Амортизирующее устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование:машиностроение, радиоэлектронная аппаратура. Сущность изобретения: устройство содержит корпус, установленный в нем с зазором передающий узел постановленные в зазорах демпферы. На обращенных поверхностях корпуса, передающего узла и демпферов нанесено энергопоглощающее покрытие. Корпус выполнен цилиндрическим. Передающий узел выполнен в виде штока с поршнем в виде диска и обоймы, установленной по периферии диска. Демпферы размещены по обе стороны диска и/или между обращенЧ нымй поверхностями корпуса и обоймы, Демпферы могут имет.ь шаровую, или коническую, или шароконическую, или эллипсоидо-коническую форму, а торцевые поверхности корпуса относительно оси устройства могут быть выполнены коническими. Демпферы могут быть выполнены из пенополиуретана, армированного проволокой. Энергопоглощающее покрытие может быть в виде крючковатых фрагментов тканевой застежки. 3 з.п. ф-лы, 15 ил.
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
"" ЯЗВИ (21) 4902786/28 (22) 15.01.Э! (46) 07.04.93. Бюл, ¹ 13 (76) В.В.Мокрышев и С.В.Мокрышев (56) Авторское свидетельство СССР
¹1487794,,кл,,Н 05 К 7/12, 1987.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1708141, кл. Н 05 К 7/14, 1989, (54) АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (57) Использование:машиностроение, радиоэлектронная аппаратура. Сущность изобретения: устройство содержит корпус, установленный в нем с зазором передающий узел и.установленные в зазорах демйферы. На обращенных поверхностях корпуса, передающего узла и демпферов нанесено энергопоглощающее покрытие. КорИзобретение относится к средствам амортизации и может быть использовано для защиты радиоэлектронной аппаратуры и промышленного оборудования от вибрацйонной и ударной нагрузки, крутильных колебаний преимущественно на инфранизких частотах. Изобретение может быть также использовано в упругих и предохранительных муфтах, в качестве устройства торможения, а также в качестве подвески транспортных средств.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения защиты от крутильных колебаний, повышения энергоемкости.
На фиг.1, 2 показан первый конструктивный вариант амортизирующего устройства с шаровыми демпферами, сечение А-А, Б-Ь; на фиг.3, 4 — второй конструктивный
„„.Ы2,„, 1808175 АЗ
s Н 05 К 7/12, F 16 F 7/12 пус выполнен цилиндрическим, Передающий узел выполнен в виде штока с поршнем в виде диска и обоймы, установленной по периферии диска. Демпферы размещены по обе стороны диска и/или между обращен-( ными поверхностями корпуса-и обоймы, Демпферы могут иметь шаровую, или коническую, или шароконическую, или эллипсоидо-коническую форму, а торцевые поверхности корпуса относительно оси устройства могут быть выполнены коническими. Демпферы могут быть выполнены из пенополиуретана, армированного проволокой. Энергопоглощающее покрытие может быть в виде крючковатых фрагментов тканевой застежки, 3 з.п. ф-лы, 15 ил. вариант амортизирующего устройства с коническими демпферами, сечение В-В, Г-Г; на фиг,56 — второй конструктивный вариант амортизирующего устройства с шароидо-коническими демпферами, сечение Д-Д, Е-Е; нэ фиг. 7 — шароконический демпфер, общий вид; нэ фиг. 8-эллипсоидо-конический демпфер, общий вид; на фиг.9 — 12 — третий конструктивный вариант амортизирующего устройства с шаровыми, цилиндрическими и эллипсоидными демпферами, сечение Ж-Ж, И-И; на фиг.13 — четвертый конструктивный вариант амортизирующего устройства с шаровыми демпферами; на фиг,14 — пятый конструктивный вариант амортизирующего устройства с коническими и цилиндрическими демпферами, на фиг.15 — демпфер, сечение К-К.
1808175
Первый конструктивный вариант амортизирующего устройства (фиг,1, 2) содержит цилиндрический корпус 1 с крышкой 2 и установленный внутри корпуса 1 с зазором передающий узел, выполненный в виде штока 3 с поршнем 4 в виде диска 5, по периферии которого закреплена обойма 6.
