Устройство для буксировки сейсмографной косы

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в морской сейсморазведке на акваториях с ледовым покровом. Сущность изобретения. Устройство для буксировки включает судно-буксир, лебедку,. секцию снижения, сейсмическую косу и кожух . При этом кожух содержит грузонесущий трос и группу полых цилиндров, нанизанных на сейсмографную косу. Последние выполнены в виде левого и правого полуцилиндров и соединены друг с другом жесткими тягами и снабжены механизмом смещения полуцилиндров. Указанный механизм может быть выполнен в виде двух тросиков, расположенных параллельно грузонесущему тросу и соединенных один с левым, а другой с правым полуцилиндром. Полуцилиндры могут быть соединены также пружинами, расположенными в плоскости размещения жестких тяг, а также могут иметь S-обраэную форму в сечении, перпендикулярном грузонесущему тросу. 3 з.п.флы, 8 ил. ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s G 01 V 1/38

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4889236/25 (22) 01,10.90 . (46) 30.03.93. Бюл; М 12 (71) Центр научно-технического творчества молодежи "Пеленг" и Ленинградский кораблеСтроител ьн ый институт (72) Л;М,Гуревич, В.И,Дедков, А,А.Гагельганц и В.IO.Буравцев (56) Авторское свидетельство СССР

N 1081593, кл. G 01 V 1/38, 1982, Авторское свидетельство СССР .

N. 1520459, кл. G 01 V 1/38, 1988, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ СЕЙСМОГРАФНОЙ КОСЫ (57) Использование: в морской сейсморазведке на акваториях с ледовым покровом, Сущность изобретения. Устройство для бук. сировки включает судно-буксир, лебедку,.. Изобретение относится к морской сейсморазведке, а более конкретно к устройствам для буксировки сейсмоаппаратуры при сейсморазведке на:акваториях с ледовым покровом, Целью изобретения является улучшеwe эксплуатационных характеристик в морях с ледовым покровом, На фиг.1 показан общий вид устройства буксировки сейсмографной косы (походное

- положение); на фиг;2 — сечение кожуха по

А-А (S-образные полуцилиндры); на фиг.3— сечение кожуха по А-А (П-образные полуцилиндры); на фиг.4 — общий вид кожуха; на фиг,5 и 6 — разрез кожуха по Б-Б; на фиг.7— положение полых цилиндров кожуха при размещении в нем сейсмографной косы и секции снижения (разрез Б-Б); на фиг,8— общий вид устройства буксировки сейсмографной косы (в рабочем положении).

„„ Ы „„1805426 А1 секцию снижения, сейсмическую косу и кожух. При этом кожух содержит грузонесущий трос и группу полых цилиндров, нанизанных на сейсмографную косу. Последние выполнены в виде левого и правого полуцилиндров и соединены друг с другом жесткими тягами и снабжены механизмом смещения полуцилиндров, Указанный механизм может быть выполнен в виде двух тросиков, расположенных параллельно грузонесущему тросу и соединенных один с левым, а другой с правым полуцилийдром.

Полуцилиндры могут быть соединены также пружинами, расположенными в плоскости размещения жестких тяг, а также могут иметь S-образную форму в сечении, перпендикулярном грузонесущему тросу. 3 з,п.флы,8ил, Устройство для буксировки сейсмографной косы 1 содержит судно-буксир 2, на ко- а тором установлены сейсмическая лебедка 3, ф) на которой размещены в "навал" секция снижения 4, соединенная с сейсмографной косой 5, диаметр которой значительно больше, чем секции снижения, т,к. на сейсмографной косе размещены, кроме проводов, акустические датчики (не показаны), На кон- О це сейсмографной косы 5 закреплено концевое тело 6. создающее оттягивающее усилие косе 5. Сейсмографная коса 5 охвачена с д зазором кожухом 7 (фиг.1,2,3,4), состоящим иэ грузонесущего троса 8 и группы полых цилиндров 9, нанизанных на сейсмографную косу 5. Каждый из группы полых цилиндров 9 выполнен в виде двух П-образных идентичных полуцилиндров 10 или S-образных идентичных полуцилиндров 10, соединенных друг с другом двумя парами

1805426 идентичных жестких тяг 11, закрепленных на полуцилиндрах 10 шарнирами 12, оси которых перпендикулярны продольной оси грузонесущего троса 8. На кожухе 7 полуцилиндры 10 подразделяются на левые и правые. S-образная форма полуцилиндров 10 кожуха 7 в сечении, перпендикулярном грузонесущему тросу 8, образует на торцевой поверхности, максимально удаленной от троса 8, хвостовой стабилизатор 13. При этом профиль полого цилиндра 9 является удобообтекаемым. Торцевые части 14 полуцилиндров 10 смещены один относительно другого на толщину торцевой стенки и перпендикулярны боковым опорным стенкам

15. Тяги 11 образуют каналы 16,17 под грузонесущий трос 8 и сейсмографную косу 5.

