Лопаточная решетка турбомашин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: при проектировании лопаточного аппарата осевых турбомашин. Сущность изобретения: лопаточная решетка турбомашины содержит лопатки 1 одинакового профиля,образующие межлопаточные каналы 2 и имеющие спинку 3, корытце 4, входную кромку 5 и выходную кромку 6 с утолщением 8 со стороны спинки 3. За межлопаточным каналом имеется косой срез решетки 7. Геометрический угол выхода лопатки far /fcrp + (0-5°), где - расчетный геометрический угол выхода, при этом изменение far выполнено утолщением выходной кромки со стороны спинки, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК Ы» 1802172 А1 (я)л F 01 D 5/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
BEÄ0ÌÑÒÂO СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)
/ Хх
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ а,,;,,"„.".
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (20 4907793/06 (2 ) 04.02.91 (4 ) 15.03.93. Бюл. М 10 (7 ) Харьковский политехнический институт им . В.И.Ленина (7 ) А,В,Бойко, С.Н.Кожевников, В.А.Мельт ов, Б.А.Аркадьев, B.Å.Ãðàíîâ, А.С.Альпе т, Ю.А.Марченко и В,А.Шкляр (5 ) Гостелоу Д. Аэродинамика решеток турбо ашин. М.: Мир, 1987. с. 162-164.
Гукасова Е.А. и др. Аэродинамическое совершенствование лопаточных аппаратов па овых и газовых турбин. M.-Л., т9бб, с.
224-226.. (54) ЛОПАТОЧНАЯ РЕШЕТКА ТУРБОМАШИН (57) Использование: при проектировании лопаточного аппарата осевых турбомашин.
Сущность изобретения: лопаточная решетка турбомашины содержит лопатки 1 одинакового профиля, образующие межлопаточные каналы 2 и имеющие спинку
3, корытце 4, входную кромку 5 и выходную кромку 6 с утолщением 8 со стороны спинки
3. За межлопаточным каналом имеется косой срез решетки 7, Геометрический угол выхода лопатки ф2г =игр + (0-5 ), где Parр— расчетный геометрический угол выхода, при этом изменение Дг выполнено утолщением выходной кромки со стороны спинки, 1 ил.
1802172
Составитель А, Бойко
Техред М.Моргентал Корректор С, Лисина
Редактор
Заказ 839 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина. 101
Изобретение относится к турбиностроению и может быть использовано при проектировании лопаточного аппарата осевых турбомашин.
Целью изобретения является снижение коэффициента профильных потерь gnp за счет уменьшения коэффициента потерь трения тр, что достигается путем уменьшения диффузорности косого среза.
На чертеже представлена предлагаемая лопаточная решетка турбомашины.
Лопаточная решетка турбомашины содержит лопатки 1 одинакового профиля, образующие межлопаточйые каналы 2, каждая лопатка 1 имеет спинку 3, корытце 4, входную кромку 5 и выходную кромку 6, косой срез 7. Геометрический угол выхода Дг =
=Д р+(0-5 ), при этом изменение последнего выполнено утолщением выходной кромки со стороны спинки 8.
Пример, Профиль с увеличенным до
5 по сравнению с расчетным геометрическим углом выхода строится с утолщенной выходной кромкой 6 величины 0,01-0,05 хорды таким образом, что окружность выход. ной кромки 6 касается корытца 4 в конце межлопаточного канала 2. Окружность кромки 6 сопрягается с первой дугой, формирующей спинку 3. При необходимости вместо дуги окружности можно осуществить сопряжение отрезком прямой или любой плавной кривой.
При обтекании решетки потоком рабочего тела на входной кромке 5 лопатки 1 начинает формироваться пограничный слой. Он развивается в канале 2 на спинке
3 и корытце 4. Более интенсивно утолщение пограничного слоя происходит в каналах диффузорного типа, менее интенсивно в конфузорных каналах, Но всегда наибольшее нарастание пограничного. слоя происходит на участке косого среза 7 решетки, где течение носит ярко выраженный диффузорный характер. Суммарная толщина пограничного слоя, сходящего со спинки 3 и корытца 4 определяют первую составляющую коэффициента профильных потерь — коэффициент потерь трения. Увеличение толщины пограничного слоя означает рост потерь трения, Вторая составляющая профильных потерь — коэффициент кромочных потерь.
Он прямо пропорционален толщине выходной кромки 6, которая определяет ширину закромочного следа, где происходит интенсивное перемешивание пограничных слоев, сходящих со спинки 3 и корытца 4. Так как изменение угла Дг выполнено утолщением выходной кромки со стороны спинки 8, уменьшается диффузорность косого среза
7. Это приводит к тому, что образовавшийся в канале 2 на поверхности спинки 3 пограничный слой в районе косого среза 7 нарастает менее интенсивно. А поскольку утолщение кромки 8 не приводит к изменению условий обтекания корытца 4, суммарная толщина пограничных слоев, сходящих со спинки и корытца уменьшается, а следовательно, уменьшается и коэффициент потерь трения.
Проведенные экспериментальные исследования показали, что имеет место компенсация роста коэффициента кромочных потерь снижением коэффициента потерь трения.
Формула изобретения
Лопаточная решетка турбомашин, содержащая образующие межлопаточные каналы лопатки одинакового профиля со спинкой, корытцем и выходной кромкой, имеющей утолщение, равное 0,01-0,05 хорды профиля, отл и ч а ю щая с я тем, что, с целью снижения профильных потерь путем уменьшения диффузорности косого среза, лопатки выполнены с геометрическим углом выхода Дг - Д, + (0-5 ), где Дгр— расчетный геометрический угол выхода, а утолщение выходной кромки расположено со стороны спинки.