Подшипниковый узел с зоной высоких температур
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: для охлаждения подшипников, установленных в устройствах, действующих в зоне высоких температур. .Сущность изобретения: подшипниковый узел с зоной высоких температур содержит корпус со смонтированными в нем и на валу с осевым каналом подшипниками. Между корпусом и стенкой, ограждающей зону высоких температур, размещен диск для отвода горячего воздуха от корпуса. В осевом канале вала размещен стержень с центральным отверстием для отвода воздуха. На наружной поверхности стержня расположены винтовые канавки с перегородкой в средней части. В стержне также выполнены радиальные каналы, сообщающие винтовую канавку с центральным отверстием для отвода воздуха . В валу выполнены радиальные каналы для соединения винтовой канавки с истёчником сжатого воздуха. При работе подшипникового , узла в зоне подшипников проходит большой объем воздуха и происходит интенсивный теплообмен. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
(я)» F 16 С 37/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ьдЯ;цУ (1. 3); ю
, " ",.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
„Г, РЕСПУБЛИК
, :- .
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4896697/27 (22) 26.12.90 (46) 23.03.93, Бюл. М 11 (71) Машиностроительный завод "Штамп" им, Б,Л.Ванникова (72) Л.Г,Баранов, В.Я,Алферов и В.В.Оськин (56) Авторское свидетельство СССР
М 465494, кл. F 16 С 37/00, 1973., (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ С ЗОНОЙ
ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР .(57) Использование: для охлаждения подшипников, установленных в устройствах, действующих в зоне высоких температур.
Сущность изобретения: подшипниковый узел с зоной высоких температур содержит корпус со смонтированными в нем и на валу с осевым каналом подшипниками, Между
Изобретение относится к устройствам, действующим в зоне высоких температур, и может быть использовано в машиностроительной, химической, металлургической и других отраслях промышленности, Цель изобретения — повышение надежности работы узла.
Указанная цель достигается тем, что корпус с подшипниками смонтирован вне стенки, ограждающей зону высоких температур, и отделен посредством размещенного на валу между корпусом с подшипниками и стенкой диска для отвода горячего воздуха от корпуса. Средство для охлаждения выполнено в виде размещенного в глухом осевом канале и жестко соединенного с ним стержня с центральным отверстием для отвода воздуха с расположенными на его наружной поверхности винтовыми канавками, выполненными против направления вращеSU 1803623 А1 корпусом и стенкой, ограждающей зону высоких температур, размещен диск для отвода горячего воздуха от корпуса, В осевом канале вала размещен стержень с центральным отверстием для отвода воздуха. На наружной поверхности стержня расположены винтовые канавки с перегородкой в средней части. В стержне также выполнены радиальные каналы, сообщающие винтовую канавку с центральным отверстием для отвода воз- духа, В валу выполнены радиальные каналы для соединения винтовой канавки с источником сжатого воздуха. При работе подшипникового, узла в зоне подшипников проходит большой объем воздуха и происходит интенсивный теплообмен. 1 з.п.ф-лы, 2 ил. ния вала и разделяющей упомянутые винтовые канавки в средней части стержня между зоной размещения подшипников и диском перегородкой, а также с выполненными
Ъ между упомянутой перегородкой и зоной 00 размещения подшипников радиальными ка- C) налами, сообщающими винтовую канавку в () зоне размещения подшипников с централь- ( н ым отверстием для отвода воздуха, В валу в зоне междудиском и перегородкой выполнены радиальные каналы для соединения винтовой канавки между зоной размещения подшипников и зоной высоких температур с а источником сжатого воздуха, Дно глухого осевого канала выполнено со стороны стенки; ограждающей зону высоких температур, с выемкой меньшего ди. аметра для сообщения винтовой канавки с центральным отверстием для отвода воздуха. Кроме того, диск и часть вала в зоне стенки, ограждающей зону высоких темпе1803623 ратур, выполнены с теплоизоляционным покрытием;
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство; на фиг, 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Устройство содержит корпус 1, установ- 5 ленный на опорах 2, закрепленных на основании 3 стенки, ограждающей зону высоких температур, В корпусе 1 размещен вал 4 с глухим осевым каналом на подшипниках 5, закрепленных крышками 6 и 7. Внутри вала
4 запрессован стержень 8, на котором имеются винтовые канавки 9 и 10, перекрытые в средней части перегородкой 11, расположенной между зоной размещения подшипников и диском. В нижней части стержня 8 винтовые канавки 10 соединены с полостью
12 подвода сжатого воздуха посредством радиальных каналов 13 на валу и центральным отверстиям 15 отвода посредством полости 14. В верхней части стержня 8 20 винтовые канавки 9 подвода атмосферного воздуха соединены с центральным отверстием 15 посредством радиальных каналов
16. На валу 4 закреплен диск 17 с теплоизоляционным покрытием 18, установленный над чашкой 19, закрепленной на основании
3, наружный борт которой меньше по высоте, чем внутренний.
