигатель с .единственным зубчатым приводным колесом для зацепления с зубчатым органом, средства для направления тяговой подвижной единицы. 2 с. и 12 з.п. ф-лы, 39 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 А 63 Н 19/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ и
I О ь н
l .ь» ь,и
1 (21) 4202994/12 (22) 20;07,87 (31) 2901/86 (32) 21.07.86 (33) СН (46) 07.03,93,Бюл.N 9. (71) Интерлего АГ (СН) (72) Петер Болли;. Хайнц Лооэер и Вернер
Таннер (СН) (56) Патент Японии
М 56 — 33117, кл. А 63 Н 31/08, 1981. (54) ИГРУШЕЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ
ДОРОГА И ТЯГОВАЯ ПОДВИЖНАЯ .ЕДИНИЦА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ИГРУШЕЧНОЙ ЗУБЧАТОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ
ДОРОГИ
Изобретение относится к игрушечной реечной железной дороге.
Целью изобретения является повышение устойчивости тяговой подвижной единицы.
На фиг. 1 изображен вид сбоку оснащенного шестеренчатым приводом поезда, состоящего из собранных унифицированных узлов; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг, 3 — то же, вид снизу; на фиг. 4 — вид в перспективе прямого участка пути, оснащенного зубчатой рейкой; на фиг. 5 — то же, вид снизу; на фиг. 6 — вид сверху оснащенного зубчатой рейкой участка пути, изогнутого по руге 90; на фиг, 7 —. то же, вид снизу одного из двух концов участка пути; на фиг.
8 — вид снизу соединительной Накладки участков пути в соответствии сфиг.4 и 6; на фиг.
9 — вид снизу сочлененной тяговой тележки в соответствии с фиг. 3 с изображенной эуб,,Ы2 1801023 АЗ (57) Использование: в игрушечных железных дорогах. Сущность изобретения: игрушечная зубчатая железная дорога содержит железнодорожный путь с гладкой ходовой поверхностью и расположенным вдоль нее зубчатым органом, зубья которого выполнены перпендикулярно ходовой поверхности; и подвижный состав по меньшей мере с одной тяговой подвижной единицей. Тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги содержит приводной двигатель .с .единственным зубчатым приводным колесом для зацепления с зубчатым органом, средства для направления тяговой подвижной единицы. 2 с, и 12 э.п. ф-лы. 39 ил.
\ чатой рейкой; на фиг, 10 — вид снизу сочлененной промежуточной тележки в соответствии с фиг. 3 с изображенной зубчатой ®) рейкой; на фиг. 11 — вид снизу сочлененной Са) крайней тележки в соответствии с фиг. 3 с изображенной зубчатой рейкой; на фиг. 12 — вид в перспективе несочлененной промежуточной тележки в соответствии с фиг. 1-3; на фиг. 13 — вид. в перспективе тягового хомута сцепки для тележки в соответствии с фиг. 12, на фиг. 14 — гориаонгапьная проек- . ция хомута сцепки.в соответствии с фиг. 13;: (1 на фиг. 15 — разрез хомута сцепки в соответ- - ствии с фиг. 13; на фиг, 16 — вид в перспек- тиве неприсоединенной крайней тележки в соответствии с фиг. 1 — 3; на фиг. 17 — вид в перспективе соединительного хомута для тележки в соответствии с фиг, 16; на фиг, 18 — вид сверху платформы единицы подвижного состава в соответствии.с фиг, 1 — 3; на
1801023 фиг. 19 — вид сбоку платформы единицы подвижного состава в соответствии с фиг, 18; на фиг. 20 — вид спереди конца платформы единицы подвижного состава в соответствии с фиг. 18 и 19; на фиг, 21 — вид спереди другого конца платформы единицы подвижного. состава в соответствии с.фиг. 18 и 19; на фиг, 22 — вид снизу тяговой тележки в соответствии с другим вариантом исполнения; на фиг, 23 — вид сбоку выполненной в виде локомотива тяговой подвижной единицы с двумя тележками; на фиг, 24 — вид сбоку тяговой тележки тяговой подвижной единицы в соответствии с фиг. 23 в увеличенном масштабе; на фиг. 25 — вид сбоку ходовой части тяговой подвижной единицы в соответствии с фиг. 23 в увеличенном мас штабе; на фиг. 26 — вид в перспективе тяговой тележки в соответствии с фиг. 24; на фиг.
