Звездочный цепной вариатор сидора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: машиностроение, в частности цепные передачи. Сущность изобретения: звездочный цепной вариатор содержит корпус 1, ведущий 2 и ведомый 3 валы, на которых закреплены по два ведущих 4 и ведомых 5 диска со сквозными радиальными парами, звездочки 13, спаренные с шестерней 16, установлены с возможностью вращения и фиксации электромуфтами 14 на рабочих осях 8, закрепленных параллельно по окружности в сухариках 7, установленных с возможностью перемещения в радиальных пазах дисков 4 и 5. Концы осей 8 соединены шарнирами 9 при
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 9/10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТ80 СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Р-Б
1Ю
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4812226/28 (22) 09.04:90 (46) 15.03,93, Бюл. ¹ 10 (71) Львовский автобусный завод (72) А.В.Сидор и Б,В.Сидор (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 842310, кл, F 16 Н 9/04, 1979. ,Авторское свидетельство СССР № 973975, кл. F 16 Н 11/06, 1976. Патент Германии
¹ 132034, кл, 47 h 15, 1901. (54) ЗВЕЗДОЧНЫЙ ЦЕПНОЙ ВАРИАТОР
СИДОРА
„„. Д „„1802250 А1 (57) Использование: машиностроение, в частности цепные передачи, Сущность изобретения: звездочный цепной вариатор содержит корпус 1, ведущий 2 и ведомый 3 валы, на которых закреплены по два ведущих 4 и ведомых 5 диска со сквозными радиальными парами, звездочки 13. спаренные с шестерней 16, установлены с возможностью вращения и фиксации электромуфтами 14 на рабочих осях 8, закрепленных параллельно по окружности в сухариках
7, установленных с возможностью перемещения в радиальных пазах дисков 4 и 5.
Концы осей 8 соединены шарнирами 9 при
1802250
30
35 помощи рычагов 10 с вращающимися втулками 12, зафиксированными от перемещения в осевом направлении буртиками 1 J в резьбовых втулках 31, которые соединены резьбой 32 с корпусом 1, а шлицами 30 с полыми валами шестерен 29, установленных с возможностью вращения нэ валах 2 и
3, Резьба 32 втулок 31 имеет противоположное направление как для ведомых дисков 4 так и для ведущих дисков 5, а также противоположное направление между ведомы- . ми 4 и ведущими 5 дисками. Шестерни 29 взаимодействуют с шестернями 27, закрепленными жестко нэ валу изменения передаточного отношения 26. Звездочки
13 ведомых дисков 4 взаимодействуют посредством цепи 15 со звездочками ведуИзобретение относится к машиностроению, а именно к бесступенчатым регулируемым передачам с гибкой связью — звеэдочным цепным вариаторам.
Целью изобретения является повышение коэффициента полезного действия и долговечности, На фиг, 1 и 2 изображен звездочный цепной вариатор, сечение Б-Б и сечение
А — A; на фиг. 3 и 4 изображен диск; на фиг. 5 изображены рабочая звездочка, первая шестерня корректировки и электромуфта, узел ! и на фиг, 6 и 7 изображена роликовая цепь.
