Передвижной источник сейсмических импульсов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к невзрывным источникам сейсмических импульсов. Цель - повышение сейсмической эффективности за счет удержания подвижных элементов на весу массой транспортного средства. Электромеханические преобразователи 1 каждый черезсвой гидррамортизатор 5 связаны со стойкой 7 механизма подъема, жестко закрепленного на подрессоренной части 8 транспортного средства. Устройство удержания подвижных элементов преобразователя выполнено в виде узла фиксации 9 подрессоренной 8 и неподрессоренной частей транспортного средства друг относительно друга, включающего гидроцилиндр 11, связанный с гидросистемой транспортного средства, причем его шток размещен параллельно продольной.оси преобразователя и снабжен упором 13с рифленой поверхностью контакт а.1. ил. (Л С

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИК (51)5 G 01 V 1/135

ГОСУДАРСТВЕН1-ЮЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4641243/25 (22) 23.01,89

-(46) 30.03,93, Бюл. йг 12 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти Всесоюзного науч но-производственного объединения "Потенциал" (72) И.Т.Зайцев, Ю.А,Бару, А.Н.Беседин и, Е,Д,Русанова (56) Авторское свидетельство СССР

N- 1104450, кл. G 01 V 1/04, 1979, Авторское свидетельство СССР

N 1373193, кл. G 01 V 1/04, 1985, Авторское свидетельство СССР

N. 1354146, кл. G 01 V 1/04, 1985. (54) ПЕРЕДВИЖНОЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСОВ

БЫ, 1805420 Al (57) Изобретение относится к невзрывным источникам сейсмических импульсов. Цель — повышение сейсмической эффективности за счет удержания подвижных элементов на весу массой транспортного средства. Электромехан ические и реобразовател и 1 каждый через свой гидроамортизатор 5 связаны со стойкой 7 механизма подъема, жестко закрепленного на подрессоренной части 8 транспортного средства. Устройство удер>кания подви>кных элементов преобразователя выполнено в виде узла фиксации 9 подрессоренной 8 и неподрессоренной час- i тей транспортного средства друг относительно друга, включающего гидроцилиндр

11, связанный с гидросистемой транспортного средства, причем его шток размещен параллельно продольной.оси преобразователя и снабжен упором 13 с рифленой поверхностью контакта.1, ил. l805420

Изобретение относится к невзрывным использования предложенного решения источникам сейсмических импульсов. для источника сейсмических импульсов, Цель изобретения-повышение сейсми- размещенного на машине, узел блокировки ческой эффективности за счет удержания должен взаимодействовать с неподрессоподвижных элементов на весу массой транс- 5 ренной ее частью, а именно мостами. портного средства. Управление узлом блокировки в виде

Поставленная цельдостигаетсятем,что гидроцилиндра производится с помощью в передвижном источнике сейсмических им- распределителя гидросистемы транспортпульсов, содер>кащем как минимум один ного средства из кабины оператора, что электромеханическиЙ преобразователь, 10 особенно важнодля условиЙ Крайнего Севевключающий якорь, установленный с воз- ра и тундры. мо>кйостью подхвата его статором, при этом . Предлагаемая конструкция устройства преобразователь кинематически жестко поясняется чертежом, где представлен вид связан с гидроамортизатором механизма сбоку на предлагаемоеустройство. подъема, закрепленного на подрессорен- 15 Передвижной источник сейсмических ной части транспортного средства, в отли- импульсов включает электромеханические чие от известного, подрессоренная часть преобразователи 1, каждый из которых сотранспортного средства снабжена узлом держит концентрично расположенные друг блокировки, установленным с возможно- относительно друга статор 2 и якорь 3, Стастью взаимодействия с неподрессоренной 20 тор 2 снабжен упором 4, обеспечивающим частью транспортного средства, например, подхват якоря 3 в процессе взаимодействия тележкой трактора, параллельно продоль- со статором 2 после образования рабочего ной оси преобразователя и образования импульса силы. Упор 4 устанавливается по при этом жесткой опоры для подрессорен- отношению к якорю 3 на расстоянии р вr янии, равнои части транспортного средства.

