Лебедка для запуска дельтаплана

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для поднятия в воздух безмоторных ЛА, в частности дельтапланов и планеров. Целью изобретения является повышение надежности работы путем исключения провисания троса и его петлеобразования в случае остановки одного из барабанов. Цель достигается тем, что в лебедке для запуска дельтаплана, содержа

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУ6ЛИК (19) (1! ) (51И В 64 F 1/08

ГОСУДАРСТВЕ1+1ОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (2 1) 4852400/23 (22) 17.07.90 (46) 23.03.93. Бюл. hh 11 (71) Запорожский автомобильный завод

"Коммунар" (72) В.В.Гундров, К,В,Миньков, Ю,Н,Наумец, Ю.П.Хаселев и О,Ю.Сазонова (73) Запорожский автомобильный завод

"Коммунар" (56) Заявка Японии N 63-48759, кл. В 64 F

1/08, 1988.. (54) ЛЕБЕДКА ДЛЯ ЗАПУСКА ДЕЛЬТАПЛАНА (57) Изобретение относится к устройствам. предназначенным для поднятия в воздух безмоторных ЛА, в частности дельтапланов и планеров. Целью изобретения является повышение надежности работы путем исключения провисания.троса и его петлеобразования в случае остановки одного из барабанов. Цель достигается тем, что в лебедке для запуска дельтаплана, содержа1804420

10

25

35

40 щей привод 2, связанный посредством передачи, включающей фрикционные муфты 9, 10 с барабанами 13, 14, тросоукладчики 3, последние связаны с барабанами посредством фрикционной передачи, выполненной в виде взаимодействующего с ведомой муфИзобретение относится к устройствам, предназначенным для поднятия в воздух безмоторных летательных аппаратов, в частности, дельтапланов и планеров.

Цель изобретения — повышение надежности работы путем исключения провисания троса и его петлеобразования в случае остановки одного из барабанов, .Для достижения цели в лебедке для запуска дельтаплана, содержащей установленный на основании привод, связанный посредством передачи с фрикционными ведущей и ведомой муфтами с двумя барабанами, тросоукладчики, каждый из которых выполнен в виде вала, размещенного внутри каретки и соединенного с ней и редуктором с возможностью возвратно-поступательного движения каретки, каждый из тросоукладчи. ков связан с барабаном посредством фрикционной передачи, выполненной в виде взаимодействующего с ведомой муфтой фрикционного элемента, кинематически связанного с тросоукладчиком.

Кроме того, фрикционный элемент выполнен в виде ролика, а его кинематическая связь с тросоукладчиком образована гибким валом, соединяющим ролик через редуктор с валом тросоукладчика.

На фиг.1 изображена кинематическая схема устройства; на фиг.2 — соединение тросоукладчика с барабаном; на фиг.3 — разрез А-А на фиг.2; на фиг,4 — разрез Б-Б на фиг.3; на фиг.5 — разрез B-В на фиг.4; на фиг.6 — разрез à — Г на фиг.2.

Лебедка для запуска дельтаплана содержит основание 1, на котором установлен привод 2 и тросоукладчики 3. Привод представлен автомобильным двигателем 4, приводящим в движение через карданные валы

5 и 6 и муфты сцепления 7 и 8 ведущие полумуфты 9 и 10 фрикционных муфт предельного момента, Ведомые полумуфты 11 и 12 выполнены за одно целое с барабанами

13 и 14 для намотки троса 15, Тросоукладчики 3 соединены с барабаном — ведомой полумуфтой 11 или 12 посредством гибкого передающего вала 16, связанного, с одной той 11, 12 фрикционного элемента, кинематически связанного с тросоукладчиком 3.

