Способ стабилизации гидрогенизатов каталитической депарафинизации дизельных фракций

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения: в способе стабилизации гидрогенизатов каталитической депарафинизаци дизельных фракций проводят сепарацию при высоком давлении и температуре 40-50°С с отделением На-содержащего газа и жидкой фазы. Жидкую фазу нагревают до температуры 110-240°С и подвергают сепарации при давлении 0,3- 0,5 МПа с отделением жидкого остатка и легких углеводородов с последующим ихох- . лаждением и разделением на углеводородный газ и жидкий остаток. Последний смешивают с жидким остатком со стадии сепарации, смесь нагревают и стабилизируют в ректификационной колонне с получением бензиновой фракции и стабильного дизельного топлива. 2 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 С 10 G 7/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕ НТУ

6 (21) 4837234/04 (22) 08.06.90 (46) 30.03,93. Бюл. N 12 (71) Уфимский нефтеперерабатывающий завод им, XXII съезда КПСС (72) А,И.Салихов, Н.А.Батырбаев и А.А.Воробьев (73) Уфимский нефтеперерабатывающий завод им. XXII съезда КПСС (56) Аспель И.Б, и Демкина Г.Г. Гидроочистка моторных топлив. Л,; Химия, 1977, с. 5767 .

Луговский А.И.и др. Внедрение энергосберегающейй технологии на установке гидроочистки дизельного топлива ЛЧ-24-7."Нефтепереработка и нефтехимия", 1985, N.

9, с, 11 — 13.

Изобретение относится к способу стабилизации дизельных фракций и может быть использовано в процессах получения дизельных топлив.

Цель изобретения — улучшение качества бензиновой фракции (получение бензина с температурой конца кипения не выше

180 С) и повышение отбора стабильного дизельногоо топлива.

Поставленная цель достигается тем, что, нестабильный гидрогенизат из сепаратора высокого давления после отделения Н2 газа направляют через теплообменник продуктов реакции, где он нагревается до температуры 110 — 240 С, в горячий сепаратор низкого давления, где из гидрогенизата испаряется основная часть газов и легких бен„„„ Ы„„18G6167 АЗ (54) СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ГИДРОГЕНИЗАТОВ КАТАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕПАРАФИНИЗАЦИИ ДИЗЕЛЪНЫХ ФРАКЦИЙ (57) Сущность изобретения: в способе стабилизации гидрогенизатов каталитической депарафинизаци дизельных фракций про-. водят сепарацию при высоком давлении и температуре 40 — 50 С с отделением Н2-содержащего газа и жидкой фазы. Жидкую фазу нагревают до температуры 110-240 С и подвергают сепарации при давлении 0,30,5 МПа с отделением жидкого остатка и легких углеводородов с последующим их ох. лаждением и разделением на углеводородный газ и жидкий остаток. Последний смешивают с жидким остатком со стадии сепарации, смесь нагревают и стабилизируют в ректификационной колонне с получением бензиновой фракции и стабильного дизельного топлива. 2 ил.

00 зиновых углеводородов.. Жидкие продукты с низа сепаратора низкого давления прохо- g дят через теплообменники, где нагрева отся за счет горячего продукта низа стабилизатора и с температурой 220-260 С поступают в колонну стабилизации.

Существенным отличием способа является предварительная эвакорация при повышенной температуре углеводородных (1 газов и легких углеводородов из нестабильного гидрогениэата перед стабилизацией последнего.

Пример 1 (известный способ). Прямогонную дизельную фракцию, выкипающую в пределах 200-352 С, с со*ержанием серы 0,92 мас.0/ подвергают гидрообработке на . металлцеолитсодержащем катализа1806l67 торе при следующих условиях: температура входа газосырьевой смеси в реактор 380 С, давление на входе в реактор 4,2 МПа, обьемная скорость подачи сырья, 3,0 ч, кратность циркуляции ВСГ 180 нм /мэ.