Звездочный цепной вариатор, содержит корпус 1, ведущий 2 и ведомый 3 валы, ведущее и ведомое звенья, представляющие собой два ведущих 4 и два ведомых 5 диска со сквозными радиальными пазами 6, закрепленные на ведущем 2 и ведомом 3 валах, сухарики 7 установленные с возможностью перемещения в радиальных пазах 6 дисков 4 и 5, закрепленные в сухариках 7 рабочие оси 8, концы которых соединены шарнирами 9 с одними концами двух групп рычагов 10, а другие концы двух групп рычагов соединены шарнирами 9 с четырьмя, имеющими кольцевые буртики 11 полыми цапфами 12, размещенными по две на ведущем 2 и ведомом 3 валах симметрично относительно ведущих 4 и ведомых 5 дисков с возможностью вращения и перемещения, рабочие звездочки 13, установлены.на рабочих осях 8 между двумя ведущими 4 и между двумя ведомыми 5 дисками с возможностью фиксации электромуфтами 14 и вращения, рабочую роликовую цепь 15 взаимодействующую с рабочими звездочками 13 ведущего и ведомого звеньев, двэ автономных мехащих дисков 5. В сухариках 7 установлены с возможностью вращения оси корректировки 18, нэ одном конце которых закреплены шестерни 17, взаимодействующие с шес-, терней 16, а на другом конце закреплены по окружности звездочки 19. Звездочки
19 ведомых 2 и ведущих 3 дисков взаимодействуют посредством отдельных корректирующих цепей 25 с отдельными звездочками 20, установленными на осях
21, закрепленных в подпружиненных пружиной 29 ползунах 30, которые установлены на направляющих 24, закрепленных внутри корпуса 1, Цепи 15 и 25 выполнены в виде пластин, шарнирно соединенных осями, при помощи роликов, размещенных На осях.7 ил, низма корректировки ведущего и ведомого звеньев и механизм изменения скорости, Механизм корректировки выполнен в виде первых шестерен корректировки 16, 5 каждая из которых соединена с рабочей звездочкой 13 и установлена вместе с ней на рабочей оси 8 между двумя ведущими 4 и между двумя ведомыми 5 дисками с воэможностью фиксации электромуфтой 14 и
10 вращения, э также вторых шестерен корректировки 17, каждая из которых, взаимодействует с одной первой шестерней корректировки 16 и закреплена на одном конце оси корректировки 18, вращающейся
15 в сухарику 7, звездочек корректировки 19, каждая из которых закреплена на другом конце оси корректировки 18, двух звездочек натяжения 20, вращающихся на двух осях натяжения 21, соединенных с подпружиненными пружинами 22 ползунами 23, установленными на направляющих 24, закрепленных в корпусе 1 и роликовой цепи корректировки 25, взаимодействующей с звездочками корректировки 19 и двумя звездочками натяжения 20. . Механизм изменения скорости, содержит вал изменения скорости 26 с закрепленными на нем двумя шестернями изменения скорости 27, взаимодействующими с четырьмя, имеющими шлицы 28 шестернямивалами 29, размещенными по две на ведущем 2 и ведомом 3 валах симметрично относительно ведущих 4 и ведомых 5 дисков с возможностью вращения и взаимодействия шлицами 28 с шлицами 30 втулок 31, которые размещены по две на ведущем 2 и ведомом 3 валах симметрично относительно ведущих 4 и ведомых 5 дисков с возможно1802250 стью вращения и соединены резьбой 32 с корпусом 1, а кольцевой канавкой 33 и буртиком 11 с полыми цапфами 12 ведущего и ведомого звеньев, Роликовые цепи 15 и 25 выполнены в виде пластин 34 соединенных втулками 35, poIIMKoB 36 размещенных на втулках 35 и пластин 37; соединенных осями 38, размещенными в втулках 35 с пластинами 34.
Принцип работы вариатора.
Изменение скорости — передаточного отношения вариатора.
Отключаем ток, электромуфты 14 откл ючаются, рабочие звездочки 13 соединенные с первыми шестернями корректировки 16 могут свободно вращаться на рабочих осях
8. взращение вала изменения скорости 26, врАщаем-шестернями изменения скорости
27 шестерни-валы 29 на ведущем 2 и ведомом 3 валах. Шестерни-валы 29,вращаясь на ведущем 2 и ведомом 3 валах, взаимодействук1т шлицами 28, с шлицами 30, вращают втулки 31 в резьбе 32 корпуса 1, перемещают х в осевом направлении на ведущем 2 и ведомом 3 валах. Втулки 31 перемещаясь в а евам направлении, взаимодействуют кольцевыми канавками 33 с буртиками 11 пол х цапф 12, перемещают последние в осевом направлении на ведущем 2 и ведомоь 3 валах симметрично относительно ведуш(их 4 и ведомых 5 дисков. В свою очередь цапфы 12,перемещаясь в осевом направлении на ведущем 2 и ведомом 3 валах, взаимодействуют шарнирами 9 с другими вторыми концами двух групп рычагов 10, которые первыми концами, взаимодействуют шарнирами 9 с двумя концами рабочих осей 8, перемещают их вместе с сухариками
7 в радиальных пазах 6 ведущих 4 и ведомых
5 дисков.
