Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в области транспортной светотехники, а именно в устройствах контроля регулировки и диагностики фар транспортных средств. Технический эффект достигается за счет выполнения системы ориентации 7 в виде смонтированной на кронштейне 8 и основании 11 оптической зрительной трубы 22 с большим углом визирования , содержащей визирный индекс и установленной на направляющей 2 штатива I с возможностью перемещения по высоте и поворота в вертикальной плоскости с помощью фиксирующихся цилиндрических шарниров 9 и 10 и шарниров, перпендикулярных оптической оси 15 объектива 4, а также с возможностью поворота вокруг оси 20, перпендикулярной визирному индексу, и оси, перпендикулярной осям шарниров. II ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (н)5 6 01 M 11/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ.ю гг (21) 5008175/07 (22) 11,11,91 (46) 23.03,93. Бюл. М 11 (76) Л.Г.Новаковский, А.С.Декаленков, Л.А.Новикова и А,M Ðåçíèê (56) Патент ФРГ ДЕ 3319412, кл. 6 01 М 11/05, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФАР ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ (57) Использование: в области транспортной светотехники, а именно в устройствах контроля регулировки и диагностики фар транспортных средств, Технический эффект. „„5U„„1804602 АЗ достигается за счет выполнения системы ориентации 7 в виде смонтированной на кронштейне 8 и основании 11 оптической зрительной трубы 22 с большим углом визирования, содержащей визирный индекс и установленной на направляющей 2 штатива

1 с возможностью перемещения по высоте и поворота в вертикальной плоскости c Iloмощью фиксирующихся цилиндрических шарниров 9 и 10 и шарниров, перпендикулярных оптической оси 15 объектива 4, а также с возможностью поворота вокруг оси

20, перпендикулярной визирному индексу, и оси, перпендикулярной осям шарниров.

11 ил.

1804602

40 но повышает точность ориентации в горизонтальной плоскости: эа счет обеспечения воэможности ее поворота вокруг оси, перпендикулярной визирному индексу, расширяет диапазон использования. устройства

55 для широких транспортных средств, так как в данном случае может быть использовано для ориентации все поле зрения трубы, а также за счет обеспечения возможности поворота зрительной трубы вокруг перпендикулярной оси ее поворота в вертикальной плоскости позволяет существенно упростить и тем самым снизить затраты на юстировку и отладку устройства, Заявителю неизвестно использование отличительных признаков в другой совокупности существенных признаков, На фиг.1 показан внешний вид устройства при положении оптической зрительной трубы, в котором ее оптическая ось находится в вертикальной или ей параллельной плоИзобретение относится к области транспортной светотехники, а более конкретно к устройствам для контроля регулировки фар транспортных средств с методами диагностики световых приборов.

Целью изобретения является увеличение точности системы ориентации, расширение диапазона использования системы ориентации, содержащей оптическую зрительную трубу, обеспечение возможности 10 ее непосредственной юстировки на устройстве при сохранении минимальных габаритов и массы системы ориентации.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем штатив, размещенную на нем оптическую камеру, включающую объектив и экран с разметкой, установленную с возможностью перемещения по высоте, и систему ориентации, выполненную в виде оптической зрительной 20 трубы с визирным индексом с большим углом визирования, смонтированной на штативе с возможностью поворота в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной оптической оси объектива, а также поворота вокруг оси, перпендикулярной визирному индексу, и вокруг оси, перпендикулярной оси поворота зрительной трубы в вертикальной плоскости. 30

Предложенное устройство для контроля регулировки фар транспортных средств за счет монтажа зрительной трубы на кронштейне штатива с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, перпендикуляр- 35 ной оптической оси объектива камеры, обеспечивает визирование передней части кузова транспортного средства под углом к . фронтальной его проекции, чем существенскости, проходящей через оптическую ось объектива, и ход лучей при ориентации устройства относительно транспортного средства, шириной до 1,6 м; на фиг.2 изображение транспортного средства в поле зрения оптической зрительной трубы при ее положении согласно фиг.1; на фиг,З— внешний вид устройства при положении оптической зрительной трубы, в котором ее оптическая ось находится в вертикальной или ей параллельной плоскости, проходящей через оптическую ось объектива, и ход лучей при ориентации устройства относительно транспортного средства шириной более 1,6 м; на фиг.4 — изображение транспортного средства в поле зрения оптической зрительной трубы при ее положении согласно фиг.З; на фиг.5 показан внешний вид устройства при положении оптической зрительной трубы, в котором ее оптическая ось расположена под углом к вертикальной плоскости, проходящей через оптическую ось объектива, и ход лучей при ориентации устройства относительно транспортного средства шириной более 1,6 м; на фиг.6— изображение транспортного средства в поле зрения оптической зрительной трубы при ее положении согласно фиг.5; на фиг.7— сечение оптической зрительной трубы системы ориентации горизонтально проецирующей плоскостью; на фиг,8 — сечение оптической зрительной трубы, смонтированной на кронштейне системы ориентации вертикально-проецирующей плоскостью; на фиг,9 — вид сверху на систему ориентации; на фиг,10 — внешний вид устройства и ход лучей в положении юстировки системы ориентации; на фиг.11 — изображение разметки экрана в поле зрения зрительной трубы при юстировке устройства.

Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств содержит (см. фи.1,3,5,7,8,9,10) штатив 1 с направляющей

2, размещенную на ней с возможностью перемещения в вертикальном направлении оптическую камеру 3, включающую объектив 4 и экран 5 с разметкой 6, смонтированную в верхней части направляющей 2 штатива 1 систему ориентации 7, состоящую из кронштейна 8, установленного на цилиндрических шарнирах-фиксаторах 9 и

10, опор 11 и 12, установленных на полках кронштейна 8, на которых на горизонтальных шарнирах 13 и 14, перпендикулярных оптической оси 15 объектива 4, размещено с возможностью поворота вокруг шарниров

13 и 14 и фиксации винтовым зажимом 16 основание 17.