Демпферы 7, установленные концентрически в обойме 6, имеют шаровую форму. На сопряженные поверхности корпуса 1, диска
5 и шаровых демпферов 7 нанесено энергопоглощающее покрытие 8.
Второй конструктивный вариант амортизирующего устройства (фиг.3, 4), содержит цилиндрический корпус 1 с крышкой 2.
Торцевые поверхности корпуса 1 относительно оси устройства выполнены коническими с уклоном конуса к оси устройства.
Внутри корпуса 1 установлен с зазором передающий узел в виде штока 3 с поршнем 4, по периферии которого закреплена обойма
6. Демпферы 9, установленные концентрически в обойме 6, имеют коническую форму.
На сопряженные поверхности корпуса 1, диска 5 и демпферов 9 конической формы нанесено энергопоглощающее покрытие 8.
В первом подварианте (фиг.5 — 7) указанного конструктивного варианта демпферы 10 выполнены шароконической формы.
Во втором подварианте (фиг.5, 6, 7) — демпферы 11 выполнены эЛлипсоидо-конической формы.
Третий конструктивный вариант амортизирующего устройства (фиг.9, 12) содержит цилиндрический корпус 1 с крышкой 2, Передающий. узел, выполненный в виде штока 3 и поршня 4 с обоймой 6, установлен внутри корпуса 1 с зазором. Демпферы 7, установленные между обращенными друг к другу поверхностями обоймы 6 и корпуса 1, имеют шаровую форму.
В первом варианте (фиг.10) указанного конструктивного варианта демпферы 12 выполнены цилиндрической формы. Во втором подварианте (фиг.11) — демпферы 13 выполнены эллипсоидной формы, В четвертом конструктивном варианте амортизирующего устройства (фиг.13), представляющем собой комбинацию первого и третьего конструктивных вариантов, демпферы 7 шаровой формы установлены в зазорах между торцевыми и цилиндрическими поверхностями корпуса 1 и поршня 4.
В пятом конструктивном варианте амортизирующего устройства (фиг.14), представляющем собой комбинацию второ го и третьего конструктивных вариантов, в зазорах между торцевыми поверхностями
Поверхность демпфера после его изготовления представляет собой трехразмерную скелетную структуру из волокон уретана 14 и проволоки 15.
Демпферы, установленные в зазорах между рабочими поверхностями корпуса 1 и поршня 4, взаимодействуют с энергопоглощающим покрытием 8, выполненным в виде крючковатых фрагментов 16 тканевой за40 стежки, Принцип рабаты амортизирующего устройства, При воздействии на поршень 4 осевой нагрузки (фиг.1) происходит сжатие (растя45 жение) демпферов 7 шаровой формы, находящихся между торцевыми поверхностями корпуса 1 и поршня 4, При этом осуществляется сцепление (расцепление) крючков 16 фрагмента тканевой застежки 8 с сетчатой
50 скелетной структурой полиуретановой пены
14 и витками проволоки 15, Кроме того при деформации демпфера 7 происходит вытеснение воздушных масс из лабиринтных пор скелетной структуры полиуретановой пены
55 14, на что также расходуется энергия динамического воздействия.
При воздействии на поршень 4 вращаю. щего момента (фиг.9) происходит перекатывание демпферов 7 шаровой формы вдоль цилиндрических поверхностей корпуса 1 и .
30 корпуса 1 и поршня 4 установлены демпферы 9 конической формы, а в зазорах между цилиндрическими поверхностями корпуса 1 и поршня 4 установлены демпферы 12 цилиндрической формы.
Возможны также другие конструктивные варианты амортизирующего устройства, построенные на технических решениях первых трех вариантов.