27 — растянутый вид в перспективе тяговой тележки в соответствии с фиг, 26; на фиг. 28 — вид в перспективе ходовой части в соответствии с фиг. 25; на фиг. 29 — растянутый вид в перспективе ходовой части в соответствии с фиг. 28; на фиг. 30 — вид снизу направляющего конструктивного элемента ходовой части в соответствии с фиг, 27; на фиг, 31 — вид снизу опорной плиты для осей вращения ходовой части в соответствии с фиг, 27; на фиг. 32 — вид снизу выполненного в виде приводного блока конструктивного элемента ходовой части в соответствии с фиг. 27;.на фиг. 33 — вид снизу направляющего конструктивного элемента ходовой части в соответствии с фиг. 29; на фиг, 34 — вид сверху платформы тяговой подвижной единицы в соответствии с фиг, 23; на фиг. 35поперечное сечение (частично в разрезе) выполненного в виде подвесной дороги варианта исполнения игрушечной зубчатой железной дороги; на фиг. 36 — разрезы различных вариантов исполнения оснащенного зубчатым органом железнодорожного пути; на фиг. 37 — вид сверху участка железнодорожного пути, оснащенного в соответствии с фиг. 4 зубчатой рейкой, с электрическими токоподводящими контактами; на фиг. 38 — вид металлического контактного элемента для участка железнодорожного пути в соответствии с фиг. 37; на фиг. 39 — вид спереди одного конца участка железнодорожного пути в соответствии с фиг, 37 с электрическими соединительными контактами.
На фиг. 1-8 в качестве примера показан вариант выполнения игрушечной зубчатой железной дороги в соответствии с изобретением, на фиг. 1 — 3 представлены.вид сбоку, вид сверху и вид снизу поезда, построенного из унифицированных узлов по типу мото50
55 оснащена двумя насаженными без крепления вращающимися колесами 16 с гладкой поверхностью качания. Кроме того, тележки
6 и 7 имеют располагающиеся парами друг напротив друга и простирающиеся в основном в продольном направлении стенки 17 и
18, Как поясняется ниже, эти стенки 17 и 18 служат в качестве направляющих стенок - ележек 6 и 7 на оснащенном зубчатом рейкой железнодорожном пути, причем зубчатая рейка входит в промежуточное пространстровагонного поезда и на фиг. 4 — 8 показаны различные относящиеся к этому участки железнодорожного пути.
В соответствии с фиг. 1 — 5 представленный поезд имеет три вагона, а именно: головной вагон с кабиной управления 1, промежуточный вагон 2 и хвостовой вагон 3.
Головной вагон 1 соединен с промежуточным вагоном 2 с помощью сцепленной с
10 обеих сторон тележки 4, а промежуточный вагон соединен с хвостовым вагоном 3 с помощью сцепленной с обеих сторон тележки 5. Кроме того, головной вагон 1 и хвостовой вагон 3 оснащены в своих концевых
"5 зонах соответственно тележкой 6 или 7. На фиг, 1 — 3 наружная обшивка вагонов 1 — 3 и тележек 4 и 5 не показана за исключением головного вагона 1, на котором расположена собранная из отдельных конструктивных
20 элементов прилегающая обшивка 8 вагона, Такие элементы обшивки вагонов, как кузов вагона, двери, окна и т,д., в настоящем примере исполнения предпочтительно собраны из отдельных конструктивных элементов конструкции игрушки и само собой разуме ется могут быть выполнены как угодно, не оказывая влияния на приведенный ниже принцип действия настоящей игрушечной зубчатой железной дороги. Для сборки таких ошибок вагонов каждый вагон 1 — 3 имеет служащую в качестве шасси вагона платформы 9-11, с помощью которых вагоны 1 — 3 сачленены также с тележками 4 и 5, как это будет пояснено ниже. Для установки других
35 конструктивных элементов платформы 9 — 11 оснащены известным образом соединительными цапфами 12 (фиг. 2). Нижняя сто- рона платформ 9-11 выполнена в виде полых тел, которые усилены распорками 13
40 (фиг. 3), Тележки 4 и 5, а также тележки 6 и 7 в данном примере исполнения изготовлены за исключением осей колес и элементов сцепки или крепления цельными из синтетического материала, Обе тележки 6 и 7 в соответствии с фиг. 3 имеют полую нижнюю сторону, которая включает подогнанные по формедетали 14для установки вращающихся колесных осей 15, каждая из которых
1801023 во и располагаются между двумя располагающимися друг напротив друга стенками 17 и 18, когда изображенный поездустанавливается на железнодорожном пути. Верхняя сторона каждой тележки 6 и 7 оснащена вращающейся цапфой 19 (фиг. 1), которая неотьемлемо вставлена в отверстие 20 (фиг.
2) соответствующей платформы 9 или 11.
Другие подробности поясняются ниже с помощью фиг. 16 и 17.
Двухосная тележка 5, которая является ходовой частью без привода, выполнена на своей нижней стороне в соответствии с фиг, 3 также, как и тележки 6 и 7. Она соответст,венно точно также имеет подогнанные по форме опорные детали 14, в которых установлены оснащенные колесами 16 колесные оси 15. Кроме того, на нижней стороне предусмотрены вновь располагающиеся парами друг напротив друга направляющие стенки 21 и 22. На верхней стороне тележка
5 оснащена насаженным поворотным сцепным хомутом 23 или 24, который может поворачиваться вокруг боковой цапфы 25.