Рабочие оси 9 перемещаясь вместе с сухариками 7 в радиальных пазах 6 ведущих
4 и ведомых 5 дисков, перемещают в том же радйальном направлении рабочие звездочки 1). злектромуфты 14 и первые шестерни корректировки 16, а также установленные в сухариках 7 оси корректировки 18, вторые шес1ернй корректировки 17, и звездочки корректировки 19. Разное направление резьры 32 способствует перемещению втулок 31 и соединенных с ними полых цапф 12 на ведущем 2 и ведомом 3 валах относител ьно ведущих 4 и ведомых 5 дисков в разных направлениях, при этом втулки 31 и цапфы
12.перемещенные на ведущем валу 2 перемещаются на одинаковые величины, и на ведоМом вале 3 перемещаются тоже на одинако ые величины. свою очередь перемещение цапф 12 на ведущем 2 и ведомом 3 валах в разном отношения вариатора.
25 Передаточное отношение вэриатора определяется по формуле;
Оцр2
Оцр
45
55
20 направлении относительно ведущих 4 и ведомых 5 дисков в зависимости от вращения вала изменения скорости 26, в одном случае в ведущем звене способствует уменьшению рабочего диаметра Ор1 размещения рабочих звездочек 13 и уменьшению корректировочного диаметра О,1 размещения корректировочных звездочек 19, а в ведомом звене способствует увеличению ра6очего диаметра Dp2 размещения рабочих звездочек 13 и увеличению корректировочНОГО дИаМЕтра Ок2 раЗМЕщЕНИя КОррЕКтИрОвочных звездочек 19, в другом случае наоборот .
Изменение рабочих диаметров Dp> и
Ор2 размещения рабочих звездочек 13 ведущего и ведомого звеньев, способствует изменению Рабочих ДиаметРов Оцр1 и Оцр2 охвата рабочей роликовой цепью 15 рабочих звездочек 13 ведущего и ведомого звеньев, что способствует изменению скорости вращения ведомого вала 3 относительно ведущего вала 2 — изменению передаточного
В процессе изменения рабочих диаметРов Dqp) и Оцр2 охвата Рабочей Роликовой цепью 15 рабочих звездочек 13 ведущего и ведомого звеньев, рабочие звездочки 13 перемещаясь в радиальном направлении относительно ведущего 2 и ведомого 3 валов нэ позициях 8, перемещают две вершины рабочей роликовой цепи 15 по оси Y вниз со скоростью Ve (сплошная стрелка). а ее две средние части в идеальном случае со скоростями Vp вниз {сплошная стрелка) на равные две величины 2I и в не идеальном случае со скоростями Vpl и Vp2 (не показано) на величины m и п.
Так как длины дуг между позициями
1,2...8 размещения рабочих звездочек 13 или точнее длины дуг между позициями
1,2...8 контакта рабочих звездочек 13 с рабочей роликовой цепью 15 по одному радиусу равны между собой, то изменения длин дуг на этих позициях, вызванные изменением радиуса размещения рабочих звездочек
13 на позициях 1,2...8 тоже будут одинаковые. В идеальном случае рабочие звездочки
13 на позициях 8 в ведущем и в ведомом звеньях не поворачиваются и их угловые скорости равны нулю. Изменение длин дуг контакта рабочих звездочек 13 с роликовой цепью 15 в результате взаимодействия ра1802250 бочей роликовой цепи 15 с рабочими звездочками 13, повернут последние на позициЯх 1 и 7 нэ УГлы Pp1 = Pp u у. р7 = Рр с
УГЛОВЫМИ СКОРОСТЯМИ И р1 = И р И И р7 = N p эа часовой стрелкой и против часовой стрелки. На позициях 2 и 6 к изменению длин дуг контакта рабочих звездочек 13 с рабочей роликовой цепью 15 на данных позициях добавляем изменение длин дуг контакта рабочих звездочек 13 с рабочей роликовой цепью 15 нэ предыдущих позициях, и тогда суммарное изменение длины дуг контакта рабочей роликовой цепи 15 с рабочими звездочками 13 повернет последние уже на двойные углы р p2 = 2 рр и ррб= 2 рр с угловыми скоростями и рг = 2 Np и и р7 = 2 ир за часовой cTDBIIKou u против часовой стрелки, Двойные углы повоРота P р2 = 2 Рр и P рб = 2 Рр соответствУют двум длинам 2l перемещения двух средних участков рабочей роликовой цепи 13.
