Устройство для передвижения колесных транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для 4 использования в качестве устройства для перемещения колесных транспортных средств. Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации. Устройство содержит раму 1 с проемом для колес 3 перемещаемого транспортного средства 4, источник мощности, вращающий фрикционные ролики 7, и прижимное приспособление 8. Ролики 7имеют оси вращения, перпендикулярные продольной вертикальной плоскости симметрии проема рамы 1, и расположены симметрично поперечной плоскости симметрии проема рамы 1. Ролики 7 установлены на различных подвижных относительно друг друга частях прижимного приспособления 8 с возможностью прижатия роликов с противоположных сторон к колесам 3 передвигаемого транспортного средства 4. 11 з.п. ф-лы, 24 ил. сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ .

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

I

1 ъ (21) 3899957/63 (86) РСТ/F1 84/00064 (13.09.84) (22) 10,05,85 (46) 07.03,93, Бюл, № 9 (31) 833275; 842677 (32) 13.09.83, 14.07,84 (ЗЗ) FI (72) Матти Синкконен (Fl) (56) Патент США N - 3005510, кл. 180 — 14, 1959.

Патент CLlJA ¹ 3025922, кл. 180 — 14, 1962.

Выложенная заявка ФРГ N. 2826161, кл, В 64 F 1/22, 1979, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для

„„. Ы„„1801094 А3

s В 60 P 3/11, В 64 F 1/22 использования в качестве устройства для перемещения колесных транспортных средств. Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации. Устройство содержит раму 1 с проемом для колес 3 перемещаемого транспортного средства 4, источник мощности, вращающий фрикционные ролики 7, и прижимное приспособление

8, Ролики 7имеют оси вращения, перпендикулярные продольной вертикальной плоскости симметрии проема рамы 1, и расположены симметрично поперечной плоскости симметрии проема рамы 1. Ролики 7 установлены на различных подвижных относительно друг друга частях п рижи много приспособления 8 с возможностью при>катия роликов с противоположных сторон к колесам 3 передвигаемого транспортного средства 4, 11 з.п. ф-лы, 24 ил.

1801094

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для передвижения колесных транспортных средств, например для перемещения самолетов по аэродрому.

Целью изобретения является повышение удобства в эксплуатации.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг, 3 — положение колес и роликов устройства относительно колес перемещаемого транспортного средства; на фиг. 5 — то же, фрикционными роликами, отведенными в сторону; на фиг,5 — разрез А — А на фиг.

2; на фиг. 6 — разрез Б — Б на фиг, 4; на фиг, 7 — второй вариант осуществления устройства, вид сбоку; на фиг, 8 — то же, вид сверху; на фиг. 9 — третий вариант выполнения устройства, вид сбоку; на фиг. 10 — устройство по фиг. 7 при работе с колесной тележкой транспортного средства; на фиг. 11 — четвертый вариант выполнения устройства, вид сбоку; на фиг. 12 — пятый вариант выполнения устройства, вид сбоку; на фиг, 13 — шестой вариант выполнения устройства, вид сбоку; на фиг, 14 — усилия, создаваемые в варианте выполнения устройства на фиг.

7; на фиг, 15 — седьмой вариант выполнения устройства, вид сбоку; на фиг. 16 — устройство при взаимодействии с колесом шасси самолета, вид сбоку; на фиг. 17 — то >ке, вид сверху; на фиг. 18 — то же, с повернутыми опорными колесами рядом с передним колесом шасси самолета; на фиг. 19 — вариант устройства при взаимодействии с тележкой шасси самолета, вид сбоку; на фиг. 20 — то

>ке, вид сверху; на фиг. 21 — разрез  — В на фиг. 19; на фиг. 22 — устройство, закрепленное на конце транспортного средства, вид сбоку; на фиг, 23 — схема обслуживания самолета устройством; на фиг, 24 — магистраль, питающая гидравлическую систему устройства.

Устройство для передвижения колесных транспортных средств содержит раму 1 с проемом 2 для колес 3 передвигаемого транспортного средства 4 (самолета, источник мощности 5 и приводной механизм 6.

Приводной механизм имеет не менее двух фрикционных роликов 7, вращаемых от источника мощности 5. Оси вращения роликов

7 перпендикулярны продольной вертикальной плоскости симметрии проема 2 рамы 1.

Ролики 7 связаны с прижимным приспособлением 8, закрепленным на раме 1, При>кимное приспособление 8 состоит из подвижных относительно друг друга частей, соединен н ых между собой гидроцили ндром

9 прижатия их к колесам 3 передвигаемого

55 транспортного средства 4. Прижимное приспособление 8 установлено посредством шарнира 10 на раме 1 и снабжено гидроцилиндром 11 отвода роликов 7 в сторону.