Сцепные хомуты 23 и 24 предусмотрены,цля того, чтобы воспринимать с возможностью — расцепления соответствующие сцепные элементы на сопряженных концах платформ 10 или 11, Это сцепное устройство поясняется с помощью фиг. 12 — 15 и 19 — 21. На своей верхней стороне тележка 5 оснащена, кроме того, несколькими сцепными цапфами
12, которые (как и на платформах 9 — 11) позволяют осуществлять установку таких конструктивных элементов как обшивка.
Тележка 4, это касается ее нижней стороны (фиг. 3), выполнена в принципе такой же, как и тележка 5, и имеет соответственно такие же зажимные накладки 14, колесные оси 15, колеса 16 и направляющие стенки 21 или 22, Однако так как тележка 4 является приводной тележкой,на ееверхней стороне (фиг. 1 и 2) в вертикальном положении за-. креплен в основном цилиндрический электродвигатель 26. Последний имеет 4 вертикальную приводную ось 27 (фиг. 3), на которой имеется зубчатое колесо 28. Зубчатое колесо 28 находится на нижней стороне тележки 4 в зоне направляющей стенки 22, причем ось 27 смещена в сторону от про- 5 дольной оси симметрии тележки 4. Приводимое в действие электродвигателем 26 предпочтительно через установленную в электродвигателе передачу зубчатое колесо
28 предназначено для того. чтобы входить в 5 зацепление с зубчатым венцом имеющей зубья с обеих сторон зубчатой рейки, которая расположена в середине на железнодорожном пути, чтобы тележка 4 и тем самым . весь поезд, представленный на фиг, 1 — 3, при возбуждении электродвигателя 26 совершал поступательное движение вдоль железнодорожного пути.
Питание электродвигателя 26 осуществ5 ляется через выполненный в виде унифицированного узла штекер 29 (фиг. 1) и кабель питания 30 с помощью расположенного на головном вагоне 1 ящика с батареями 31, Для управления электродвигателем 26 в те10 лежке 4 вблизи нижней стороны электродвигателя 26 расположен ползун 32. Ползун
32 оснащен коммутационными контактами и может быть иэ показанного на чертеже положения "Выкл." (электродвигатель от15 ключен от батареи) путем нажатия в одном или другом поперечном направлении включен в схему прямого или обратного движения тележки 4 или поезда. Ползун 32 несколько выступает сбоку за тележку 4 и
20 имеет на концах скошенные поверхности.
Это позволяет устанавливать на железнодорожном пути такие органы управления, как штифты и им подобные, которые воздействуют при прохождении поезда на ползун и
25 тем самым выаывают остановку или изменение направления движения поезда. Нео6ходимо также сознавать, что возможно предусматривать также дистанционное управление, например дистанционное управ30. ление с помощью инфракрасных лучей, ° чтобы управлять электродвигателем 26 непрерывно и относительно направления вращения. Вагоны данного поезда, в частности головной вагон 1, имеют достаточно про35 странства для установки необходимых приемных и коммутационных элементов.
Как и тележка 5, тележка 4 также оснащена двумя установленными на боковых цапфах 25 сцепными хомутами 23 и 24, что40 бы соединять с воэможностью расцепления тележку 4 с платформой 9 головного вагона
1 или с платформой 10 промежуточного вагона 2, Кроме того, электродвигатель 26 также оснащен несколькими соединительными
5 цапфами 12 для установки обшивки или ей подобной.
Игрушечная железная дорога в соответствии с изобретением включает также железнодорожный путь с зубчатым органог-. :-".: "-:;
0 которым находится в зацеплении зубчатМ-,:,. колесо электродвигателя тяговой подви ; ной единицы. На фиг. 4 — 8 представлены предпочтительные примеры исполнения прямых и изогнутых участков железнодо5 рожного пути.
Само собой разумеется, что прямой участок железнодорожного пути, вид в перспективе которого представлен на фиг. 4 и вид снизу на фиг. 5, может иметь любую, однако предпочтительно стандартную дли1801023 ну. Участок железнодорожного пути имеет две гладких ходовых поверхности 41 и 42, которые разделены в продольном направлении участка хселезнодорожного пути расположенной в середине с возвышением зубчатой рейкой 43, Последняя имеет с обеих сторон по одному ряду зубьев 44 или 45, которые перпендикулярны ходовым поверхностям 41 и 42. Для соединения этого участка железнодорожного пути с другими соседними участками железнодорожного пути этот участок имеет на своих концевых зонах по две выполненные в боковых углублениях соединительные цапфы 48, обратная сторона каждой из которой представлена на фиг, 8, оснащена зажимными цапфами 48, как показано на фиг. 8, соответственно четыре соединительных цапфы 46 двух прилегающих друг к другу торцовыми сторонами участков железнодорожного пути соединяются друг с другом с помощью соединительной накладки 47.