Фиксация рабочих звездочек 13, nepsblx шестерней корректировки 16 на рабочих осях 8 рабочей роликовой цепью 15 на позициях 8 зафиксирует от проворота вторые шестерни корректировки 17, оси корректировки 18 и звездочки корректировки
19 на позициях 8.
Поворот рабочих звездочек 13 и первых шестерней корректировки 16 на рабочих осях 8 на позициях 1 и 2 с угловыми скоростЯми N р1 = ир и и р2 = 2 Np зд часоВой стрелкой и на позициях 6 и 7 с угловыми скОРОстЯми и p8 = 2 ир и и р7 = и р пРОтиВ часовой стрелки, повернет вторые шестерни корректировки 17, оси корректировки 18 в сухариках 7 и звездочки корректировки 19
На ПОЗИцИяХ 1 И 2 На уГЛЫ р«1=p» up»2=2p« с угловыми скоростями И,1 = и, и и,г =2 N« против часовой стрелки и на позициях 6 и 7 на
Углы Ркб = 2P к и P«7 = P к с Угловыми скоРоСтЯМИ И»б = 2 Ик И И «7 = И» За ЧаСОВОй стрелкой.
В свою очередь поворот звездочек корректировки 19 на позициях 2 и 6 на углы р «2
И P кб ПРОТИВ ЧаСОВОй СТРЕЛКИ И За ЧаСОВОй стрелкой, переместить цепь корректировки
25 в ведущем и ведомом звеньях со скоростью Ч«1 = Ч«2 = Ч» в верх (сплошная стрелка), при этом звездочки корректировки 19 на позициях 4 не поворачиваются осями корректировки 18 в сухариках 7, а на позициях
3 И 5 ПОВЕрНутСЯ На УГЛЫ р «З = p «u p «5=p к
С УГЛОВЫМИ СКОРОСТЯМИ N «З = N к И И «5 = N« против часовой стрелки и за часовой стрелкой.
Перемещение вершины роликовой цепи корректировки 25 по оси У со скоростью Ч« и двух участков со скоростями V»1 = Ч, = V (сплошная стрелка) обеспечивают перемещение звездочек натяжения 20 с осями натяжения 21 и ползунами 23; под действием пружин 22, перемещающих ползуны 23 на направляющих 24, 5 Поворот звездочек корректировки 19 осями 18 в сухариках 7 на позициях 1 и 7 на
УГЛЫ P«1 = P к И Р к7 = P к С УГЛОВЫМИ СКОРО
СТЯМИ Ик1 = И к И Ик7 = И к ПРОТИВ ЧВСОВой стрелки и за часовой стрелкой, обеспечива10 ет ввод зубьев звездочек корректировки
19 в пространство между роликами 36 цепи корректировки 25, когда звездочки корректировки 19 займут позиции 2 и 8, В свою очередь поворот звездочек кор15 ректировки роликовой цепью корректировки 25 на позициях 3 и 5 на равные углы
Р кэ = Рк И Р «5= P к ПРОТИВ ЧаСОВОй СтРЕЛКОй и за часовой стрелкой обеспечивают поворот осей корректировки 18 в сухариках 7, 20 поворот вторых шестерней корректировки
17 в том же направлении, а последние поворачивают, первые шестерни корректировки
16 и рабочие звездочки 13 на рабочих осях
8 в противоположных направлениях на углы
25 Pp3 = P p u P p5 = P p с уГлоВыми скоРостЯми
Ирэ = И р И И рб = Ир За ЧаСОВОй СтРЕЛКОй И против часовой стрелки, что обеспечивает ввод зубьев рабочих звездочек 13 в пространство между роликами 36 рабочей роли30 ковой цепи 15, когда зти рабочие звездочки
13 займут позиции 4 и 6.
