Патент 18081

Прибор для указания безопасной высоты для момента потери скорости

 

М 18081

Квасе 62с, 25 д

Г

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ прибора для указания безопасной высоты для момента потери скорости при посадке самолетов.

К патенту Ю. Ф. Калинина и В. А. Русинова, заявленному 16 июня 1928 года (заяв. спид. № 29040). ф

О выдаче патента опубликовано 30 сентября 1930 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 30 сентября 1930 гола.

Изобретение касается прибора для указания безопасной высоты для момента ! иотери скорости при посадке самолетов, 1 снабженнЬго Ь сигнальной и указатель- ной электрическйх цепях селеновым приемником.

В-предлагаемом приборе связь между, желаемой степенью освещенности- прием- . ника и безопасной высотой достигается; ! тем, что прекращение доступа световых

I лучей к приемнику, в,случае нахождения ! его на иных высотах, осуществляется при помощи призм полного внутреннего отра- жения, заменяющих обычные непрозрач- ные перегородки и входящих в состав основной оптической системы, подобранной так, что только с безопасной высоты она дает на призмы световой пучок, без, потерь достигающий приемника, в осталь-,. мое время призмы автоматически напра-, вляют свет по другому, гасящему напра- I вл!ению.

На чертеже фиг. 1 схематически изо- ! сражает:общее устройство прибора с указательной и сигнальной электрическими

«епями. фиг. 2 — поперечный разрез селе-

1 ! мового приемника; фиг. 3 †расположен: !

1 в селеновом приемнике проводников, покрытых селеном; фиг. 4 — видоизмененное расположение тех же проводников; фиг .5 — схему электрической цепи ° селерового приемника с усилительной лампой, предназначенную для автоматического воздействия на тормоза поезда или трамвая, ! в случае появления на их пути в опасной близости посторонних предметов, закры-, того семафора или соответствующего сигнала, и фиг. 6 — схему электрической цепи селенового приемника, предназначенного извещать моториста об отсут- ствии света позади машины.

Устройство прибора состоит в следу-, ющем: в выдвижнрй трубе 2 . (фиг- 1у, могущей передвигаться по трубе 3, помещается объектив 1 такого фокусного расстояния, что только,с безопасной высоты он дает от предметов, находящихся на посадочной плошадке, параллельный пучок света, при чем передвижение трубы 2 обеспечивает точную настройку на желаемую высоту. Труба -3 состоит из ряда колен, расположенных в одной или нескольких параллельных плоскостях. В каждом колене помешается призма 4 полного. внутреннего отражения, при чем ряд их !

;:.заканчивается селеновым приемником 6, устанавливающимся против последней призмы 4, считая от обьектива 1. Приемник 6, защищенный от влияния сырости стеклянным колпаком 5, включается в цепь батареи 9 последовательно с указательным прибором 10 (типа гальванрметра) и сигнальной лампой 13, помещаемыми перед летчиком. Весь прибор заключается в ящик 14, устанавливаемый на самолете так, чтобы главная оптическая ось объектива 1 была всегда вертикальной.

В .силу, несколько специфических условий работы, селеновый приемник 5 .имеет проводники только с» одной стороны, обращенной к свету, и устроен следующим образом: на корпусе 1 (фиг. 2} помещается доска 2 из изолирующего материала, на которой располагаются нли ряд проводников 3, 4 (фиг. 3), присоединенных к общим проводам 5, 6, или же только два непрерывных проводника 16, 17 (фиг. 4). Проводники (в первом случае — 3, 4 и 5, 6, а во втором — 16, 17) покрываются селеном, на который накладывается стекло 7, прижимаемое к селену и проводникам нарезным колпачком 8 с отверстием соответ ственного диаметра. Проводники 5, 6 или 16, 17 через отверстия 9, 10 выводятся наружу для соединения с проводами А, Я (фиг. 1). При пользовании прибор устанавливается на самолете так, чтобы объектив 1 только с безопасной выссиы давал от предметов, находящихся на посадочной площадке, параллельный ,пучок лучей, который призмами 4 и до/ водится без заметных потерь до приемника 6. Последний, подвергаясь освещению определенной интенсивности, установит в цепи батареи 9 ток определенной силы, вследствие чего стрелка 11 указателя 10, а равно и контрольная стрелка 12 отклонятся от нулевого положения на опреде-ленный угол. При смещении объектива 1 с безопасной высоты вверх или вниз угол падения лучей на передние грани поизм 4 изменится, и полное внутреннее отражение не будет иметь места: часть лучей каждой из призм 4 будет преломлена и погасится в зачерненном колене.