Из фиг. 5 видно, что нижняя сторона участка железнодорожного пути в соответствии с фиг. 4 образует усиленное распарками 49 полое пространство. Кроме того, на каждом конце участка железнодорожного пути выполнено коробообразное палое про-. странство 50, Это пространство предназначено для того, чтобы можно было насаживать участок железнодорожного пути на плиту основания или монтажную плиту, которая оснащена расположенными на определенном удалении друг от друга соединительными цапфами.
Кроме того, из фиг, 4 видно, что обе торцовые стороны прямого участка желез. нодорожного пути оснащены соответственно выступом 51 и соответствующим углублением 52. Эта конструкция торцовых сторон способствует, во-первых, фиксированию двух расположенных рядом друг с другом в ряд участков железнодорожного пути в их поперечном направлении, так что планки 47 (фиг. 8) нагружены только на растяжение. К тому же выступы 51 и углубления
52 предусмотрены и в качестве кодирующих элементов, чтобы предотвратить расположение в ряд и соединение определенных, не подходящих друг к другу участков железнодорожного пути, На фиг. 6 представлен вид сверху изо. гнутого участка железнодорожного пути, простирающегося по угловой зоне в 90О, который имеет две гладкие ходовые поверхности 53 и 54, разделенные проходящим в середине изогнутым зубчатым рельсом 55, который по бокам имеет зубчатые сектора
56 и 57. Кроме того, этот изогнутый участок железнодорожного пути в своих концевых
55 дугообразных участков 59 и 60 участка железнодорожного пути, которые все исходят из смещенного центра, В место цел ь ного участка железнодо-. рожного пути, занимающего угловую зону в
90о, в соответствии с фиг. 6 могут предусматриваться и использоваться естественно и участки железнодорожного пути, занимающие угловые зоны по 45О, которые, как было упомянуто, получаются иэ занимающего угловую зону в 90 участка железнодозонах также оснащен боковыми соединительными цапфами 46, а также расположенными на торцовых сторонах выступами 51 и углублениями 52, Как видно из фиг. 7, ниж5 няя сторона изогнутого участка железнодорожного пути в соответствии с фиг. 6 также выполнена по аналогии с нижней стороной прямого участка железнодорожного пути в соответствии с фиг, 4 и 5 и имеет, в частно10 сти, в концевых зонах коробообразное полое пространство 50 для насаживания участка железнодорожного пути на соединительные цапфы основания, В этой связи необходимо заметить, что
15 невозможно расположить участок круговой кривой в прямоугольном, в частности квадратном, растре так, чтобы конечные точки участка круговой кривой точно совпали с точками растра, так как в этом случае уча20 сток круговой кривой занимал бы зону свыше 90 . Чтобы несмотря на это точно совместить концы изогнутых участков железнодорожного пути с точками растра плиты основания или с расположенными в этих
25 точках растра соединительными цапфами, чтобы можно было устанавливать изогнутые участки железнодорожного пути на плиту основания без принудительного нажима, было предложено собирать каждый изогну30 ты&участок железнодорожного пути из более короткого прямого участка и более ,длинного дугообразного участка.
В изогнутом участке железнодорожного пути в соответствии с фиг, 6 использовано
35 это техническое решение. Представленный на фиг. 6 участок железнодорожного пути, занимающий дугообразную зону в 90, необходимо рассматривать как сборку из двух участков железнодорожного пути, дугооб40 разные зоны по 45 каждый, которые разделены вдоль проходящей под углом 45 радиальной линии 58. Каждый занимающий дугообразную зону в 45 участок железнодорожного пути собирается из дугообразноro участка 59 или 60 и значительно более короткого прямого участка 61 или 62. На фиг. 6 нанесен также внутренний и наружный радиусы железнодорожного пути, а также средний. радиус зубчатого рельса 55
1801023