Образующуюся при данных условиях, газопродуктовую смесь охлаждают в теплообменниках реакторного блока до 215 С и подают в горячий сепаратор высокого давления, где при 3,4 МПа подвергают однократному испарению.. Газовую фазу из горячего сепаратора подают в холодный сепаратор, где при 3,3 МПа и 30 С из газовой смеси выделяют водородсодержащий газ, который через колонну монозтаноламиновой очистки от сероводорода подают на прием циркуляционного компрессора. Жидкую фазу из горячего и холодного сепарато ров, объединив в один поток, дополнительно подвергают в теплообменниках стабилизации дизельным топливом до 250 С и подают в стабилизационную ко. лонну, работающую в следующих условиях: температура нестабильного гидрогезината на входе в колонну 250 С, температура верха 145 С, температура низа 290 С, давление в колонне 0,13 МПа.

В результате стабилизации получают стабильное дизельное топливо следующего качества; плотность 0,837 г/смэ, содержание серы 0,16 мас.%; фракционный состав:

Н.К.-215 С, 10% выкипает при 230 С, 50% — при 266 С, 90% — при 328 С, К.К.

348 С и бензин — отгон плотностью 0,785 г/см, содержанием серы 0,11 мас.%, фракционным составом: H.Ê. — 50 С, 10% выкипает при 84 С, 50% — при 128 С, 90% при

157 С, К,К. — 175 С.

Выходы продуктов каталитической депарафиниэации дизельного топлива составляют. Mac.%. углеводородный газ 6,5 в т.ч, среднего давления 2,9; низкого давления 3,6; бензин —. отгон 7,5; дизельное топливо 86,0.

Пример 2 (предлагаемый способ).

Процесс каталитической депарафинизации дизельного топлива проводят аналогично примеру 1, На выходе из реактора 1 (см.фиг, 1) газопродуктовую смесь охлаждают в теплообменниках 2 и 3, затем в аппарате воздушного охлаждения 4 до 40 С и подают в сепаратор высокого давления 5, где при

3,0 МПа и 40 С подвергают однократному испарению. С верха сепаратора 5 выводят водородсодержащий гаэ, который после очистки от сероводорода возвращают в систему. С низа сепаратора 5 гидрогенизат пропускают через теплообменник 3, где подогревают газопродуктовой смесью до

110ОС, и подают в сепаратор 6. В газосепараторе 6 при 0,4 МПа и 110 С происходит

5 выделение иэ гидрогенизата углеводородных газов и бензина в виде паров, которые после охлаждения в холодильнике 7 подают в колонну — разделитель 8, из которой выделившиеся углеводородные газы после моно10 этаноламиновой очистки подают в . топливную сеть установки, а накопившийся бензин по уровню через теплообменники 9 откачивают в сырье стабилизационной колонны 10.

Гидрогенизат с низа сепаратора 6 подогревают в теплообменниках 9 стабильным дизельным топливом до 240 С.и подают в стабилизационную колонну 10, которая работает при условиях, указанных в при20 мере 1, В результате стабилизации получают жидкие продукты следующего состава; дизельное топливо с плотностью 0,838 г/см, содержанием серы 0,16 мас.%, фракционным составом: К.К. — 202 С, 10% выкипает при 228 С, 50% — при 264 С, 90% — при

328 С; К.К. 348 С и бензин — отгон с плотностью 0,782 г/см, содержанием серы 0,10 з мас.%, фракционным составом; Н.К. — 50 С, 30 10% выкипает при 80 С, 50% — при 125 С, 90% — при 155ОС, К.К.167 С, Выходы продуктов каталитической де. парафинизации дизельного топлива составляют в мас.%:

35 углеводородный газ 6,5; в т,ч, среднего давления 3,2; низкого давления 3,3; бензин — отгон 6,8; дизельное топливо 86,7, 40 Пример 3 (предлагаемый способ).

Процесс каталитической депарафинизации дизельного топлива и выделение водородсодержащего газа в сепараторе высокого давления проводят аналогично примеру 2.

С низа сепаратора 5 (см,фиг. ") гидрогенизат пропускают через теплообменник 3, где подогревают газопродуктовой смесью до 110 С, затем через теплообменники 9, 50 где дополнительно подогревают до 240 С и подают в сепаратор 6, в газосепараторе 6 при 0,4 МПа и 240 С происходит выделение из гидрогенизата углеводородных газов, бензиновых паров, а также до 2 мас.% головной фракции дизельного топлива, которые охлаждают в холодильнике 7 и подают в колонну — разделитель 8, из которой выделивши6ся углеводородные газы после монозтаноламиновой очистки подают в топливную сеть установки. а накопившийся

1806167 тяжелый бензин откачивают в сырье колонны 10.