Поставив достаточное число прйзм, можно достигнуть уменьшения -степени освещенности селенового приемника на:иных ! высотах B желаемое число раз, по сравне-! нию с освещением его на безопасной ., высоте В силу этого, на всякой другой

;: высоте увеличившееся сопротивление селена создает в цепи батареи 9 ток

; всегда меньшей силы, а следовательно,: и

: стрелки 11, 12 дадут моньший угол откло нения. Очевидно, что степень освещенности места посадки не влияет на опре, деление момента прохождения безопасной высоты, так как при всяком освещении получается с этой высоты параллельный

; пучок, который затем при изменении

, высоты, искажаясь, теряет часть своих ! лучей; та или другая освещенность посадочной площадки влияет только на интен сивность первоначального параллельного потока лучей, а следовательно, и на первоначальный максимальный угол отклоне ния стрелок 11; 12, абсолютная величина

i которого не имеет значения (лишь бы

; он был заметен иа глаз). При отходе ! стрелки 11 назад к нулевому положению, контрольная стрелка 12 остается на ма ; ксимальном угле отклонения, соответствующем безопасной высоте, и летчик по ! образовавшемуся углу между стрелками 11 и 12 может судить о том, что безопасная

; высота, пройдена. Кроме того, вместе c указателем 10 может работать еще сигнальная электрическая лампа 13, сопротивление которой регулируется так, : чтобы она могла гореть полным светом лишь на безопасной высоте, вследствие

; :чего при прохождении последней будет

; получаться вспышка света.

На фнг. 5 показано применение прибора

:, для автоматической остановки пбезда или трамвая, при появлении на- их пути

; в опасной близости посторонних предметов, закрытого семафора или соответ: ствующего сигнала, при чем в этом слуI чае устройство состоит в следующем:, прибор устанавливается так, что объе; ктив i через призмы 4 только с опреде-. ленного желаемого расстояния начинает-.

1 освещать приемник 6. а до этого момента последний практически находится в тем ноте. На некотором более близком рас стоянии получается, как более интенсив-! ная освещенность приемника б, так и, увеличенная сила тока, котор и и можне, воспользоваться для приведения в дей . ствие тормозов.

Для того, чтобы иметь эту избыточную . силу тока определенной и постоянной : величины, а также для ускорения npo-, @ ca ее нарастания до этой величины, последовательно с приемником 6 вклю-

1 чается электрическая лампа 21, свет ко-; торой вогнутым зеркалом 22 (фиг. 5), может отбрасываться на приемник 6;; в эту же цепь последовательно вклю-: чаются батарея и электромагнит 23. Со- противление цепи подбирается таким,. чтобы лампочка 21 не давала света, когда, оптическая часть прибора не освещает, приемника, и начинала бы накаливаться . только после того, как приемник под- вергнется начальному слабому воздей-;, ствию света через объектив 1. При этом I

1 лампа 21, взаимодействуя с селеном,, 1 быстро доведет избыточную силу тока до предельной, нужной для пуска в ход, тормозов, величины. Под влиянием ее электромагнит 23 притянет якорь 24,, вследствие чего контакт 25 под действием 1.своего веса или пружины замкнет электри-, ческую цепь тормоза. !

Изображенная на фиг. 6 электрическая.цепь, служащая для подачи сигнала мо- тористу об отсутствии света позади, машины, состоит из селенового прием- . ника 6, прикрепленного к контролируе- мому источнику света 18, и лампочки 19, I включенных в цепь последовательно с источником тока и выключателем 20, при чем лампочка 19 помещается у мото- риста на видном месте. 1

Предмет патента.

1. Прибор для указания безопасноя высоты для момента потери скорости при посадке самолетов, снабженный в сигнальной и указа гельной электрической цепи селеновым приемником, характеризующийся применением установленного в выдвижной трубе 2 объектива 1 такого фокусного расстояния, чтобы только с безопасной высоты он давал от предметов, находящихся на посадочной площадке, параллельный пучок света, отбрасываемый призмами 4, 4 полного внутреннего отражения на селеновый приемник 6, включенный в электрическую цепь, содержащую указательный прибор 10, типа гальванометра, и сигнальную лампу.

2. При охарактеризованном в и. 1 "приборе применение включенной последовательно с селеновым приемником 6 электрической лампы накаливания, служащей для освещения селенового приемника, с целью увеличения силы тока в селеновом приемнике до желаемой величины под влиянием слабого его освещения извне, через объектив 1.

3. Применение охарактеризованного в п. 1 прибора при соответствующем подборе оптической системы для автоматической остановки поезда или трамвая, в случае проявления на их пути в опасной близости посторонних предметов, закрытого семафора или соответствующего сигнала.