На средней части тяг 11 выполнен выступ

18, образующий зазор между соседними полыми цилиндрами 9, обеспечивающий 20 гибкость кожуха в поперечном сечении. Полые цилиндры 9 могут занимать два положения. В сечении тяги с полуцилиндрами 10 образуют прямоугольник, а в нем. — канал 17 максимального диаметра, 25

На фиг,4 представлено сечение цилиндра 9 в виде параллелограмма, охватывающего сейсмографную косу 5 и трос 8, который снабжен опорными муфтами 19, ограничивающими перемещение полых ци- 30 линдров 9, На ходовом конце троса 9 закреплен углубитель 20, а коренной конец присоединен к сейсмической лебедке 3. На фиг.2,3 представлены два положения сечений полых цилиндров 9. Установка.в эти положения осуществляется механизмом смещения полуцилиндров 1.0. К полуцилиндрам 10 всей группы присоединены тросики

21,22, расположенные в канале 17 параллельно грузонесущему тросу 8, Тросик 21 40 присоединен к левым полуцилиндрам 10, а тросик 22 — к правым полуцилиндрам 10. На полуцилиндрах 10 выполнены ограничители

23,24 перемещения их относительно продольной оси грузонесущего троса 8. Меха- 45 низм смещения полуцилиндров (фиг,7) может быть снабжен одним тросиком 21(22}, присоединенным к левым (правым) полуцилиндрам 10. Функции другого тросика исполняют. пружины, установленные в полых 50 цилиндрах 9. Плоская пружина 25 установлена в плоскости расположения тяг 11. соединяет оба полуцилиндра 10. Тросики. 21,22 находятся вне кожуха 7 и снабжены для присоединения к приводам (не показаны), 55 установленным на судне-буксире 2. В качестве последних можно использовать,.турачки, совмещенные с сейсмической лебедкой

3. В кормовой части судна-буксира 2 вмонтирован клюз, состоящий из горизонтального цилиндра и вертикальных цилиндрических направляющих, оси которых перпендикулярны оси горизонтального цилиндра и смещены относительно ее на расстояние I, определяемое конструкцией кожуха 7.

B рабочем режиме постановка устройства для буксировки сейсмографной косы осуществляется следующим образом, В кл ючают сейсмическую лебедку 3 и вытравливают в воду через клюй углубитель 20 и кожух

7 с находящейся внутри с зазором сейсмографной косой 5. Кожух 7 флюгеруется относительно грузонесущего троса 8, при этом сейсмографная коса 5 в потоке устанавливается за грузонесущим тросом 8. Углубитель

20 устанавливает кожух 7 под углом 50-60 к поверхности. При П-образной форме полуцилиндров 10 полый цилиндр 9 опирается на горизонтальный цилиндр 2 опорной поверхностью 15. При маневре судна 2 кожух опирается о вертикальные направляющие, воспринимая поперечную нагрузку чехла 7.

Продольную нагрузку при этом воспринимает сейсмическая лебедка 3. Стравив в воду весь чехол 7 или часть его вместе с сейсмографной косой 5, при помощи клинового зажима 26 закрепляют кожух 7 на судне 2, переведя продольную нагрузку на.судно 2. Концевое тело

6, закрепленное на сейсмографной косе 5, протаскивает через кожух 7аейсмографную косу 5. Сейсмографная коса 5 полностью вытравилась через кожух.7 и расположи- . лась горизонтально по потоку на заданной глубине.. При этом углубитель 20 создает такой угол. входа кожуха 7, что сейсмографная коса 5 находится в полынье за судном

2, не соприкасаясь с острой кромкой краев полыньи. Таким образом осуществляется предохранение сейсмографной косы 5 от . повреждения.

Кроме того, кожух 7 можно увести в сторону под лед от диаметральной плоскости . судна 2, создав боковое усилие углубителю

20, Этим можно добиться уменьшения воздействия шумов от. винтов 27 судна 2. За сейсмографной косой 5 через кожух 7 свобод-. но проходит секция снижения 4. При заполнении кожуха 7 секцией снижения 4 изменяют поперечное сечение кожуха 7. Тросики 21,22 (или один тросик 21) вытравливают .до тех,пор„пока все полуцилиндры 10 кожуха

7- не-сместятся вдоль оси троса 8 иэ одного положения (фиг.3) в другое положение (фиг.2).