В не идеальном случае поворот рабочих ,звездочек 13 на рабочих осях 8, рабочей роликовой цепью 15 нэ позициях 1,2...8 и
35 роликовой цепью корректировки 25 будет осУществлЯтьсЯ на Углы P р1 + P р7 +P p, Рр2 Рр5 2Рр Pp8 фрб=фр,Pр4=фр8, Pp4 ФРр8 АРр с Угловыми скоРостЯми
Ир1 Ир7 Ир, Ирг Ирб 2Ир, 40 Иp3 +Ирб+Nр, Иp4=И 8, И I +Ир8 ФИ в ведУщем звене, и на Углы Рр1 <Рр7 Рр, ррг фрб < 2ppр фрз +pp5 <рр pp4 =
= Рр8, фр4 A Ppэв A 7р С УГЛОВЫМИ СКОРОСтЯми Np«Np7 ир, Ирг
Аналогично с неравными угловыми скоростями на неравные углы будут поворачиваться звездочки корректировки 25 в ведущем и ведомом звеньях.
При вращении вала Йзменения скорости 26 в другом (обратном) направлении, полые цапфы 12, втулки 31, сухарики 7, рабочие звездочки 13, первые шестерни корректировки 16, звездочки корректировки 19, звездочки натяжения 20, оси натяжения 21, ползуны 23, рабочая роликовая цепь 15 и роликовая целЬ корректировки 25 будут перемещаться и вращаться в обратном на1802250
10 правлении, где перемещения обозначены пунктирной стрелкой, э вращения не показаны.
Передача крутящего момента от ведущего вала к ведомому валу. 5
Включаем электромуфты 14, рабочие звездочки 13, первые шестерни корректировки 16 ведущего и ведомого звеньев фиксируются электромуфтами 14 на рабочих осях 8, а первые шестерни корректировки 10
16 фиксируют от проворота вторые шестерни корректировки 17, оси корректировки 18
И звездочки корректировки 19.
Крутящий момент передается от ведущего вала 2 через ведущие диски 4, сухари- 15 ки 7, рабочие оси 8, рабочие звездочки 13 ведущего звена и рабочую роликовую цепь
15 на рабочие звездочки 13, через рабочие оси 8, сухарики 7 и ведомые диски 5 на ведомый вал 3 ведомого звена. 20
При передачи крутящего момента от ведущего вала 2 к ведомому валу 3, рабочие звездочки 13 ведущего звена вращаются относительно ведущего вала 2 по диаметру
Dp1, а ведомого звена вращаются относи- 25 тельно ведомого вала по диаметру Dp2, рабочая роликовая цепь 15 обкатывается относительно ведущего вала 2 по диаметру
Dqpi размещения зубьев рабочих звездочек
13 относительно ведущего вала 2 в ведущем 30 звене и по диаметру Оцр2 размещения зубьев рабочих звездочек 13 относительно ведомого вала 3 в ведомом звене.
Зафиксированные от проворота осями корректировки 18 в сухариках 7, звездочки 35 корректировки 19, вращаясь по окружности диаметра корректировки D«относительно веДущего вала 2 в ведущем звене и по окружности D z относительно ведомого вала 3 в ведомом звене, взаимодействуют с от- 40 дельной роликовой цепью корректировки
25, которая вращает две звездочки натяжения 20 на осях натяжения 21, при этом роликовая цепь корректировки 25 обкатывается отНосительно ведущего вала по диаметру 45
Оцк размещения зубьев звездочек корректиройки 19 относительно ведущего вала 2 в ведущем звене и относительно ведомого вала $ по диаметру Dqpz размещения зубьев звездочек корректировки 19 относительно 50 ведомого вала 2 в ведомом звене.
Наличие рабочей роликовой цепи, наличие в ведущем и ведомом звеньях рабочих звездочек, электромуфт и сухариков, размещения сухариков в пазах дисков, рабочих 55 осеА в сухариках, электромуфт на рабочих осях И рабочих звездочек на рабочих осях с возможностью фиксации и вращения и вращения по окружности относительно ведущегО и ведомого валов, взаимодействие рабочей роликовой цепи с рабочими звездочками, а также наличие двух автономных механизмов корректировки ведущего и ведомого звеньев для поворота рабочих звездочек не находящихся в зацеплении с рабочей роликовой цепью на рабочих осях с целью вхождения зубьев рабочих звездочек в пространство между роликами рабочей роликовой цепи в момент изменения передаточного отношения, обеспечивают жесткую связь между ведущим и ведомым звеном рабочей роликовой цепью, что исключает проскальзывание гибкой рабочей связи относительно ведущего и ведомого звеньев — повышает коэффициент полезного действия.