10 рожного пути в соответствии с фиг, 6 путем Прорезь 68 сцепного хомута 23 предразделения вдоль радиальной линии 58, Са- назначена для восприятия соответствующемо собой разумеется, что оба конца таких го выступа сцепного устройства. которые участковжелезнодорожногопути,занимаю- расположены на концах платформ 9 — 11. На щих угловые зоны по 45, должны быть ос- 5 фиг, t8 — 21 представлена платформа 10 пронащены соединительными цапфами 46 для межуточного вагона 2 (фиг. 1) с частичным соединения ссоседним прямым или изогну- вырезом в увеличенном масштабе. Каждая тым участками железнодорожного пути, Так торцовая сторона платформы 10 оснащена как образующиеся в результате такого раз- сформованным выступом 70 или 71. Кроме деления участки железнодорожного пути, 10 того, на наружных концах оба выступа 70 и занимающие угловые зоны по 45, т.е. уча- 71 имеютсоответственно по одномуверхнесток железнодорожного пути с.участками 59 му и нижнему фиксаторному грибку 72. При и 61, а также участок железнодорожного вставлении выступа 70 или 71 в прорезь 68 пути с участками 60 и 62, не идентичны, на сцепного хомута 23 (фиг. 13 — 15) фиксаторих угловых концах в 45 предусмотрено дру- 15 ные грибки 72 разжимают верхнюю и нижгое кодирование с помощью выступов иуг- нюю стенки прорези друг от друга и в лублений, как это обозначено на фиг. 6 по пазообразные углубления 69 (фиг. 14, 15) радиальной линии 58, так, что выступ 70 или 71 прочно удерживаНе показаны на чертеже оснащенные ется в прорези 68, т.е, платформа 10 сочлезубчатым рельсом участки железнодорож- 20 нена со сцепным хомутом 23 и тем самым с ного пути, которые пригодны для образова- тележкой 5. Для расцепления платформа 10 ния железнодорожного пути с уклонами и просто отводится от сцепного хомута 23, подъемами. B этом отношении и в отноше- Такая же конструкция сцепного устройства нии необходимых размеров общихжелеэно- имеется и в других сцепных хомутах 23, 24 дорожных путей, которые должны 25 и на сцепляемых концах платформ 9-11 в использоваться совместно с растром плиты соответствии с фиг, 1, основания, делается ссылка на упомянутый Из фиг. 18 — 21 следует, что выступ 70 на патент Швейцарии. одном конце платформы 10 промежуточной .На фйг, 9 — 11 еще раз представлен вид ° платформы 2 имеет другую форму поперечснизу тележек 4 и 5 и тележки 7 в соответст- 30 ного сечения, чем выступ 71.на другом конце виис фиг.3, однако в увеличенном масшта- ° платформы 10. Выступ 70 (фиг. 20) имеет бе и с иэображением зубчатой рейки 43 прямоугольное поперечное сечение, в то прямого участка железнодорожного пути в время как форма поперечного сечения высоответствии с фиг. 4, Видно, что направля- ступа 71 (фиг, 21) подобна форме поперечющие стенки 21 и 22 тележек 4 и 5 или 35 ного сечения ромба. Выступ 70 направляющие стенки 17 и 18 тележки 7 (прямоугольник) вызывает в прорези 68 расположены вдоль зубчатой рейки 43. Кро- сцепного хомута 23, 24 жесткое относительме того; из фиг-. 9 видно, каким образом но направления поворота вокруг продользубчатое колесо 28 электродвигателя входит ной оси платформы 10 соединение, так как в зацепление с одной стороны с зубчатой 40 выступ 70 прилегает к верхней и нижней рейкой 43. Созданное в результате этого стенкам прорези 68. Напротив, выступ 71 поперечное усилие воспринимается на- (ромб) допускает в прорези 68 незначительправляющими стенками 21. ные возвратно-поступательные колебания.
Описанная уже с помощью фиг. 1 — 3 хо- Если все вагоны 1 — 3 в соответствии с фиг. 1 довая часть 5 представлена в перспективе 45 с помощью тележек 4 и 5 жестко сочленены на фиг. 12. На фиг. 13 представлен вид в в указанном направлении поворота благоперспективе, на фиг. 14 — горизонтальная даря тому, что все выступы выполнены такипроекция и на фиг. 15 — разрез относящего- ми же, как и выступ 70(фиг. 20), то возникает ся кэтомуузлусцепногохомута23. Сцепной недостаток, заключающийся в том, что вагохомут23 имеетдва отогнутых плеча 65, кон- 50 ны на очень крутых закруглениях пути, в цы которых оснащены зажимными шлицами частности на подъемах,:отрываются от же66, С помощьюзажимного шлица 66 каждое лезнодорожного пути..Если напротив преплечо 65 сцепного хомута 23 может быть дусмотрены только выступы, аналогичные установлено на цапфе 25, выполненной сбо- выступу 71 (фиг. 21), то при любой скорости ку на тележке 5, как это показано на фиг. 1: 55 может получаться неплавный ход вагона.
В средней части 67-сцепной хомут 23 имеет Таким образом, благоприятным является прорезь 68, причем во внутренней части использование обеих форм выступов 70 и прорези 68 предусмотрены верхняя и ниж- 71, чтовозможно без всяких проблем благоняя стенки прорези с небольшими пазооб- даря тому, что прорезь 68 сцепного хомута . разными углублениями 69. 23 может воспринимать оба выступа 70 и 71.
