Устройство для укладки якорной цепи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в судостроении, в устройствах укладки якорной цепи на судне. Сущность изобретения: при подъеме якоря механизм подьема якоря,содержащий приводной вал 9, связанный с верхним коническим барабаном 7, трос б которого вращает цепной ящик в виде цилиндрической емкости 1, который в этот момент сматывает нижний трос 6 с барабана 7, при этом запор 8 открыт. При наматывании последнего витка верхнего троса 6 включается в работу нижний барабан 7 , посредством запора 8 и начинается намотка троса 6 на нижний барабан , а верхний барабан 7 имеет в это время Свободное вращение. При отдаче якоря процесс повторяется и идет в обратном направлении. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 63 В 21/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4774793/11 (22) 01.12.89 (46) 15.03.93, Бюл. hL 10 (71) Центральный научно-исследовательский институт "ЛОТ" (72) В.И. Макин (56) Авторское свидетельство СССР (Ф 1188042, кл. В 23 В 21/04, 1984, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УКЛАДКИ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ (57) Использование: в судостроении, в устройствах укладки якорной цепи на судне. . Сущность изобретения: при подъеме якоря,, Ы,, 1801857 А1 механизм подъема якоря, содержащий приводной вал 9, связанный с верхним коническим барабаном 7, трос 6 которого вращает цепной ящик в виде цилиндрической емкости 1, который в этот момент сматывает нижний трос 6 с барабана 7, при этом запор 8 открыт. При наматывании последнего витка верхнего троса 6 включается в работу нижний барабан 7, посредством запора 8 и начинается намотка троса 6 на нижний барабан, а верхний барабан 7 имеет в это время свободное вращение. При отдаче якоря процесс повторяется и идет в обратном направлении. 2 ил.

1801857

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в якорном устройстве для укладки и хранения якорной цепи. Обычно для этой цели используется цепной ящик, который представляет собой помещение-емкость внутри корпуса судна, имеет отверстие - клюз в верхней части, через которое проходит в него цепь, крепится там коренным концом к приспособлению быстрой отдачи цепи и укладывается в этой емкости основной своей массой.

Целью изобретения является систематизация процесса укладки цепи, устранение возможности ее спутывания, ускорение и упрощение процесса ее укладки.

На фиг. 1 показан привод цепного ящйка, вид сбоку; на фиг. 2 — схема укладки цепи, вид сверху со снятой палубой (для простоты на схеме изображен лишь один виток сдвоенного криволинейного паза в верхней части цепного ящика), Предлагаемый цепной ящик представляет собой цилиндрическую емкость (1),ось вращения которой расположена вертикально. Верхняя крышка (2) имеет криволинейный паз (3) в виде сдвоенной замкнутой спирали и поддерживается вертикальными стойками (4), опирающимися на днище (5).

Эти стойки разделяют всю емкость на замкнутый лабиринт для укладки витков цепи по замкнутому спиральному пазу.

Приводом для вращения цепного ящика является трос (6), несколько витков которого намотано на цилиндр цепного ящика (1), один конец закреплен на этом цилиндре, а другой конец — на конце канавки одного из двух конических барабанов (7), (расположенном ближе к соседнему коническому барабану), синхронно вращающихся со шпилем благодаря специальному запору(8), (например, перекидной рычаг) соединяющему наглухо с валом (9) то один, то другой конические барабаны, вращающие цепной ящик то в одну, то в другую сторону. Запор (8) (например; перекидной рычаг) расположен на разделительном диске (10) вала (9) между коническими барабанами (7).

Как видно из схемы укладки цепи (фиг.

2) и расположения тросов на верхнем и нижнем конических барабанах (7), соединенными наглухо с валом оказываются поочередно то верхний, то нижний — конические барабаны, то верхний, то нижний приводной трос (6). Но всегда каждому тросу соответствует своя половина сдвоенной спирали паза (3), цепь проходит по одной и той же части криволинейного паза, когда трос наматывается на соответствующий ему конический барабан.

