Судовое подъемно-опускное устройство для буксируемых подводных аппаратов
Реферат
Использование: спуск, подъем и буксировка глубоководных исследовательских аппаратов. Сущность изобретения: судовое подъемно-опускное устройство для буксируемого подводного аппарата содержит балку, установленную с возможностью поворота в вертикальной плоскости на тележке, выполненной с двумя двуплечими рычагами, каждый из которых связан средней своей частью с демпфером, установленным на тележке, а одним из своих плеч - с приводным гидроцилиндром поворота балки. 4 ил.
Изобретение относится к области водного транспорта, в частности к устройствам для спуска, подъема, буксировки глубоководных аппаратов, предназначенных для гидрологических исследований. Цель изобретения повышение надежности работы устройства независимо от внешней нагрузки и от массы аппарата. Указанная цель достигается тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации путем снижения динамических нагрузок, действующих на устройство, оно снабжено двумя двуплечими рычагами, каждый из которых шарнирно связан одним из своих плеч с тележкой, а также пружинными демпферами, каждый из которых установлен на тележке и связан со средней частью соответствующего двуплечего рычага. При этом привод поворота балки выполнен с двумя гидроцилиндрами, каждый из которых кинематически связан с этой балкой и вторым плечом соответствующего двуплечего рычага. Предлагаемое изобретение создает новый положительный эффект: благодаря наличию демпфера, связанного с приводом балки, происходит снижение динамических нагрузок, действующих на устройство при приеме аппарата из воды, улучшаются условия работы, повышается надежность работы, сохраняется ресурс подводного аппарата. На фиг. 1 показано предлагаемое устройство в нерабочем походном положении, вид сбоку; на фиг.2 то же, в рабочем положении, вид сбоку; на фиг.3 то же, в рабочем положении, вид А на фиг. 2; на фиг. 4 рычаг с демпфером, узел Б на фиг. 2. В нерабочем походном положении ПОУ показано на фиг. 1. Подводный аппарат 1 установлен в помещении в кормовой части судна на кильблоке 2 и связан с обоймой 3. Кабель-буксир 4 от аппарата 1 охватывает ролики 5 и 6 и проходит к лебедке 7. Обойма 3 установлена шарнирно на оси 8 поворотной балки 9, в свою очередь установленной шарнирно на тележке 10. С балкой 9 связаны два гидроцилиндра 11, которые верхними концами шарнирно крепятся за рычаг 12 с пружинными демпферами 13, выполненными в виде пакета тарельчатых пружин. Обойма 3 тягами 14 связана с тележкой. Балка 9 и тяги 14 образуют шарнирный параллелограмм, обеспечивающий горизонтальное положение продольной оси аппарата при повороте балки. В пакетах 13 пружины находятся в частично сжатом состоянии (установочном). Рычаги 12 имеют упоры 15, ограничивающие их отклонение. Работает устройство следующим образом. Аппарат 1 освобождается от крепления к кильблоку 2 и тележка 10 перекатывается в кормовое положение (фиг. 2). Аппарат опускается в воду поворотом балки 9 с помощью гидроцилиндров 11. От качки судна на волнении толчки от аппарата передаются через балку 9, тяги 14, гидроцилиндры 11 на тележку. В демпферах 13 пакеты пружин испытывают сжатие, рычаги 12 отклоняются в положение, показанное на фиг. 4 штрихпунктиром. Этим смягчаются толчки, снижается динамическая нагрузка на ПОУ. После включения лебедки 7 аппарат 1 опускается на глубину, балка с обоймой поднимается вверх. Подъем аппарата на борт и установка устройства в походное положение производятся в обратном порядке. Наибольшая эффективность демпфирования проявляется при приеме аппарата. Технико-экономическими преимуществами заявляемого изобретения являются: 1) уменьшение размеров гидроцилиндра, тяг, узлов тележки благодаря демпфированию, а значит уменьшение массы устройства, снижение стоимости; 2) улучшение условий эксплуатации, повышение надежности работы, сохранение ресурса аппарата и устройства, повышение срока их службы, что также дает экономический эффект.
Формула изобретения
Судовое подъемно-опускное устройство для буксируемых подводных аппаратов, содержащее балку, установленную с возможностью поворота в вертикальной плоскости на тележке, установленной на судне с возможностью продольного перемещения, обойму с направляющим роликом для буксирного кабель-троса и захватом для буксируемого подводного аппарата, установленную на балке с возможностью поворота в вертикальной плоскости, а также привод поворота балки, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации путем снижения динамических нагрузок, оно снабжено двумя двуплечими рычагами, каждый из которых шарнирно связан одним из своих плеч с тележкой, а также пружинными демпферами, каждый из которых установлен на тележке и связан с средней частью соответствующего двуплечего рычага, при этом привод поворота балки выполнен с двумя гидроцилиндрами, каждый из которых кинематически связан с этой балкой и вторым плечом соответствующего двуплечего рычага.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4