Коляска для инвалидов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в медицинской технике, а именно в транспортных средствах для самостоятельного передвижения инвалидов. Цель изобретения - удобство посадки и безопасности передвижения. Сущность изобретения: коляска для инвалидов содержит раму 1, сиденье 2, подножки 3, два задних колеса 4, одно переднее 5, соединенное с рамой поворотной вилкой 6, ручной привод переднего колеса и механизм тормоза, привод выполнен кривошипным цепным по принципу дорожного велосипеда и снабжен рукоятками, каретка привода установлена на кронштейне 19, посредством которого соединена с поворотной вилкой б и вынесена вперед относительно оси поворота вилки , а сама вилка установлена под наклоном к сиденью 2. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)я А 61 G 5/14
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР, (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4871277/11 (22) 13.08,09 . (46) 15.03.93. Бюл. N 10 (71) Опытно-конструкторское бюро тонкого биологического машиностроения (72) С.В.Варнаков и П.И.Акимов (56) Патент США M 2533728, кл. 280 — 233, 1950, (54) КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ (57) Использование: в медицинской технике, а именно в транспортных средствах для самостоятельного передвижения инвалидов.
Цель изобретения — удобство посадки и безопасности передвижения. Сущность изо„„ „„18О1439 А1 бретения: коляска для инвалидов содержит раму 1, сиденье 2, подножки 3, два задних колеса 4, одно переднее 5, соединенное с рамой поворотной вилкой 6, ручной привод переднего колеса и механизм тормоза, привод выполнен кривошипным цепным по принципу дорожного велосипеда и снабжен рукоятками, каретка привода установлена на кронштейне 19, посредством которого соединена с поворотной вилкой 6 и вынесена вперед относительно оси поворота вилки, а сама вилка установлена под наклоном к сиденью 2. 2 з и ф лы, 4 ил, 1801439
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к транспортным средствам для самостоятельного передвижения инвалидов. Может использоваться в спортивных состязаниях инвалидов на колясках.
Цель изобретения — удобство посадки и безопасности передвижения.
На фиг.1 изображена коляска, общий вид; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3— вариант коляски с регулируемым положением привода; на фиг.4 — то же, что на фиг.3, но с откидным приводом.
Коляска для инвалидов (см.фиг.1 и 2) содер>кит раму 1, сидение 2, подножки 3, два задних колеса 4, одно переднее колесо
5, поворотную вилку 6, ручной кривошипный цепной привод, имеющий каретку 7, в которой на подшипниках установлен вал с кривошипами 8 и 9 и рукоятками 10, ведущую 11 и ведомую 12 звездочки, охваченные цепью 13, и втулку 14 колеса с размещенными в ней муфтой свободного хода и механизмом тормоза.
Подножки 3 закреплены на П-образном рычаге 15, шарнирно прикрепленным сво- бодными концами к задней части рамы 1 коляски и подвешенным на ней за параллельные стороны гибкими тягами 16, например, ремнями, Кроме того на П-образном рычаге установлены два колесика 17, а на задних колесах закреплены кольцевые поручни 18.
Каретка 7 привода вынесена вперед относительно оси поворота поворотной вилки и закреплена на кронштейне 19.
Кронштейн 19 соединен с поворотной вилкой 6 телескопическим соединением с зажимом 20, позволяющим смещать кронштейн относительно поворотной вилки для регулировок положения каретки 7 по высоте и силы натяжения цепи 13, Поворотная вилка 6 соединена с рамой
1 под наклоном в сторону сидения 2, Величина наклона такова, что в рабочем положении инвалида на коляске мысленное продолжение оси поворота вилки проходит через его грудь и пересекается с осью плеч, но не превышает 30 по отношению к вертикали, Практически установлено, что вынос (см.фиг,1) каретки 7 привода должен быть не меньше длины кривошипа. Более точно величина выноса каретки и высоте ее расположения определяются из соображений удобства работы с приводом, Возможны другие исполнения коляски, например, вариант 2 (см.фиг.3), где предусмотрена более полная регулировка положения привода, Для этого кронштейн выполнен в виде дополнительной вилки 21, шарнирно соединенной с осью переднего колеса и тягой 22 регулируемой длины, присоединенной к поворотной вилке 6, а каретка 7 привода установлена на дополнительной вилке посредством телескопического соединения с зажимом 23, Телескопическое соединение с зажимом 23 позволяет регулировать положение каретки относительно дополнительной вил"0 ки 21, а регулируемая тяга 22 — угол установки каретки относительно поворотной вилки
6.