При этом любое сечение (переход от прямоугольника к параллелограмму) уменьшается и, следовательно. уменьшается гидродинамическое сопротивление кожуха 7, также шумы из-за вибраций. Уменьшение гидродинамического сопротивления допускает увеличение

1805426 запаса прочности троса 8. Аналогично осуществляется изменение сечения кожуха 7 при преодолении сопротивления пружины перемещением одного тросика 21, При проведении морских сейсмических исследований в ледовых условиях судном-буксиром 2 является ледокол, При движении ледокола в битом льду за ним остается канал, свободный от льда, форма и размеры которого зависят от степени сплоченности и сжатия льда.Лед, лишенный возможности отходить в сторону от борта судна, обтекает корпус в подводной его части, в результате чего битьйлед может всплыть непосредственно за кормой судна-буксира, Вследствие этого возможны повреждения и обрыв буксировочного троса 8 и секции снижения 4, Кожух

7 защищает сейсмографную косу 5 от ударов осколками льда, Кожух удерживает сей смокосу от всплытия при постановке и выборке последнего, Кожух позволяет добиться заданной глубины буксировки сейсмографной косы, а также увода ее в сторону под лед, При выборке сейсмографной косы 5 необходимо сначала отпустить тросик 21, при этом связанные с ним полуцилиндры 10 опускаются, образуя в сечении прямоугольник, т.е. полость большого диаметра, При вращении сейсмической лебедки 3 начинает выбираться секция снижения 4 и далее сейсмографная коса 5. При подходе к углубителю концевого тела 6 грузонесущий трос

8 отсоединяют от клинового зажима и присоединяют к реборде сейсмической лебедки

3 и продолжают наматывать на нее в "на- вал" кожух 7 с расположенной внутри сейсмографной косой 5.

Таким образом, использование предлагаемого буксируемого устройства обеспечивает постановку, выборку и буксировку сейсмографной косы в морях с ледовым покровом без повреждений о лед, так как в районе возможного соприкосновения со льдом кабель ввода расположен внутри кожуха и обеспечивает его механическую защиту; Даже в условиях .проведения постановки и выборки устройства не происходит соприкосновения сейсмографной косы с битым льдом, При этом гибкий кожух позволяет уменьшить массо-габаритные размеры корабельного оборудования и количество обслуживающего персонала, произвести размещение его на сейсмической лебедке, допускает снижение гидродинамическаго сопротивления и вибрации в. рабо" чем режиме, за счет уменьшения толщины кожуха. Изменяемая длина кожуха позволяет вывести сейсмографную косу на оптимальную глубину, исключая ее повреждение во льдах; Указанные преимущества позволяют повысить эксплуатационные характеристики предлагаемого устройства.

Формула изобретения

1. Устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покрытием, содержащее судно-буксир с сейсмической лебедкой, секцию снижения и кожух, выполненный в виде полого цилиндра, соединенного с судном-.буксиром и снабженный углубителем, при этом кожух охватывает сейсмографную косу, включающую концевое тело, а на палубе судна-буксира размещена опора кожуха, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик устройства за счет сни10

15 жения гидродинамического сопротивления и уровня автоколебаний кожуха, последний содержит грузонесущий трос и группу полых цилиндров, выполненных в виде левого и правого полуцилиндров, образующие ко20 торых паралелльны продольной оси грузонесущего троса и соединены одна с другой жесткими тягами, снабженными механизмом смещения полуцилиндров параллельно оси грузонесущего троса, при этом жесткие

25 тяги закреплены на цилиндрах шарнирами, оси которых перпендикулярны к продольной оси грузонесущего троса, Один конец кожуха с помощью грузонесущего троса присоединен к углубителю, а другой — к сей30 смической лебедке, а опора, размещенная на судне-буксире, выполнена в виде клюза, содержащего горизонтальный цилиндр и вертикальные цилиндрические направляю35 щие, оси которых взаимно перпендикуляргоризонтального цилиндра.

2. Устройство по п,1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что механизм смещения полуцилин40 дров выполнен в виде двух тросиков; расположенных параллельно грузонесущему тросу и соединенных один — с левыми полуцилиндрами, а другой с правыми, причем один из тросиков соединен с углубителем.

3, Устройство поп,1, отл ича ю щеес я тем, что механизм смещения полуцилиндров содержит пружины, расположенные в плоскости размещения жестких тяг и соединяющие полуцилиндры, при этом одна группа полуцилиндров, левая или правая, соединена с тросиком.

4. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что полуцилиндры кожуха имеют

S-образную форму в сечении, перпендикулярном грузонесущему тросику, образуют при соединении двух полуцилиндров профиль обтекаемой формы и содержат на удаленной ат троса поверхности хвостовой стабилизатор.

5 ны и смещены относительно оси

1805426

1805426

А-А

11 фУГ, 3

Б-Б

WuzÄ5

1805426

1805426

Фиг. 8

Составитель Л,Гуревич

Техред М.Моргентал Корректор. М;Самборская

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 941 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5