Предохранительная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в машиностроении, для передачи ограниченного крутящего момента . Сущность изобретения: муфта содержит две концентрично установленные полумуфты 1 и 2, соединенные между собой посредством установленных на внутренней полумуфте 1 роликов 4 и охватывающего ролики кольцеобразно изогнутого отрезка стального проволочного каната 3. Канат 3 связан концами с наружной полумуфтой 2, на которой размещено и связано с одним из концов каната устройство 5 для натяжения каната 4. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 7/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОбРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4870303/27 (22) 26,06.90 (46) 07,04.93. Бюл. ¹ 13 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт метизной промышленности (72) В.А.Малиновский и М.Н,Левченко (56) Поляков В.С. и др. Справочник по муфтам, Л.: Машиностроение, 1974, с.272 — 293.

Авторское свидетельство СССР

¹ 486163, кл, Е 16 0 7/06, 1975. (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

„„Я „„1807269 А1 (57) Использование: в машиностроении, для передачи ограниченного крутящего момента. Сущность изобретения: муфта содержит две концентрично установленные полумуфты

1 и 2, соединенные между собой посредством установленных на внутренней полумуфте 1 роликов 4 и охватывающего ролики кольцеобразно изогнутого отрезка стального проволочного каната 3. Канат 3 связан концами с наружной полумуфтой 2, на которой размещено и связано с одним из концов каната устройство 5 для натяжения каната 4. 1 ил.

О 3

К)

1807269

Изобретение относится к машиностроению, а именно — к конструкциям муфт для передачи ограниченного крутящего момента или тягового усилия.

Целью изобретения является повышение надежности предохранительной муфты с гибким элементом при сохранении простоты конструкции.

На чертеже схематично изображена предлагаемая муфта;

Муфта состоит из двух соосных полумуфт 1 и 2 и стального каната 3. Полумуфта

1 содержит не менее двух концентрично расположенных роликов 4. Стальной канат

3 крепится своими концами на полумуфте 2 с помощью натяжного устройства 5 и огибает под натяжением ролики 4.

Муфта работает следующим образом..

К одной из полумуфт, например к полумуфте 1, приложен крутящий момент М от приводного вала. На каждом из роликов 4 возникает сопротивление перекатыванию ролика относительно стального каната ЛТь которое состоит из неупругих сопротивлений изгибу каната и трения на оси ролика.

В сумме сопротивления Л Ti создают момент сопротивлений, который не может превосходить некоторого предельного значения Мпр. . Если крутящий момент М» Млр, то перекатывания роликов относительно каната нет, и обе полумуфты 1 и 2 вращаются как одно целое.

Если М>Млр, то ролики 4 перекатываются относительно каната 3, следовательно, полумуфта 1 продолжает вращаться, а полумуфта 2 останавливается или вращается с меньшей скоростью. Это значит, что муфта может передавать только момент М» Млр, а случай М>Мпр ведет к размыканию кинематической цепи, например, к остановке исполнительного органа вследствие перегрузки при работающем приводе.

Предельный передаваемый момент оп. ределяется следующим образом. Из теории передач гибкой связью известно, что для огибания блока или .ролика требуется усилие ЬTi=T (r -1), где Т вЂ” натяжение гибкой связи на 1-м ролике; q — КПД ролика, учитывающий потери на внутреннее трение в гибкой связи и в подшипнике ролика.

Суммируя последовательно ЬТ на всех роликах, переходим затем к предельному моменту, который может передавать муфта

М.,=М. (1 — g", (1) где Мо-Той; То — большее иэ двух концевых натяжений каната; R — радиус полумуфты 1 (до оси каната в месте изгиба на ролике);

n — число перегибов каната на роликах, Таким образом, величина предельного момента зависит от натяжения стального каната, радиуса роликовой полумуфты, числа перегибов на роликах и КПД ролика.

5 Пример расчета: пусть имеем КПД ролика на подшипнике скольжения при огибании стальным канатом g =0,96, число роликов n=6. Тогда из формулы (1) находи м Мпр/Мо=0,265. При n=1 2 имеем

10 Мпр/Ma=0,431, а при n=18 Мор/Мо=0,582.

Заметим, что изменять число и можно не только эа счет числа роликов, но также и за счет суммарной дуги огибания роликов стальным канатом, которая может быть выбрана в достаточно широких пределах. Так, например, при шести роликах канат может .охватывать ролики двумя витками, тогда п=12, тремя витками и--18 и т.д.

Для уравновешивания радиальной на20 грузки на полумуфту 1 и приводной вал, создаваемой натяжением стального каната, возможно применение нескольких стальных канатов, симметрично расположенных .относительно оси муфты, Каждый иэ кана25 тов может огиба ь все или часть роликов также одним или несколькими витками.

Изменяя натяжение стального каната и число витков, можно регулировать предельный крутящий момент в достаточно широ30 ких пределах.

Применение стального каната в данном случае оправдано тем, что он имеет высокую удельную прочность, хорошо работает при изгибе на роликах и обладает высокими дис35 сипативными характеристиками вследствие внутреннего конструкционного трения между проволоками, Заметим также, что при пробуксовке муфты стальной канат в паре с роликами работает в своем обычном режиме, т.к. он предназначен для огибания блоков и роликов при.больших натяжениях.

При необходимости преобразования вращательного движения приводного вала

45 в поступательное движение исполнительного гибкого тягового органа машины полумуфту 2 снабжают шкивом трения или барабаном для передачи движения атому тяговому органу. Например, предлагаемая

50 муфта может быть встроена в приводной барабан (шкив) ленточного транспортера или подвесной канатной дороги, в вытяжной шкив канатовьющей машины и т.п.

ДостоиНством предлагаемой муфты яв55 ляется простота конструкции и надежность в работе, т,к. она не требует большой точности изготовления и сборки, а в эксплуатации она в значительно меньшей мере подвержена влиянию внешних условий, чем известные типы фрикционных муфт. Поэтому

1807269 предлагаемая муфта может быть применена на машинах с тяжелым режимом работы, например, в горнодобывающей, лесной и других отраслях промышленности.

Составитель В. Малиновский

Редактор M. Кузнецова Техред М. Моргентал . Корректор: П.Гереши

Заказ 1370 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

Предохранительная муфта, содержащая две концентрично расположенные полумуфты, соединенные между собой посредством установленных на внутренней полумуфте роликов и кольцеобразного элемента, с натягом охватывающего ролики и жестко связанного с наружной полумуфтой, а также средство регулировки натяга, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, кольцеобраэный соедини5 тельный элемент выполнен в виде кольцеобразно изогнутого отрезка стального проволочного каната, соединенного с наружной полумуфтой своими концами, а средство регулировки натяга выполнено в

10 виде устройства для натяжения каната, расположенного на наружной полумуфте и свя- . занного с одним из концов каната.