Зубодолбежная головка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубодолбежных станках. Сущность изобретения: зубодолбежная головка предназначена для обработки зубчатых колес с малым углом конусности. Головка состоит из неподвижного и подвижного корпуса, в котором расположены привод возвратно-поступательного движения штосселя с долбяком, привод обката , цепь согласования радиальной и продольной подачи долбяка, механизм коррекции величин радиальной подачи, позволяющая изменить углы конусности зубьев. 2 ил.
союз сОВетских сОциАлистических
РЕСПУБЛИК (st>s B 23 F 5/12
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР),: к:бт г".чзб
";г, y".. . !г- ",М
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ (21) 4952938/08 (22) 20,05.91 (46) 15.04.93. Бюл, М 14 (71) Бишкекский политехнический институт (72) P.Í,Ócóáàìàòoâ, А.С.Калашников, 5.Ì.Ñoëîíèöûí, А,Б.Петров и А.Т.Эргешов (56) Авторское свидетельство СССР
М 1563868, кл. В 23 F5/12,,1988, (54) ЗУБОДОЛБЕЖНАЯ ГОЛОВКА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубодолИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубодолбежных станках.
Целью изобретения является расширение технологических воэможностей зубодолбежных головок с обеспечением нарезания колес с малым углом конусности, На фиг. 1 изображена зубодолбежная головка; на фиг. 2 — вид на головку по стрелке А.
Зубодолбежная головка имеет подвижный корпус 1, в котором располагается штоссель 2 с долбяком. Штоссель 2 через червячную пару 4, соединительную муфту 5 связан с приводом 6, управляемым от систе.мы ЧПУ станка. На штосселе 2 жестко закреплена круговая рейка 7, находящаяся в зацеплении с рычажным зубчатым сектором 8 шарнирно-соединительным через кривошипный механизм 9 с конической шестерней 10, жестко сидящей на валу 11. Шестерня 10 находится в зацеплении с колесом
12, закрепленном на валу 13, соединенным через кривошипно-шатунный механизм 14 с выходным валом 15, соединяющимся с приводом главного движения станка. Валы 11, 13, 15, кривошипно-шатунный механизм, Я2 1808533 А1 бежных станках. Сущность изобретения: зубодолбежная головка предназначена для обработки зубчатых колес с малым углом конусности. Головка состоит из неподвижного и подвижного корпуса, в котором расположены привод возвратно-поступательного движения штосселя с долбя ком, п ри вод обката, цепь согласования радиальной и продольной подачи долбяка, механизм коррекции величин радиальной подачи, позволяющая изменить углы конусности зубьев. 2 ил. расположены в неподвижном корпусе 16 зубодолбежной головки, Подвижный корпус 1 расположен на направляющих 17 и 18 корпуса 16. Рычажной сектор 8 жестко закреплен на валу 19, на котором жестко закреплены коническая шестерня
20,и цилиндрическое колесо 21, Шестерня 20 находится в зацеплении с колесом 22 жестко соединенного с винтом
23, находящегося в паре с зубчатой гайкой
24. Вал 19 и винт 23 расположены в подвиж- ОО ном корпусе 1. Цилиндрическое колесо 21 (, находится в зацеплении с рейкой 25, на ко- QQ торой прикреплен регулируемый сектор 26 (Я с пазом, в который входит палец 27 рейки у
28, находящейся а зацеплении с зубчатой гайкой 14. Гайка 24, рейка 28 и 21 расположены в неподвижном корпусе 16 зубодолбежной головки. Кривошипно-шатунный механизм 9 выполнен с возможностью изменения кривошипа на колесе 10 путем перемещения по радиальному пазу колеса 10 с целью изменения длины хода долбяка 3 при нарезании колеса 29.
Работа эубодолбежной головки проис- ходит следующим образом.
1808533
Вращением вала 15 через кривошипношатунный механизм 14, вал 13 передает ко- нической паре 12, 10 совершающее возвратно-вращательное движение, Это движение передается через кривошипношатунный механизм 9 зубчатому сектору 8 и круговой рейке 7, в результате чего штоссель с долбяком совершает возвратно-поступательное движение. Движение обката долбяка 29 происходит от приводов, управляемых системой ЧПУ. Долбяк 3 получает движение вращения, через червячную пару
4 от двигателя 6. . При прямом ходе долбяка 3 вращательное движение вала 19 передается. через коническую зубчатую пару 20, 22 на винт 23, В результате вращения винта 23 корпус 1 со штосселем 2 и долбяком 3 отходит в радиальном направлении от колеса 29, что позволяет нарезать зуб с переменным модулем. Изменение величины отвода долбяка 3 от колеса 29 производится изменением угла наклона сектора 26. В этом случае при прямом ходе долбяка 3 вращение вала
19 передается колесу 21, которое смещает рейку 25. Сектор 26 с наклонным пазом смещает палец 27 рейки 28, которая производит поворот зубчатой рейки 24, что увеличивает через вращающийся винт 23 отвод корпуса
1 со штосселем 2 и долбяком 3. Подвод корпуса происходит в обратном порядке при обратном ходе долбяка 3. Величина отвода долбяка 3 от колеса может быть рассчитана по кинематической цепи, соединяющей штоссель 3 с гайкой 24 через зубчатые пары
20, 22, реечные передачи 8, 25, 28 и 24 с учетом необходимого угла наклона паза сектора 26.
Отвод долбяка 3 от колеса 29 при его обратном ходе, с целью, устранения должен производиться кинематической цепью.
Применение предложенного решения позволит расширить технологические возможности зубодолбежных станков, упростить настройку станков, нарезание станков с самым углом конусности зуба в условиях интенсивных режимов работы.
Формула изобретения
Зубодолбежная головка, корпус которой выполнен из двух частей, одна из кото10 рых предназначена для размещения на стойке, несущей главный привод зубодолбежного станка, а другая часть размещена в направляющих первой части корпуса с возможностью возвратно-поступательного пе15 ремещения посредством привода, содержащего размещенный на валу зубчатый сектор, предназначенный для взаимодействия с рейкой штосселя, несущего долбяк, отличающаяся тем, что, с целью
20 . расширения технологических возможностей.эа счет нарезания конических колес с малыми углами конуса при вершине путем согласования радиальных и продольных подач долбяка, зубодолбежная головка снаб25 жена винтовой, конической, двумя реечными передачами и планкой с продольным наклонным пазом, при этом на валу зубчатого сектора размещены шестерня одной из реечных передач и колесо кониче30 ской пары, шестерня которой установлена соосно с винтом, размещенным во второй части корпуса, а в отверстии шестерни второй реечной передачи выполнена резьба, предназначенная для взаимодействия с
35 винтом, при этом обе рейки расположены в направляющих, выполненных в первой части корпуса с возможностью взаимодействия между собой посредством пальца,закрепленного во второй рейке с возможностью
40 контактирования с продольным наклонным пазом планки, закрепленной на первой рейке.
1808533
Составитель P.Óñóáàìàòîâ
Техред М.Моргентал Корректор С.Шекмар
Редактор
Заказ 1241 Тира к Подписное
ВНИИПИ Государственного кЬмитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Лроизеодстеенно-издательский комбинат "Патент", г. Узггород, ул.Гагарина, 101