Рама 1 может быть установлена на колесах

12 (фиг. 1) или подвешена на транспортном средстве 13 (фиг, 22) и снабжена направляющими 14 (фиг. 2), В другом варианте (фиг. 7) выполнения устройства прижимное приспособление 8 может составлять непосредственно раму 1, на подвижных частях которой установлены фрикционные ролики 7 на одних осях с колесами 12. Источником мощности при этом является электродвигатель (гидродвигатель) 15, встроенный в один из роликов 7.

В третьем варианте (фиг. 9) фрикционные ролики 7 могут быть установлены на элементах 16, шарнирно закрепленных на осях колес 12.

В четвертом варианте выполнения (фиг.

11) приводной механизм 6 выполнен в виде трех фрикционных роликов 7, располо>кенных по линии действия гидроцилиндров 9.

При этом центральный фрикционный ролик

7 установлен на одной оси со свободно вращающимися опорными колесами 12, По пятому варианту (фиг. 12) три фрикционных ролика 7 связаны прижимным приспособлением 8, образующим равнобедренный треугольник основанием вверх, боковые стороны 17 которого меньше диаметра колес 3 транспортного средства 4 и шарнирно связаны между собой и с основанием, роль которого выполняет гидроцилиндр 9. Ведущим в этом варианте целесообразно использовать ролик 7, находящийся между колесами 3.

Шестой вариант устройства (фиг. 13) содержит фрикционные ролики 7 большего диаметра, чем расстояние между колесами 3 перемещаемого транспортного средства, а гидроцилиндр 9 прижимного приспособления 8 расположен вертикально между колесами 3.

По седьмому варианту передвигающего устройства (фиг. 15) прижимное приспособление 8 выполнено как и в варианте по фиг.

9, но дополнительно снабжено устройством для перемещения приспособления по вертикали, содержащим направляющую 18 и ползун 19. Элементы 16 могут быть соединены с гидроцилиндром 9 шарнирно или >кестко для самоустановки ползуна 19 на направляющей 18.

Еще один вариант конструкции устройства по фиг. 7 представлен на фиг. 16 и 17.

В нем фрикционные ролики 7 установлены на раме 1 с одной стороны колеса 3 неподви>кно, а с другой стороны на подви>кном от

1801094 гидроцилиндра 9 кронштейне 20, скользящем по направляющей 21 рамы 1, и приводятся во вращение от источника мощности

5, выполненного в виде гидродвигателя.

Опорные колеса 12 выполнены свободно устанавливающимися на вертикальных осях 22, а рама 1 открыта с боковой стороны для свободного охвата колеса 3 передвигаемогр транспортного средства 4. Опорные колеса 12 могут иметь привод от источника мощн ОСТИ.

На фиг. 19 показана часть шасси передвигаемого транспортного средства 4, состоящая из тележки 23 и колес 3. В этом варианте выполнения прижимное приспособление состоит из двух передач 24, снаб>K8HHblx двумя фрикционными роликами 7 каждая. Усилие прижатия создается путем сближения передач 24 гидравлическим цилиндром 9 с помощью направляющих 25 и труб 26, скользящих на них. На чертеже направляющие 25 соединены с передачей

24, установленной справа, а трубы 26 прикреплены к передаче 24, установленной слева. Гидравлический цилиндр 9 соединен со стержнем 27, связывающим направляющие

25, а поршень 28 гидроцилиндра 9 прикреплен к стержню 29, соединяющему трубы 26, прикрепленные к передаче 24, установленной слева. Преимущество этой конструкции заключается в том, что передачи 24 остаются параллельными во время перемещения устройства, что заставляет четыре фрикционных ролика 7 прижиматься симметрично к колесам 3 тележки 23.

На фиг. 20 показан вид в плане передвигающего устройства по фиг. 19. Конструкция в этоМ варианте выполнения открыта с одной стороны, что дает возможность подавать передвигающее устройство к колесу 3 сбоку.

На фиг. 19 и 20 не показано для упрощения чертежа устройство для регулирования высоты прижимного приспособления.

На фиг, 21 показан частичный разрез

В-В правой передачи передвигающего устройства по фиг. 19, На этом чертеже также показан источник мощности 5 (гидравлический,цвигатель), вращающий фрикционные ролики 7, Имеется зубчатое колесо 30 со вставными зубьями, установленное на валу

31 гидравлического двигателя. Вращательное движение двигателя передается через колесо 30 на промежуточное зубчатое колесо 32 и далее на колесо 33, соединенное с осью 34 фрикционного ролика 7.

