Способ восстановления зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

С<ПО> СОВЕТСКИХ сОциАлистических

РЕСПУБЛИК (чл В 23 Р 6/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4912314/27 (2 ) 19.02.91 (46) 23,03.93, Бюл, ¹11 (7)) Всесоюзный научно-исследовательский технологический институт восстановления изношенных деталей машин Всесоюзного научно-производственного объединения

"Ремдеталь" (72) Е.E.×óäíîâñêèé, В.В,Лакосник,П.Е.Тищенко и Н.В.Ляшенко (56) Герман В,К. Совмещенная технология во становления зубьев шестерен и шлицевых валов. Техника в сельском хозяйстве, 1982, N 10, с. 50.

Авторское свидетельство СССР

N 591303,,кл. В 23 P 7/00, 1976.

Авторское свидетельство СССР

¹1449302,,кл. В 23 Р 6/00, 1986.

Изобретение относится к ремонтному прризводству, а именно к способам восстановления зубчатых колес.

Цель изобретения — повышение производительности и качества восстановления путем кольцевой наплавки материала вместа прерывистой, изменения осевого давления . на зуб на радиальное и деформирования всего объема материала зубьев и подложки зубчатого венца, Поставленная цель достигается тем, что в известном способе восстановления зубчатых колес, заключающемся в наплавке на поверхность колеса компенсирующего износ материала и пластического деформиро вания, материал наплавляют на поверхность подложки зубчатого венца со стороны изношенных торцев в виде сплошного кольца. Затем перемещают в штампе наплавленный и основной металл подложки зубчатого венца в тело зубьев.

„., SU ÄÄ 1803298 А1

2 (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Использование: ремонтное производство. Сущность изобретения: материал наплавляют на поверхность подложки зубчатого венца со стороны изношенных торцов зубьев, деформируют в безэубчатом штампе направленный и основной металл с зубчатого венца беэ деформирования ступицы, отжигают, прошивают базовое отверстие, производят механическую, а затем термическую обработку. 2 ил.

После штамповки отжигают деталь, восстанавливают путем прошивки базовое при механической обработке отверстие, производят механическую, а затем термическую об работку.

Сопоставительный анализ заявляемого решения с прототипом показывает, что заявляемый способ отличается от известного тем, что компенсирующий износ материал наплавляют на поверхность подложки зубчатого венца со стороны изношенных торцов зубьев сплошным кольцевым швом.

Вместо осевого давления на зуб в известном способе, изгибающем зуб, осуществляют радиальное давление, разгружающее эуб от продольного изгиба и позволяющее получить более равномерный припуск на бо-. ковых поверхностях зубьев.

Заявляемое техническое решение обеспечивает достижение поставленной цели— повышение производительности и качества восстановления — благодаря нанесению

1803298 сплошного кольцевого шва на торцевую поверхность подложки зубьев, вместо прерывистой наплавки с двух сторон зубчатого венца; разгрузке зубьев от изгибающих усилий; образованию более равномерного 5 припуска по длине зубьев, Кроме того, при восстановлении расходуется меньшее количество наплавочного материала, так как часть компенсирующего износ металла перемещается иэ подложки зубчатого венца, У заявляемого способа появляются свойства, не совпадающие со свойствами известных решений, а именно — исключение возможности продольного изгиба зубьев для колес с широким зубчатым венцом, На фиг.1 представлена схема, поясняющая предлагаемый способ и показаны этапы формообразования; на. фиг.2 дан разрез

А-А на фиг.1. 20

На поверхность подложки зубчатого венца со стороны изношенных торцев зубьев наплавляют материал 1 кольцевым швом.

Затем зубчатый венец нагревают до температуры пластической деформации в индукторе среднечастотной установки и укладывают в беззубчатый штамп, Штамп состоит из корпуса, в котором на подкладке установлена выталкивающая часть 3 матрицы. К корпусу прикреплена кольцевая встав- 30 кэ 4. Восстанавливаемое колесо центрируется на пальце 5. При движении пуансона 6 вниз наплавленный металл вдавливается в тело подложки зубчатого венца.

Одновременно кольцевыми выступами 7 и 8 35 матрицы и пуансона деформируется вся подложка зубчатого венца с перемещением металла в тело зубьев. Зубчатый венец колеса при штамповке имеет ограничение по наружному диаметру, вследствие чего про- 40 исходит утолщение зубьев (фиг.2), При подьеме пуансона вверх восстанавливаемая деталь поднимается вверх выталкивателем пресса, Пример. Шестерня 52-1701110-31 45 коробки передач автомобиля ГАЗ-53 при капитальном ремонте автомобиля имеет среднеарифметическое значение износа по толщине зубьев 0,4 мм, то торцам зубьев 1,5 мм, отверстие ощутимых износов не имеет. 50

Шестерня, подлежащая восстановлению, а очищенном виде подается на наплавочный участок, На нэплавочном станке У653 наносится кольцевой шов на поверхность подложки зубчатого венца. Наплавка производится проволокой 1,6 НпЗОХГСА

ГОСТ 10543.-82 под слоем флюса АН-348А

ГО СТ 9087-81.

Затем зубчатый венец нагревают в индукторе среднечастотной установки до температуры пластической деформации и опрессовывают в штампе пресса. При этом наплавленный материал и кольцевые выступы матрицы и пуансона перемещают металл иэ подложки в тело зубчатого венца, образовывая припуски по всем поверхностям зубьев. Отожженная шестерня после прошивки базового отверстия подвергается точению, зубофреэерованию, зубоэакруглению и шевингованию. После механической обработки шестерня проходит цементацию (нитроцементэцию), закалку и низкий отпуск. Для обеспечения требуемой точности по нормам кинематической точности, плавности и контакта термообработанная шестерня повергается зубохонингованию.

Предлагаемый способ позволяет повысить производительность и качество восстановления благодаря нанесению компенсирующего износ материала в виде сплошного кольцевого шва вместо прерывистого, разгрузке зубьев от изгибающих усилий и образованию более равномерного припуска на боковых поверхностях зубьев по их длине. Восстановление производится нэ универсальном оборудовании с применением стандартного режущего инструмента.

Формула изобретения

Способ восстановления зубчатых колес, включающий наплавку на поверхность колеса, компенсирующего износ материала, его пластическое деформирование в беззубчатом штампе, отжиг, прошивку отверстия, механическую и последующую термическую обработку., отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и качества восстановления, наплавку осуществляют на торцевую поверхность, примыкающую к основанию зубчатого венца в виде непрерывного валика, а при пластическом деформировании нэплэвленный и основной металл зубчатого венца перемещают в тело зубьев.

Редактор О. Стенина

Составитель Е. Чудновский

Техред М.Моргентал Корректор Л. Пилипенко

Заказ 1027 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ССС

ГКНТ ССP

113035. Москва, Ж-35, Рау)нская наб., 4/5

Г1роизводс i .