Нижняя часть вала 4,;находящаяся в зоне высоких температур, выполнена с теп- 30 лоизоляционным покрытием 20.
Устройство работает следующим образом.
Сжатый воздух, поступающий из полости 12 через радиальные каналы 13 вала 4 и 35 винтовые канавки 10 нижней части стержня
8, подается в полость 14, расположенную в зоне высоких температур и взаимодействующую с внутренней поверхностью вала 4 путем теплообмейа, производит его охлаж- .40 дение, а затем по центральному отверстию
15 выходит в атмосферу. Вследствие скоростного напора в центральном отверстии 15, происходит местное понижение давления в радиальных каналах 15 стержня 8 и всасы.- 45 вание воздуха из атмосферы через винтовые канавки 9. Кроме того, винтовые канавки 9, выполненные против хода вращения вала, создают дополнительный напор, атмосферного воздуха, создавая 50 повышенное. давление в радиальных каналах 16. Вследствие чего в зоне подшипников проходит большой объем воздуха и тем самым интенсивнее теплообмен, Диск 17 слу жит для отвода горячего воздуха от корпуса
1, поступающего по зазору между валом 4 и основанием 3, а теплоизоляционное покрытие снижает нагрев вала от восходящего потока воздуха из зоны высоких температур.
Формула изобретения
1. Подшипниковый узел с зоной высоких температур, содержащий вал с глухим осевым каналом, корпус со смонтированными в нем и на валу подшипниками, средство для охлаждения и стенку, ограждающую зону высоких температур, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, корпус с подшипниками смонтирован вне стенки, ограждающей зону высоких температур и отделен посредством размещенного на валу между корпусом с подшипниками и стенкой диска для отвода горячего воздуха от корпуса, средство для охлаждения выполнено в виде размещенного в глухом осевом канале и жестко соединенного с ним стержня с центральным отверстием для отвода воздуха с расположенными на его наружной поверхности винтовыми канавками, выполненными против направления вращения вала и разделяющей упомянутые винтовые канавки в средней части стержня между зоной размещения подшипников и диском, перегородкой, а также с выполненными между упомянутой перегородкой и зоной размещения подшипников радиальными каналами, сообщающими винтовую канавку в зоне размещения подшипников с центральным отверстием для отвода воздуха, в валу в зоне между диском и перегородкой выполнены радиальные каналы для соединения винтовой канавки между зоной размещения подшипников и зоной высоких температур с источником сжатого воздуха, дно глухого осевого канала выполнено со стороны стенки, ограждающей зону высоких гемператур, с выемкой меньшего диаметра для сообщения винтовой канавки с центральным orsepстием для отвода воздуха.
2. Подшипниковый узел по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что диск и часть sana в зоне стенки, ограждающей зону высоких температур, выполнены степлоизоляционным покрытием.
1803623
1803623
Составитель Л.Баранов
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор E.Ïàïî
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1043 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5