На основании 17 на цилиндрическом шарнире t8 установлен промежуточный

1804602

20 кронштейн 19, в котором на цилиндрическом шарнире 20 смонтирован корпус 21 оптической зрительной трубы 22, поджатый к регулировочному винту 23 пружиной 24.

При этом ось шарнира 18 перпендикулярна осям шарниров 13 и 14, а ось шарнира 20 перпендикулярна оптической оси 25 зрительной трубы 22. В корпусе зрительной трубы 22 размещены две асферические линзы 26 и 27, прозрачное стекло 28 с нанесенным на нем перпендикулярно оптической оси 15 объектива 4 визирным индексом 29 и фокусирующую линзу 30.

Работает предлагаемый вариант конструкции устройства для контроля регулировки фар следующим образом.

Устройство устанавливают напротив контролируемой фары транспортного средства, оптическая камера 3 по направляющей 2 поднимается до высоты, при которой положение ее оптической оси 15 будет совпадать с центром фары, Затем поднимают систему ориентации 7 путем поворота кронштейна 8 в шарнирах-фиксаторах 9 и 10 и фиксируют в удобном для оператора положении. После чего поворачивают в горизонтальных шарнирах 13 и 14 основание 17 и фиксируют его в положении зажимом 16, при котором на выходе оптической зрительной трубы 22 оператором будет визироваться сверху полное уменьшенное изображение передней части кузова транспортного средства. Наблюдая за симметричными точками кузова транспортного средства на его уменьшенном изображении в выходном отверстии зрительной трубы 22 относительно визирного индекса 29, поворачивают штатив 1 до тех пор, пока выбранные для ориентации симметричные точки кузова будут одновременно визироваться одновременно по визирному индексу 29.

В случае, когда ширина транспортного средства превышает 1,6 м (см. фиг.3), уменьшенное изображение в выходном отверстии зрительной трубы 22 (см. фиг.4) не обеспечит визирования всей ширины транспортного средства. Тогда корпус 21 оптической зрительной трубы 22 поворачивают (см, фиг.5) вокруг шарнира 20 промежуточного кронштейна 19 в плоскости визирования до появления на уменьшенном изображении в зрительной трубе 22 обеих симметричных точек кузова, выбранных для ориентации (см. фиг,6). Затем поворотом штатива 1 добиваются совпадения симметричных точек кузова транспортного средства с положением визирного индекса 29 зрительной трубы 22, Затем включают фару в режим "ближний свет" и по положению светотеневой

55 границы светового пучка фары относительно разметки 6 экрана 5 судят о правильности регулировки положения светового пучка. Обнаруженное рассогласование устраняют регулировкой собственно фары или ее элементов.

При юстировке устройства оператор встает со стороны приемного отверстия объектива 4 оптической камеры 3, поворачивает оптическую зрительную трубу 22 так (см. фиг.10), чтобы в выходном отверстии зрительной трубы 22 визировалось уменьшенное изображение экрана 5 и доворачивает ее в положение, при котором горизонтальный участок разметки 6 экрана или один из

его краев совпадал с визирным индексом

29. Если положение горизонтальной разметки 6 экрана 5 не совпадает с положением визирного индекса 29, зрительную трубу 22 поворачивают вокруг шарнира 18, ось которого перпендикулярна осям шарниров 13 и

14 с помощью регулировочного винта 23, преодолевая сопротивление пружины 24, воздействующей на корпус 21 зрительной трубы 22, добиваясь тем самым устойчивого положения оптической зрительной трубы

22, в котором горизонтальная разметка 6 экрана 5 совмещена с визирным индексом

29.

Таким образом, выполнение системы ориентации в виде зрительной трубы с большим углом визирования и зрительным индексом, перпендикулярным оптической оси объектива при установке ее на штативе с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной оптической оси объектива, позволяет за счет обеспечения визирования передней части кузова транспортного средства под вертикальным углом к его фронтальной проекции существенно повысить чувствительность, а следовательно, точность системы ориентации при сохранении минимальных габаритов. При этом монтаж зрительной трубы с возможностью поворота вокруг оси перпендикулярной оптической оси зрительной трубы и визирному индексу обеспечивает существенное расширение функциональных возможностей за счет полного использования при ориентации устройства, асимметрично расположен ного относител ьно транспортного средства, поля зрения, обеспечиваемого собственно оптической зрительной трубы, а обеспечение возможности поворота зрительной трубы вокруг оси, перпендикулярной ее повороту в вертикальной плоскости, позволяет за счет углового перемещения и фиксации визирного индекса проводить юстировку устройства без ис1804602 пользования дополнительного оборудования, снижая тем самым эксплуатационные издержки при использовании устройства.

Формула изобретения

Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств, содержащее штатив, размещенную на нем оптическую камеру, включающую объектив и экран с разметкой, установленную с возможностью перемещения по высоте, и систему ориентации, выполненную в виде оптической зрительной трубы с большим углом визирования и визирным индексом перпендикулярным оптической оси объектива, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения точности системы ориентации, расширения ее функциональных возможностей и ее непосредственной юстировки на устрой5 стве при сохранении минимальных габаритов и массы системы юстировки, оптическая зрительная труба смонтирована на штативе с возможностью поворота в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси пер10 пендикулярной оси объектива, а также поворота вокруг оси, перпендикулярной визирному индексу, и оси, перпендикулярной оси поворота зрительной трубы в вертикальной плоскости.

1804602

1804602

1804602 гг

Составитель Л,Новаковский

Техред М,Моргентал Корректор И.Муска

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 1077 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5