Демпфер (фиг.15) выполнен иэ пенополиуретана 14 и армирован проволокой 15 (например, типа ЭИ-708А), имеющей спиральную навивку. Изготовление демпфера осуществляется следующим образом. Сначала выполняют спиральную навивку проволоки 15. Затем, в случае изготовления демпфера 7 шаровой формы, проволоку 15 со спиральной навивкой сматывают в клубок, Далее проволочный клубок помещают в пресс-форму, где происходит заполнение и вспенивание полиуретана 14. В случае изготовления демпфера конической 9, шароконической 10, эллипсоидо-конической 11, цилиндрической 12 или эллипсоидной 13 формы проволоку 15 со спиральной навивкой наматывают на оправке, например, на намоточном станке до получения заданной формы. Далее осуществляют в пресс-форме заполнение и вспенивание полиуретана 14, 1808175 обоймы 6. При этом осуществляется одновременное Сцепление (расцепление) крючков 16 фрагмента тканевой застежки со скелетной структурой полиуретановой пены
14 и витками проволоки 15.
При воздействии на амортизирующее устройство комплексной динамической нагрузки в трех плоскостях, включая крутиль- ные колебания или вращательные движения, происходит одновременное сжатие, растяжение и перекатывание демпферов указанных типов. При этом обеспечивается эффективное энергопоглощение.
При использовании амортизирующего устройства в качестве -упругой муфты или предохранительной муфты на поршень 4 воздействует крутящий момент, При этом, если величина крутящего момента не обеспечивает расцепление :. полиуретановой пены 14 и витков проволоки 15 демпферов с крючковатыми фрагментами 16 тканевой застежки, то устройство выполняет фун кцию упругой муфты с эффективным демпфированием. Если величина крутящего момента обеспечивает расцепление демпферов с крючковатыми фрагментами 16, то устройство выполняет функцию предохранительной муфты с обеспечением эффективного энергопоглощения.
При использовании амортизирующего устройства в качестве устройства торможения должно обеспечиваться условие расцепления демпферов с крючковатыми фрагментами 16 при воздействии крутящего момента. Перекатывание демпферов между корпусом 1 и поршнем 4 сопровождается эффективным энергопоглощением, Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в возможности его широкого использования в качестве средства амортизации, упругих и предохранительных муфт и устройства торможения.
Изобретение обеспечивает защиту оборудования от комплексной динамической нагрузки преимущественно на инфранизких
LIBCTOTGX.
Формула изобретения
1. Амортизирующее устройство, содержащее корпус, на внутренней поверхности
10 которого нанесено энергопоглощающее покрытие, установленный в нем с зазором передающий узел, на поверхности которого нанесено энергопоглощающее покрытие, и демпферы с энергопоглощающим покрыти15 ем, установленные в зазорах, о т л и ч а ющ е е с я тем, что корпус выполнен цилиндрической формы, передающий узел выполнен в виде штока с поршнем в виде диска, по периферии которого закреплена обойма, 20 а демпферы установлены в обойме по обе стороны диска и/или между обращенными одна к другой поверхностями обоймы и корпуса, 2. Устройство по п,1, о т л и ч а ю щ е е25 с я тем, что демпферы, установленные в обойме, имеют или шаровую, или коническую, или шароконическую, или эллипсоидо-коническую форму, а торцевые поверхности корпуса относительно оси уст30 ройства выполнены коническими с уклоном конуса к оси устройства.
3. Устройство по п,1, о тл и ч а ю щ е ес я тем, что демпферы, установленные между обращенными одна к другой поверхно35 стями обоймы и корпуса, имеют цилиндрическую форму, 4. Устройство по пп.1 — 3, о т л и ч а ющ е е с я тем, что каждый демпфер выполнен из пенополиуретана, армированного прово40 покой, имеющей спиральную навивку, а энергопоглощающее покрытие выполнено в виде крючковатых фрагментов тканевой застежки.
1808i1 75
1808175
1808175
Я -ЯГ
847PudhЩ
Puz/Ð
Ж-Ж
Jaguar
180 8175
1808175
1808175
Составитель В.Мокрышев
Техред М.Моргентал Корректор П.Гереши
Редактор В.Тычина
Заказ 1403 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101