1801023
15
20 тележек
30
45
55
На фиг. 12 представлена неимеющая привода тележка 5, Однако с ней эа исключением установленного электродвигателя
26 (фиг. 1) совпадает приводная тележка 4, гак что у приводной тележки в соответствии с фиг. 1 конструкция и расположение сцепного хомута 23, 24 такие же, как и у ходовой части 5.
В частности, очевидное из фиг, 1 и 12 — 15 расположение сцепного хомута 23, 24 на тележках 4, 5 представляет собой конструкцию настоящей игрушечной зубчатой железной дороги в соответствии с изобретением, которая является особенно предпочтительной и позволяет прокладывать железнодорожный путь с необычно крутыми подъемами и уклонами, а также с очень крутыми закруглениями пути, не вызывая опасности, что тяговая подвижная единица и прицепленные к ней другие единицы подвижного состава будут отрываться от железнодорожного пути и тем самым
"сходить с рельсов" или "сваливаться", Мероприятие в соответствии с изобретением заключается в том,что точки приложения для передачи усилия от тележки на сцепленный с этой тележкой вагон или на ее платформу, служащую шасси единицы подвижного состава, предусмотрены на самой тележке в тем местах, которые по меньшей мере примерно полностью удовлетворяют определенным требованиям в отношении железнодорожного пути или тележки. Такими требованиями являются следующие, 1). Указанные точки приложения должны быть расположены по высоте (в вертикальном направлении) относительно железнодорожного пути по возможности вблизи тех мест, которые на железнодорожном пути и на тележке принимают участие в передаче усилия для продвижения тележки и сцепленных с ней вагонов. Такими местами сообразно с этим являются, с одной стороны, на приводной тележке места сцепления зубчатого колеса приводного электродвигателя с зубьями зубчатого органа, и с другой стороны, на всех тележках точки опоры их колес на гладких ходовых поверхностях железнодорожного пути. Отсюда вытекает первое положение о том, что сцепные хомуты 23, 24 должны шарнирно соедйняться на тележках 4, 5 настолько глубоко, насколько это возможно, т,е. на уровне зубчатой рейки 43 (фиг. 4) и по возможности вблизи ходовых поверхностей
41, 42 (фиг. 4). Из фиг, 1 и 12 следует, что глубокое относительно железнодорожного пути положение боковых цапф 25 тележек 4, 5 соответствует этому положению.
2). Указанные точки приложения, кроме того, должны быть смежными, т.е. должны быть расположены так близко, насколько это конструктивно возможно, к плоскости, которая перпендикулярна продольному направлению тележки и содержит центр тяжести тележки. У представленных на фиг. 1 тележек 4 и 5 эта плоскость расположена в середине тележки поперек продольного на10 правления представленного поезда, Таким образом, боковые цапфы 25 тележек 4 и 5 для сцепных хомутов 23 и 24 очень близки к середине тележек. Сцепные хомуты 23, 24 имеют почти необычного вида соответственно длинные и наклонные плечи 65 (фиг.
15), тем самым в соответствии с фиг. 1 возможно сцепление тележек 4 и 5 с платформами 9, 10 или 10, 11 соседних единиц подвижного состава 1, 2 или 2, 3 на концах
Выполнение обоих вышеупомянутых требований с помощью изображенного на фиг. 1 шарнирного соединения сцепных хомутов 23, 24 на тележках 4, 5 способствует тому, что Все силы, которые передаются от тележек 4, 5 на прицепленные платформы
9 — 11, имеют основную, сильно преобладающую составляющую, которая расположена параллельно железнодорожному пути. Перпендикулярная к ней, т.е. направленная вверх составляющая сил значительно меньше. Это означает, что создается лишь пренебрежительно малый момент, который стремится оторвать тележки и тем самым сцепленные с ними вагоны в процессе эксплуатации от железнодорожного пути перпендикулярно вверх относительно железнодорожного пути. Так как боковые зубчатые участки 44 или 45 (фиг. 4) или 56, 57 (фиг. 6) препятствуют выходу из зацепления приводного зубчатого колеса 28 (фиг. 9), данная зубчатая железная дорога имеет очень высокую устойчивость, даже если железнодорожный путь проложен с крутыми подъемами и еакруглениями пути без надле- . жащих контрофорсов, т.е, "свободно подвешен", Предел подъема в основном достигается лишь тогда, когда на подъеме проходящая через центр тяжести тележки вертикальная плоскость пересекает точки опоры на железнодорожном пути колес, расположенных на соответствующей колесной оси. У данной зубчатой железной дороги это соответствует подъему железнодорожного пути значительно больше, чем 100
Кроме того, у данной зубчатой железной дороги указанные преимущества существуют независимо от того, тянет или толкает тяговая подвижная единица другие прицепленные единицы подвижного состава.
1801023
На фиг. 16 в перспективе изображена тележка били 7(фиг. 1, 3) кроме того, на фиг.