Вариант 3 (см. фиг,4) отличается от варианта 2 тем, что в нем предусмотрено откидывание привода. Для этого тяга 22 регулируемой длины оборудована быстроразьемным соединением 24, а дополнительная вилка 21 имеет ограничитель поворота
25.
20 Коляску используют следующим образом.
Для передвижения инвалид садится на сиденье 2 коляски и, держась за рукоятки
10, вращает кривошипы 8 и 9. При этом
25 крутящиЙ момент от кривошипов через элементы 11, 12 и 13 цепной передачи и муфту свободного хода втулки 14 передается к переднему колесу 5, Колесо начнет вращаться и приводит в движение коляску.
Для поворота коляски на рукоятках 10 создают управляющие усилия, направленные в сторону поворота, под действием которых привод, переднее колесо 5 и поворотная вилка 6 совместно развернутся
55 относительно рамы 1 и коляска повернется в нужную сторону. Во время поворота мо>кно либо продолжать вращать кривошипы 8 и 9, создавая на рукоятках 10 одновременно управляющие и приводные усилия, либо остановить их, В последнем случае муфта свободного хода втулки 14 автоматически отключит ведомую звездочку 12 от колеса 5 и движение на повороте осуществится за счет инерции коляски.
Для торможения коляски кривошипы 8 и 9 поворачивают в обратном направлении, При этом сработает механизм тормоза втулки 14 переднего колеса, и колесо затормозится. Величина тормозного момента на колесо пропорциональна усилиям на рукоятках 10 кривошипов.
Для движения задним ходом коляски приводят за поручни 18, причем это выполняют либо одной рукой, другая остается на соответствующей рукоятке 10 привода для управления коляской, либо двумя одновременно, С помощью поручней преодолевают и участки плохой дороги.
Для повышения безопасности зксплуатации колесики 17 расположены ниже под1801439 ножек 3. Поэтому при движении по плохой дороге или случайных наклонах коляски колесики 17 первыми контактируют с дорогой и, прокатываясь по ней, удерживают над дорогой подножки, исключая их удар о до- 5 рогу. При контакте колесиков П-образный рычаг 15 поворачивается вверх относительно рамы, а после контакта под действием силы тяжести вновь возвращается в исходное положение, и удерживается над доро- 10 гой гибкими тягами 16, Коляска (см, фиг.3) с регулируемым положением привода позволяет произвести регулировку положения привода с учетом индивидуальных особенностей инвалида, 15 что повышает удобство при эксплуатации и расширяет круг возможных потребителей. У коляски (см,фиг.4) с откидываемым приводом облегчается посадка инвалида на сидение коляски, так как в откинутом поло- 20 жении высота привода становится приемлемой для перекидывания через него ноги при посадке.
Формула изобретения
1, Коляска для инвалидов, содержащая 25 раму, сидение, два задних колеса и одно переднее колесо, соединенное с рамой поворотной вилкой, имеющей наклон к сидению. ручной кривошипный цепной привод переднего колеса с кареткой, закрепленно., на поворотной вилке посредством кронштейна, и механизм тормоза, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью удобства посадки и безопасности передвижения, она снабжена
П-образным рычагом, шарнирно прикрепленным свободными концами к задней части рамы коляски, а его параллельные элементы связаны с последней гибкими тягами, при этом к П-образному рычагу прикреплены подножки и опорные колесики, 2. Коляска поп.1,отл ича юща яся тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, кронштейн выполнен в виде дополнительной вилки, шарнирно соединенной с осью переднего колеса и тягой, регулируемой длины, связанной с первой поворотной вилкой. а каретка привода установлена на дополнительной вилке посредством телескопического соединения с зажимами.
3. Коляска по пп.1 и 2, отл ич а ющая с я тем, что, с целью повышения удобства посадки, тяга регулируемой длины оборудована быстроразьемным соединением, э дополнительная вилка имеет ограничитель поворота.
1801439
Вариант 2 иг3
Ь ина д
Составитель С. Варнаков
Техред M.Моргентал Корр е кто р А. Мотыль
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 803 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5