Симметрично под гидравлическим двигателем размещена аналогичная система передач, поскольку колесо 30 с вставными зубьями, закрепленное на валу 31, также

55 вращаетдругое промежуточное зубчатое колесо 32 с вставными зубьями под ним. У нижнего края передачи 24 имеется фрикционный ролик 7, который вращается в том же направлении и с такой же скоростью, что и фрикционный ролик 7, показанный у верхнего края передачи.

На фиг. 22 показано передвигающее устройство по фиг, 19 вместе с транспортным средством, которое обеспечивает это пере двигающее устройство источником энергии, например двигатель 35 внутреннего сгорания и гидравлический насос 36. На фиг, 22 не показаны гидравлические двигатели, вращающие фрикционные ролики 7 передач

24. При перемещении транспортного средства 4 устройство функционирует, как показано на фиг. 19. Когда передвигающее устройство не присоединено к какому-либо перемещаемому транспортному средству, транспортное средство 13 может быть перемещено, если один из фрикционных роликов 7 передвигающего устройства заставить вращать колесо 37 транспортного средства.

Когда передвигающее устройство присоединено к колесам 3 перемещаемого транспортного средства, высота передвигающего устройства регулируется посредством гидравлических цилиндров 38 и 39, На фиг. 23 показан вид в плане для случая, где передвигающее устройство согласно изобретению выполнено в соответствии с третьим вариантом осуществления устройства и установлено вблизи передвижного транспортного средства (самолет) для его перемещения. Эта система для перемещения состоит из транспортного средства 13, например, с гидравлическим двигателем 40, приводимым в действие посредством двигателя 35 внутреннего сгорания, и двух передвигающих устройств 41. Передвигающие устройства 41 соединены с гидравлическим двигателем 40 транспортного средства 13 посредством гидравлических шлангов 42.

Передвигающее устройство 41 может быть подведено к главному шасси самолета 4 и прикреплено к колесам шасси различными путями. Если устройства очень легкие, можно использовать энергию человека. но при использовании более тяжелых устройств операции должны быть механизированы.

Транспортное средство 13 может подавать передвигающие устройства 41 в требуемое положение или передвигающие устройства могут быть оборудованы двигателями для вращения их опорных колес 12. В обоих случаях опорные колеса 12 должны поворачиваться: в первом случае — свободный поворот, а в последнем случае — возможность поворота обеспечивается с помощью управ1801094 ляющего устройства. Вся система может быть сконструирована, чтобы приводиться в действие с помощью дистанционного управления.

В показанном на фиг, 23 варианте осуществления передвигающие устройства подаются к тележке шасси самолета 4 посредством гидравлических шлангов 42, которые имеют достаточную жесткость, чтобы использовать их таким образом, когда расстояния коротки. Подача осуществляется путем подачи гидравлического шланга 42 из бухты через подающее устройство 43 в передней части транспортного средства 13.

Подающее устройство 43 может также слу>кить в качестве управляющего устройства, гидравлический шланг 42 поворачивается вправо или влево, чтобы поворачивать передвигающее устройство 41. В этом случае опорные колеса 12 передвигающего устройства 41 должны иметь возможность свободного поворота.

На фиг. 24 показана конструкция управляющего и подающего устройства 43 гидравлического шланга 42, находящего в передней части транспортного средства 13 по фиг, 23. Управляющее и подающее устройство 43 состоит из двух пар роликов, между которыми вынужден проходить шланг 42, имеются подающие ролики 44 для подачи гидравлического шланга 42 и изгибающие ролики 45 для направления его, Шланг изгибается с помощью роликов 45, установленных на изгибающей детали 46, которая вынуждена поворачиваться вбок на вертикальном шарнире 47, Управляющее перемещение изгибающей детали 46, т.е. боковое перемещение гидравлического шланга 42, контролируется с помощью гидравлического цилиндра 48.

Устройство может использоваться различным образом. Не важно, какое ведущее колесо приводится в движение, Привод может быть от электрического двигателя или гидродвигателя, возможна также передача механической энергии от постороннего источника. Также возможно использование механического эквивалента гидроцилиндру прижимного приспособления, В любом случае для использования устройства его доставляют к колесам транспортного средства, которое нужно переместить, вводят фрикционные ролики 7 в соприкосновение с колесами 3 и приводят их во вращение от источника мощности. Регулирование степени прижатия роликов 7 к колесам для создания необходимой силы тяги осуществляют сближением роликов между собой с помощью прижимного приспособления 8 или удалением их друг от друга

55 (вариант по фиг. 12), Для удобства использования в устройстве предусмотрен механизм отвода роликов 7 в сторону с приводом от гидроцилиндра 11.