17 в перспективе представлен поворотный элемент 19 для опоры тележки 6 (7) на платформах 9 и 11 (фиг. 1, 3). Поворотный эле- 5 мент 19 имеет цилиндрический концевой элемент 75, который расположен на опорном хомуте 76. Опорный хомут 76 имеет два плеча 77, которые оснащены зажимными прорезями 78. Плечи 77 вставляются через 10 щелевые отверстия 79 тележки 6 (7) и затем, как это видно из фиг. 3, зажимаются на крепежных перемычках 80 тележки 6 (7),.Цилиндрический концевой элемент 75 имеет концевое утолщение 81, которое является 15 упругим благодаря тому, что концевой элемент 75 оснащен двумя продольными прорезями 82. Поворотный элемент 19 с посаженной на него тележкой 6 (7) может. сообразно с этим простым образом встав- 20 ляться в предусмотренное в платформе 9 или 11 отверстие 20 (фиг. 2) с возможностью разъединения, однако самовыпадание неВОЗМОЖНО, На фиг. 22 представлена альтернатив- 25 ная относительно варианта исполнения в соответствии с фиг. 9 установка приводной тележки 4. Установка тележки и восприятие оказываемого йриводным зубчатым колесом 28 через зубчатую рейку 43 давления 30 . Осуществляется двумя свободно вращающимися зубчатыми колесами 83. При этом трение зубчатой рейки 43 на тележке 4 не.сколько меньше, чем при прилегании к направляющим стенкам 21 (фиг. 9), Однако 35 имеется недостаток, заключающийся в том, что тележка из-за расположенных с двух сторон зубчатых колес 28 или 83 не может .больше свободно устанавливаться на же- . лезнодорожный путь. 40
На фиг, 1 — 3 представлен поезд, состоящий, например, из нескольких вагонов 1 — 3.
Понятно, что возможны также другие, практически любые компоновки тележек 4 и 5 с прицепленными вагонами или платформа- 45 ми при использовании концевых тележек 6 и 7. В частности, тяговой подвижной единицей может быть единственный моторный ваloH, KoTopblA (фиг. 1) состоял бы из приводной тележки 4 и прицепленного ва- 50 гона 1 с тележкой 6, причем была бы установлена другая обшивка вагона и мог бы отсутствовать сцепной хомут 24 на наружном конце тележки 4, Другой вариант исполнения тяговой nd- 55 движной единицы в соответствии с изобре- тением поясняется с помощью фиг. 23 — 34.
В соответствии с фиг, 23 пример исполнения относится к электровозу, который в ка. честве важных конструктивных элементов имеет платформу 85, собранный на ней из конструктивных элементов кузов 86 вагона, две тележки 87 и 88 и по одному соединенному с тележками 87, 88 сцепное устройство . 89, причем одна тележка 87 является приводной, а другая тележка 88 — бегунковой тележкой. Этот электровоз предназначен в соответствии с изобретенйем для железнодорожного пути, который имеет гладкую ходовую поверхность 90 и расположенную посередине на железнодорожном пути зубчатую рейку 91 с зубьями с обеих сторон, которые изображены на фиг, 4, например, в качестве участка железнодорожного пути.
Пример исполнения в соответствии с фиг, 23 отличается тем, что не только кузов 86 платформы 85 собран из отдельных конструктивных элементов, но и тележки 87 и 88 образованы путем посадки друг на друга нескольких конструктивных элементов, как это поясняется ниже, Фиг, 24 и 25 показывают вид сбоку и увеличенный масштаб обеихтележек 87 и 88 в соответствии с фиг. 23, причем в изображении на фиг; 24 и 25 (вид сбоку) опущены боковые защитные пластины 92 и колеса 96 (фиг, 23).
Приводная тележка 87 собирается в соответствии с фиг, 24 из следующих конструктивных элементов: направляющего и базового элементов
93, который простирается по всей длине тележки 87 и который выполнен с одной стороны в виде основания для сборки других конструктивных элементов и с другой стороны в виде скользящего направляющего элемента тележки 87 вдоль зубчатой рейки 91; двух посаженных на направляющий конструктивный элемент 93 опорных плит
94, которые имеют отверстия для установки по одной колесной оси 95, на которой расположены два бегунковых колеса 96 с гладкими поверхностями для находящихся по обе стороны от зубчатой рейки 91 гладких ходовых Поверхностей 90 железнодорожного пути; посаженного на опорные плиты 94 приводного узла 97, который имеет две продольные пластинчатые части 98, две выступающие боковые пластинчатые части
99 (на фиг. 24 видна только одна из них) и электродвигатель 100,.приводная Ось которого оснащена уже ранее упомянутым приводным зубчатым колесом 28,которая находится в зацеплении с зубьями зубчатой рейки 91, двух поддерживаюших скоб 101, которые насажены на приводной узел 97 и направляющий конструктивный элемент 93, в результате направляющий конструктивный элемент 93, опорные плиты 94 и привод1801023
16 ной узел 97 удерживаются вместе в виде унифицированного узла; соединительной скобы 102, которая шарнирно установлена на направляющем конструктивном элементе 93 и предусмотрена для того, чтобы соединить. тележку 87 с воэможностью поворота с платформой 85 изображенного на фиг. 23 электровоза; уже упомянутого с помощью фиг. 23 сцепного устройства 89, которое содержит также установленный шарнирно на направляющем конструктивном элементе 93 сцепной тяговый хомут 103 и который выполнен для того, чтобы соединить тележку 87 и тем самым изображенный на фиг. 23 электровоз с другой единицей подвижного состава .