Установка на ведущем и ведомом валах имеющих шлицы четырех шестерен — валов по две на каждом вале, наличие шлиц и резьбы в втулках, соединение втулок с корпусом резьбой, взаимодействие двух шестерен, закрепленных на вале изменения передаточного отношения, с четырьмя шестернями-валами и взаимодействие последних шлицами с втулками, повышают надежность работы и долговечность механизма изменения передаточного отношения и вариатора в целом.
Формула изобретения
Звездочный цепной вариатор, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, закрепленные на последних соответственно ведущее и ведомое звенья, каждое из которых выполнено в виде закрепленных на ведущем и ведомом валах двух дисков со сквозными радиальными пазами, в которых установлены с возможностью радиального перемещения рабочие оси, концы последних соединены шарнирно с одними концами двух групп рычагов, а другие концы двух групп рычагов соединены шарнирно с четырьмя, снабженными кольцевыми буртиками полыми цапфами, размещенными по две на ведущем и ведомом валах симметрично относительно ведущих и ведомых дисков с возможностью вращения и перемещения, гибкую связь, охватывающую ведущее и ведомые звенья, и механизм-изменения скорости, представляющий собой вал изменения скорости с установленными на нем двумя шестернями изменения скорости, кинематически связанными с четырьмя, имеющими кольцевые канавки втулками, которые размещены по две на ведущем и ведомом валах симметрично относительно ведущих и ведомых дисков с возможностью вращения и перемещения и соединены кольцевыми канавками и буртиками с полыми цапфами, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и долговечности, 1802250
12 ведущее и ведомое звенья снабжены сухарями, размещенными с возможностью перемещения в радиальных пазах ведущих и ведомых дисков, рабочими. звездочками, установленными нэ рабочих осях междудвумя 5 ведущими и двумя ведомыми дисками с воз- . можностью фиксации злектромуфтами и периодического вращения, рабочие оси закреплены в сухариках, гибкая рабочая связь ведущего и ведомого звеньев выпол- 10 нена в виде рабочей роликовой цепи, взаимодействующей с рабочими звездочками, установлены два автономных механизма корректировки рабочих звездочек ведущего и ведомого звеньев, последний из которых 15 выполнен в виде первых шестерен коррек- тировки, каждая из которых соединена с рабочей звездочкой и установлена вместе с ней на рабочей оси между двумя ведущимии и двумя ведомыми дисками с воэможностью 20 фиксации злектромуфтой и периодического вращения, а также вторых шестерен корректировки, каждая из которых взаимодействует с одной первой шестерней корректировки и закреплена на одном кон- 25 це оси корректировки, вращающейся в сухэрике, и размещена между двумя дисками одного звена, звездочек корректировки, каждая из последних закреплена на другом конце оси корректировки, а также двух звездочек натяжения, вращающихся нэ двух осях натяжения, соединенных с подпружиненными пружинами ползунами, размещенными на направляющих, закреплвнных в корпусе и роликовой цепи корректировки, взаимодействующей со звездочками корректировки и двумя звездочками натяжения, механизм изменения скорости оснащен имеющими наружные шлицы четырьмя шестернями-валами, размещенными по две на ведущем и ведомом валах симметрично относительно ведущих и ведомых дисков с возможностью вращения и взаимодействия шлицами со шлицами, выполненн н ы ми в четы рех втул ках, соединенных резьбой с корпусом, а зубьями — с двумя шестернями изменения скорости, при этом звездочки корректировки, роликовая цепь корректировки и две звездочки натяжения ведущего и ведомого звеньев размещены с одной стороны ведущих и ведомых дисков.
1802250
1802250
Г-Г
s-s
4ис. 5
37 58 г. 8
Составитель Б.Сидо
Редактор В.Трубченко Техред М.Моргентал
Корректор М.Самборская
Заказ 843 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101