У л ном половине полюсного деления т зел блокировки может быть выполнен центрами пазов магнитопроводов якоря и в виде закрепленного на подрессоренной статора, части TpBHcllOpTHol0 средства гидроцилин- Электромеханические преобразоватедра, установленного с возможностью взаи- ли 1 каждый через свой обеспечивающий модействия его штока с тележкой вдоль оси, 30 плавный спуск статора с якорем из крайнего параллельной продольной оси преобразо- верхнего положения после окончания рабователя, при этом шток снабжен упором, име- чего импульса гидроамортизатор 5 со IllToющим, например, рифленую контактную ком 6 связаны со стойками 7 механизмов поверхность, Гидроцилиндр узла блокировки подъема, жестко закрепленными на подресподключен к гидросистеме транспортного 35 сореннойчасти8транспортногосредства, в средства и после установки преобразователя данном случае гусеничного трактора. Блокив рабочее поло>кение на грунт заполняется рующийузел9рессорыустановленнаподресобеспечивающим выдвижение и упор штока соренной части 8 трактора с возможностью в тележку маслом, которое затем запирается взаимодействия с его тележкой 10 и состоит в гидроцилиндре распределителем гидроси- 40. из гидроцилиндра 11, шток 12 которого мостемы транспортного средства. При этом гид- жет- упираться через упор 13 в гусеницу тероцилиндр ьыполняет роль жесткой опоры лежки 10 трактора. Каждый гидроцилиндр для подрессоренной части транспортного 11 подключен к гидросистеме транспортносредства в тележку трактора. Это исключает го средства и управляется распределитесокращение расстояния между преобразова- 45 лем из кабины оператора, телем в верхнем поло>кении и грунтом и воз- Число гидроцилиндров 11 может быть можность повторного сейсмического различным и определяется числом опор рессор на неподрессоренную часть транспорПараллельность продольной оси преоб- тного средства, в данном случае тележку разователя направлению перемещения 50 трактора или мосты автомобиля и т,п. штока гидроцилиндра узла блокировки для Гидроцилиндр 11 располагается на под- . контакта, например, с тележкой транспорт- рессоренной части транспортного средства ного средства обеспечивает надежность ра- таким образом, что его шток 12 может взаиботы узла блокировки и простую модействовать с гусеницей тележки 10 реализацию. Шарнирное закрепление упо- 55 вдоль оси, параллельной продольной оси ра на штоке гидроцилиндра узла блокиров- преобразователя, например, на кронштейки обеспечивает при наличии рифленой не (на чертеже не показан). контактной поверхности на нем самоуста- Упор 13 должен быть закреплен на штоновку и фиксацию штока параллельно про- ке 12 шарнирно для компенсации воздейст дольной оси преобразователя. В случае вия на гидроцилиндр 11 перекосов от

1805420 расположения гусениц тележки на пересеченной местности, Гидроцилиндр 11 устанавливается на подрессоренной части транспортного средства параллельно продолькой оси преобразователя 1, Упор 13 снабжен рифленой контактной поверхностью для взаимодействия с гусеницей тележки 10, например, в виде насечек высокой твердости.

Возможно использование в узле блокировки вместо гидроцилиндра 11 ходового винта с гайкой, зубчатой рейки и т.д.

Для подъема преобразователей втранспортное положение и опускания в рабочее в механизмах подъема предусмотрены гидроцилиндры 14.

Устройство работает следующим образом.

Транспортное средство доставляет источник в зону проведения сейсмических ис. следований. С помощью гидроцилиндров 14

20 механизмов подъема каждый преобразователь 1 опускается в рабочее положение на

55 транспортного средства, и исключая прогиб грунт, при этом выдвигается шток 6 гидро- 25 амортизатора 5. Далее выдвигается шток 12 гидроцилиндра 11 блокирующего узла 9, упор 13 опускается на гусеницу тележки 10 и цепляется за нее насечками на контактной рифленой поверхности, при этом самоуста- 30 навливаясь так, чтобы шток 12 располагался параллельно продольной оси преобразователя. Масло в гидроцилиндре 11 запирается и таким образом создается жесткая опора подрессоренное части 8 в гусеницу тележки 35

10, т,е, происходит блокировка рессоры транспортного средства, . После передачи сформированного рабочего импульса силы в грунт статор 2 преобразователя под действием "реакции" 40 перемещается вверх, подхватывая упором 4 якорь 3, и весь преобразователь отрывается от грунта и "подскакивает", перемещаясь на высоту, необходимую для гашения реакции статора 2. Шток 6 входит о амортизатор 5. 45

После окончания перемещения вверх преобразователь 1 зависает на штоке 6 амортизатора 5 и, медленно опускаясь на грунт, подгружает своим весом подрессоренную часть 8 трактора, которая опирается 50 штоком 12 гидроцилиндра 11 блокирующего узла 9 на гусеницы тележки 10, воспринимая вес преобразователя и других узлов, располагаемых на подрессоренной части рессоры транспортного средства и тем самым предотвращая повторное сейсмическое воздействие на грунт якоря 3 при его свободном падении в процессе спуска преобразователя 1, После окончания спуска преобразователя и установки на грунт источник готов к подаче следующего рабочего импульса, По окончании сейсмических исследова-ний каждый преобразователь 1 поднимается гидро цилиндром 14 механизмов подъема, а штоки 12 блокирующих узлов 9 убираются в свои гидроцилиндры 11, Масло в гидроцилиндрах 11 запирается.

При этом тележка 10 подгружается весом подрессоренной части 8 транспортного средства с установленными на ней узлами, т.е. блокировка рессоры снимается. Источник приведен в транспортное положение.

Применение блокирования рессоры транспортного средства.в процессе проведения сейсмических исследований исключает возможное повторное сейсмическое воздействие, которое может возникнуть при прогибе рессоры, приводящем к уменьшению фактического свободного перемещения преобразователя из верхнего положения, обусловленного "подскоком" статора после образования рабочего импульса силы.

Формула изобретения

Передвижной источник сейсмических импульсов, содержащий по меньшей мере, один .электромеханический преобразователь, связанный с гидроцилиндром механизма подъема, закрепленного на подрессоренной части транспортного средства, и гидроамортиэатором преобразователя, включающего подвижные элементы, выполненные с возможностью удержания на весу после силового взаимодействия, о тлича ющийся тем,что, сцельюповышения сейсмической эффективности путем удержания подвижных элементов на весу массой транспортного средства, устройство удержания на весу выполнено в виде узла фиксации подрессоренной и неподресорен ной частей транспортного средства одна относительно другой, включающего связанный с гидросистемой транспортного средства гидроцилиндр, шток которого размещен параллельно продольной оси преобразователя и снабжен упором, имеющим рифленую поверхность контакта.