Тележка 88 собрана в соответствии с фиг. 25 аналогичным образом, как и приводная тележка 87 в соответствии с фиг, 24, а именно из следующих конструктивных элементов: направляющего и базового конструктивного элемента 104, который выполняет такие же монтажные функции и функции скользящего направления, что и соответствующий элемент 93 (фиг. 24); двух посаженных на направляющий конструктивный элемент 104 опорных плит.
94, которые в соответствии с идентичными опорными плитами 94 на фиг. 24 предусмотрены для установки оснащенных колесами
96 колесных осей 95; двух поддерживающих скоб 105, которые удерживают вместе направляющий конструктивный элемент 104 и опорные плиты 94; центрального шкворня тележки 106, который посажен на направляющий конструктивный элемент 104 и может быть расположен в платформе 85 (фиг. 23) элект ровоза с возможностью поворота; сцепного устройства 89 в соответствии с фиг. 24, которое шарнирно установлено на конструктивном направляющем элементе
104 и включает тяговый сцепной хомут 103.
Отдел ьн ые конструкти вн ые элеме нты тележек 87 и 88 явствуют более отчетливо из фиг. 26, 27 или фиг, 28, 29, а также из фиг, 30-34.
На фиг. 26 представлен вид в перспективе приводной тележки 87, включая боковые защитные пластины 92 колес (фиг. 23).
На фиг, 27 представлены в перспективе отдельные конструктивные элементы в разобранном виде, причем опущены колеса 96 (фиг, 26) и их колесные оси.
Как уже было упомянуто с помощью фиг.24, тележка 87 имеет удлиненный направляющий и базовый конструктивный элемент 93, который на верхней стороне оснащен опре50 как видно из фиг. 24, может быть насажен на внешние опорные цапфы 111d, причем возможное поворотное движение в направлении по высоте соединительной скобы 103 ограничено снизу благодаря тому, что удли55 нения 120 плеч 117 и 118 наталкиваются на соседние-выступы 112 направляющего конструктивного элемента 93 (фиг. 24), Рамная часть тягового сцепного хомута
103 также имеет щелеобразное отверстие
121, в котором выполнена цапфа 122. Отвер10
45 деленным количеством соединительных цапф 12, относящихся к системе данных конструктивных элементов, На нижней стороне направляющей конструктивный элемент 93 имеет в соответствии с фиг. 30 сформованные, расположенные друг напротив друга скользящие направляющие стенки 107 и 108, промежуточное пространство
109 которых предназначено для расположения зубчатой рейки 91 (фиг, 23 и 24), как это уже было описано с помощью примера исполнения на фиг. 1 — 3. Направляющий конструктивный элемент 93 оснащен на продольной стороне углублением 110, которое предназначено для размещения приводного зубчатого колеса 28 (фиг. 24). Обе продольные стороны оснащены, кроме того, четырьмя (каждая опорная) цапфами 111а, 111Ь, 111с и 111d, а также двумя выполненными в виде сформованных выступов упорами 112.
Как показано на фиг, 24, к направляющему конструктивному элементу 93 шарнирно присоединена соединительная скоба
102, а также тяговый сцепной хомут 103 сцепного устройства 89, Для этого соединительная скоба 103 имеет два плеча 113, на концах которых предусмотрена фиксирующая прорезь 114 так, что плечи 113 насажены на внутренние опорные цапфы 111с, В рамной части соединительной скобы 102 имеется щелевое отверстие 115, в котором выполнена цапфа 116. Как более подробно поясняется с помощью фиг. 34, соединительная скоба 102 предназначена для соединения с возможностью поворота тележки
87 с платформой 85 локомотива в соответствии с фиг. 23. Возможное поворотное движение в направлении по высоте соединительной скобы 102 ограничено снизу благодаря тому, что ее плечо 113 наталкивается на соседние выступы 112 направляющего элемента 93 (фиг. 24), Тяговый сцепной хомут 103 сцепного устройства 89 выполнен llo аналогии с соединительной скобой 102 и также имеет два плеча 117 и 118, на концевых зонах которых предусмотрено по одному отверстию 119.
Таким образом, тяговый сцеп