Между верхней палубой и верхней крышкой (2) ящика под палубным клюзом установлен раструб (11) и шарнирно присоединенный к нему патрубок-цепеуклад5 чик (12), нижний конец которого опущен в спиральный паэ верхней крышки. При вращении емкости (1) паз (3) служит для цепе укладчика направляющей: отклоняет его нижний конец от оси вращения до края крышки (2) по одной ветви сдвоенной спирали паза (3), а затем вновь возвращает к центру по другой ветви сдвоенной спирали паза (3).

Устройство действует следующим обра15 зом. При включении якорного механизма на подъем якоря приводной вал (9) начинает вращать верхний конический барабан (7), Трос (6) наматывается на него и вращает цепной ящик, сматываясь с верхней части

20 его цилиндра. А цепной ящик в это время начинает сматывать нижний трос (6) с нижнего конического барабана (7), не соединенного в это время наглухо с валом (9) запором (8) (например, перекидным рычагом).

25 При наматывании последнего витка верхнего троса (6) на верхнем коническом барабане (7) (см, фиг. 1), трос (6) давлением последнего своего витка размыкает запор (8) глухого соединения верхнего барабана

30 (7) с валом (9) до возможности свободного вращения верхнего барабана на валу, и одновременно замыкает запор (8) на соединение наглухо с валом нижнего конического барабана, освобожденного от своего ниж35 него троса (6).

Нижний конический барабан (7) начинает вращаться вместе с валом (9), наматывает .на себя нижний трос (6), который сматывается с нижней части цепного ящика (1) и—

40 вращает его, но — теперь в обратном направлении, до тех пор, пока не намотается последний виток, ближайший к разделительному диску (10) вала (9), При наматывании последнего витка нижнего троса

45 (6) на нижний конический барабан (7) происходит действие, аналогичное описанному в предыдущем абзаце: нижний трос (6) давлением последнего своего витка размыкает запор (8) глухого соединения нижнего бара50 бана (7) с валом (9) до возможности свободного вращения этого барабана и одновременно замыкает запор (8) на соединение наглухо с валом верхнего конического барабана (7). приводной вал начинает вра55 щать верхний конический барабан и т.д.

В момент смены направления вращения ящика (1) цепеукладчик (12) нижним концом находится в максимальном отклоненном.положении к центру верхней крышки или наоборот к ее краю, т.е. к тем местам, 1801857

РОРб

ЖларР .

Составитель В. Макин

Редактор С, Кулакова Техред М.Моргентал Корректор .С. Патрушева

Заказ 824 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 где соединяются концы двух спиралей, образующих вследствие такого соединения замкнутый сдвоенный спиральный паз (3). В этих крайних точках под действием сил инерции, движущейся по цепеукладчику цепи его нйжний конец, продолжая двигаться вперед, переходит с одной спирали на другую и начинает отклонять трубу цепеукладчика в обратном направлении, укладывая проходящую по нему цепь в спиральный паз (3) и далее по вертикальным стойкам (4) на дно (5) ящика виток за витком без отклонения в стороны поочередно: то по одной спирали от центра к краю, то по другой спирали (при смене направления вращения ящика) от края к центру.

S результате выбираемая из-за борта цепь укладывается равномерно, виток за витком по линии спиральных кривых паза (3)

- в лабиринт, ограничиваемый по высоте вертикальными стойками до самого дна ящика.

На первый слой спирально уложенной на дно ящика цепи ложится второй, за ним— третий и т.д. до упора якоря в бортовой клюз.

При отдаче якоря под действием его веса цепь равномерно будет подниматься иэ этих пазов виток за витком в порядке оче5 редности их укладки, разворачивая соответственноо трубу цепеукладчика.

Формула изобретения

Устройство для укладки якорной цепи, содержащее якорный шпиль, цепной ящик

10 цилиндрической формы, установленный с возможностью его поворота, и шарнирно установленную над ним направляющую для цепи, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем

15 обеспечения равномерности укладки цепи, цепной ящик снабжен приводом для его поворота, выполненным в виде двух кониче ских барабанов, установленных на валу якорного шпиля с возможностью их раэ20 дельного вращения, при этом каждый барабан посредством троса кинематически связан с цепным ящиком.