Гидрогенизат иэ газосепаратора 6 подают в стабилизационную колонну 10, которая работает при условиях, укаэанных в примере t.

В результате стабилизации получают жидкие продукты следующего качества: дизельное топливо с плотностью 0,836 г/см, содержанием серы 0,15 мас., фракционным составом; Н.К,190"С, 10 выкипает при 225 С, 50;4 — при 260 С, 90 — при

326 С, К,K.348ОС и бензин — отгон с плотностью 0,778 г/см, содержанием серы 0,12 г/см, фрак цион н ым соста вом: Н.К.50 С, 10% выкипает при 80 С, 50 — при 123 С, 90% — при 151 С; К,К. — 164 С.

Выходы продуктов каталитической депарафинизации дизельного топлива составляют, мас, g,: углеводородный газ 6,5; в т,ч. среднего давления 4,0; низкого давления 2,5; бензин — отгон 6,7; дизельное топливо 86,8, Пример 4. Процесс каталитической депарафинизации дизельного топлива проводят аналогично примеру 1.

На выходе из ректора 1 (см.фиг. 2) газопродуктовую смесь охлаждают в теплообменниках 2 и 3, затем в аппарате воздушного охлаждения 4 до 50ОС и подают в сепаратор 5, где при 3,3 МПа и 50 С подвергают однократному испарению. С верха сепаратора 5 выводят водородсодержащий газ, который после очистки от сероводорода возвращают в систему, С низа сепаратора 5 гидрогенизат пропускают. через теплообменники 3, где подогревают газопродуктовой смесью до 110 С, затем через теплообменники 9, где подогревают до

240 С и подают в гэзосепаратор 6. В газосепараторе 6 при 0,6 Mfla и 240 С происходит выделение из гидрогенизата углеводородных газов, бензиновых паров, а также до 1,5 мас.7ь головной фракции дизельного топлива, которое охлаждают в холодильнике 7 и подают в колонну— разделитель 8, из которой выделившиеся углеводородные газы после моноэтаноламиновой очистки направляют в топливную . сеть установки, а накопившийся тяжелый бензин откачивают в сырье колонны 10.

Гидрогениэат из газосепаратора 6 подают в стабилизационную колонну 10, которач работает при условиях. температура верха 150 С, температура низа 210 С, давление в колонне 0,14 МПа.

5 В результате стабилизации получают стабильное дизельное топливо следующего качества; плотность 0,837 г/см, содержание серы 0,15 мас., фракционный состав:

Н.К. — 195 С, 10Р выкипает при 230 С, 10 60"-,ь — при 265 С, 90;4 — при 329 С, К.К,350 С и бензин — отгон плотностью

0,782 г/см, содержанием серь. 0,11 мас,$, фракционным составом: Н.К. 59 С, 10 вы15 кипает при 86 С, 80 — при 127 С, 90; — при 154 С, K,К. — 168 С, Выходы продуктов каталитической депарафинизации дизельного топлива составляют, мас. :

20 углеводородный газ 6,5; в т,ч. среднего давления 3,8; низкого давления 2,7; бензин — отгон 6,7; дизельное топливо 86,8, 25 Таким образом, способ согласно изобретения позволяет повысить отбор стабильного дизельного топлива с 86,0 до 86,7-86,8 j, снизить температуру конца кипения бензина — отгона с 175

30 до 164 — 168 С.

Формула изобретения

Способ стабилизации гидрогенизатов каталитической депарафинизации дизельных фракций путем сепарации при высоком давлении и стабилизации в ректификационной колонне с получением бензиновой фракции и стабильного дизельного топлива, отличающийся тем, что, с целью повышения выхода дизельного топлива и улучшения качества бензина, сепарацию при высоком давлении проводят при температуре 40 — 50 С с отделением водородсодержащего газа и жидкой фазы, которую нагревают до температуры 110-240 С и подвергают сепарации при давлении

0,3-0,5 МПа с отделением жидкого остатка и легких углеводородов с последующим Их охлаждением и разделением на углеводородный газ и жидкий остаток, смешением последнего с жидким оста"ком со стадии сепарации, нагревом смеси и ее стабилизации.

1806167

Фиг.2

Составитель А. Воробьев

Техред М.Моргентал Корректор П. Гереши

Редактор С. Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101.

Заказ 964 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5