Кинематическая связь образована гибким валом, соединяющим фрикционный элемент-ролик с валом тросоукладчика. 1 з,п. ф-лы, 6 ил. стороны, жестко с валом фрикцион ного элемента — ролика 17, с другой — с выходным валом 18 редуктора 19, Ролик 17 смонтирован на барабане 12 с возможностью взаимодействия его с поверхностью 20, Гибкий вал

1.6 и редуктор 19 образуют трансмиссионный механизм, передающий вращения от барабана на тросоукладчик. Последний выполнен в виде кулачкового механизма — вала

21 с копирным пазом 22, в котором перемещается и совершает возвратно-поступательное движение ролик 23, жестко соединенный с кареткой 24. Каретка, в свою очередь, связана с поводком 25, в направляющий ролик 26 которого из тросоуловителей

27 поступает трос 15.

В лебедке предусмотрены тросорубы

28, разделяющие трос в случае аварийной ситуации при запуске и невозможности отсоединить трос непосредственно с дельтаплана 29, Трос между барабанами проходит также через блочный механизм 30.

Для затормаживания барабанов, работающих на холостом ходу, в нем установлены тормозные механизмы, показанные условно поз, 31.

Лебедка работает следующим образом.

В исходном состоянии трос 15 на барабане, например, 13 находится в рабочем, т.е. размотанном состоянии, на барабане 14 — в намотанном, обеспечивающим холостой ход этого барабана. После включения оператором двигателя срабатывает муфта сцепления 7, передающая вращение ведущей полумуфте 9. Муфта 8 блокирована, После достижения заданного числа оборотов на валу 5 и 6, момент достигает величины, достаточной для создания тягового усилия на тросе через ведомую полумуфту 11. При этом барабан 13, выполненный за одно целое с ней начинает вращаться и наматывать трос с необходимым тяговым усилием. При вращении полумуфты 11 осуществляется взаимодействие фрикционного ролика 17 с поверхностью 20, приводящего во вращение и гибкий вал 16. Последний, в свою очередь, через вал 18 и редуктор 19 переда1804420

18 ет вращение валу 21 тросоукладчика, по пазу 22 которого начинает перемещаться ролик 23 с кареткой 24 и поводком 25, В результате этого трос 15 совершает маятниковое движение относительно барабана, на- 5 матываясь на него плотными рядами, В течение всей намотки троса на барабан 13, муфта 8 остается заблокированной, позволяющей барабану 14 свободно вращаться вследствие движения троса 15, раз- 10 матывающегося под действием тягового усилия на барабане 13 и самого взлетающего дельтаплана 29. В случае увеличения скорости вращения барабана 14 и появления вероятности провисания троса оператор 15 осуществляет затормаживание барабана тормозным механизмом 31.

1 . После выполнения запуска дельтаплана осуществляется отсоединение троса от него 20 и опускание его на землю. Цикл запуска следующего дельтаплана выполняется при работающем в режиме намотки барабане

14. Барабан 13 при этом работает в режиме холостого хода, т.е. размотки при заблоки- 25 рованной муфте 7. A

Формула изобретения

1, Лебедка для запуска дельтаплана, содержащая установленный на основании привод, связанный посредством передачи с фрикционными ведущей и ведомой муфтами с двумя барабанами, тросоукладчики, каждый из которых выполнен в виде вала, размещенного внутри каретки и соединенного с ней и редуктором с возможностью возвратно-поступательного движения каретки, отличающаяся- тем, что, с целью повышения надежности в работе путем исключения провисания троса и его петлеобразования в случае остановки одного из барабанов, в ней каждый из тросоукладчиков связан с барабаном посредством фрикционной передачи, выполненной в виде взаимодействующего с ведомой муфтой фрикционного элемента, кинематически связанного с тросоукладчиком.

2. Лебедка по п.1, отличающаяся тем, что фрикционный элемент выполнен в виде ролика, а его кинематическая связь с тросоукладчиком образована гибким валом. соединяющим ролик через редуктор с валом тросоукладчика, 1804420

23

Фиг. 5

Составитель П,Снежко

Редактор Т.Иванова . Техред М.Моргентал Корректор М.Ткач

Заказ 1068 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101