Для обеспечения оптимальных условий работы фрикционных роликов 7 при различных размерах колес 3 и конструкций шасси транспортных средств имеется независимая регулировка положения фрикционных роликов как по горизонтали, так и по вертикали.

При этом достигается поддержание постоянного угла Р, образованного сторонами AO и ОВ (см. фиг, 3 и фиг. 10).

На фиг, 14 показаны схематично усилия создаваемые на фиг. 7. Когда фрикционные ролики 7 подаются друг к другу с усилием F, они прижимаются к колесам 3 самолета 4 по две стороны, а затем вертикальные составляющие P усилий образуется на поверхности колес 3 и составляющие М усилий от опорных колес 12 создаются на опорной поверхности. Когда угол а между векторами

P u F растет, прижимное усилие P между колесами 3 возрастает относительно усилия

F, направленного против фрикционных роликов. В этом случае фрикционные ролики 7 как бы заклинивают колесо 3 самолета, что заставляет составляющую M опорного усилия между опорными колесами 12 и землей возрастать, передвигающее устройство принимает часть веса самолета. Для обеспечения правильной работы передвигающего устройства центральный угол должен предпочтительно составлять 90-180О. При определении находятся ли фрикционные ролики

7 на различных сторонах колеса 3 самолета, минимальная величина 90 для угла а является критичной величиной. В случае использования конструкции с тележкой угол может быть определен с помощью линий АС и ВД. проходящих через оси колес самолета и оси фрикционных роликов, как показано на фиг, 10. В общем случае угол /3 должен быть меньше 180О, чтобы обеспечить правильную работу передвигающего устройства, поскольку вращающий момент ведущего ролика стремится вывести из взаимодействия фрикционные ролики 7 и колесо 3 транспортного средства, подле>кащего перемещению. Исключение возможно и показано на фиг, 9, Формула изобретения

1, Устройство для передвижения колесных транспортных средств, содержащее раму с проемом для колес передвигаемого средства, источник мощности и приводной механизм, выполненный в виде не менее двух вращаемых от источника мощности

1801094

10 фрикционных роликов с осями вращения, перпендикулярными продольной вертикальной плоскости симметрии проема рамы, связанных с прижимным приспособлением, закрепленным на раме, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, ролики расположены симметрично по разные стороны от поперечной вертикальной плоскости симметрии проема рамы и связаны с различными подвижными одна относительно другой частями прижимного приспособления с возможностью прижатия роликов с противоположных сторон к колесам передвигаемого транспортного средства.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что приводной механизм содержит по два разнесенных по высоте фрикционных ролика с каждой стороны от поперечной вертикальной плоскости симметрии проема рамы.

3. Устройство по и, 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что прижимное приспособление закреплено на раме посредством цилиндрического шарнира, ось которого перПендикулярна оси вращения роликов, и снабжено приводом подъема и опускания роликов.

4, Устройство по и, 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что рама установлена на ходовой тележке, содержащей не менее одного колеса, предпочтительное число колес три или четы ре.

5.устройство поп.4,отл ича ю щеес я тем, что оси фрикционных роликов и

5 колес ходовой тележки совпадают.

6: Устройство по п. 4, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что колеса ходовой тележки выполнены свободно вращающимися.

7.Устройство по п.4, отл ич а ю щее10 с я тем, что по крайней мере одно из колес ходовой тележки имеет привод вращения.

8. Устройство по п.4, о т л и ч а ю ще есятем,,что по крайней мере одно колесо ходовой тележки поворотное.

15 9. Устройство по и. 1, о тл и ч а ю щ е ес я тем, что рама открыта с одной стороны.

10. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что рама выполнена из двух частей. соединенных прижимным приспособлени20 ем с возможностью продольного перемещения частей рамы одна относительно другой.

11, Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что рама выполнена в виде продольной балки, являющейся направляющей

25 по крайней мере для одного из фрикционных роликов.

12. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что источником мощности IlQ крайней мере одного из фрикционных роликов

30 является гидромотор, питаемый по гидравлическому шлангу от гидронасоса.

1801094

1801094

1801094

1801094

1801094

Фиг. 1б

1801094 Т

Ф иг.

1801094

7 26

7 58

1801094

Составитель А.Казанцев

Техред М.Моргентал Корректор Н.Милюкова

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ ".184 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5