Способ перемещения судна по акватории и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судостроению , а конкретно к способам и устройствам для перемещения крупнотоннажного судна, преимущественно при швартовании к причальной стенке и протяжке вдоль нее. Цель изобретения - упрощение процесса швартовки и повышение безопасности. Способ состоит в том, что перемещение судна 1 осуществляют водяной грядой 5 и вихрем 6, которые создают восходящим из глубины потоком водовоздушной смеси 7, при этом гряду и вихрь располагают поперек траекто
ГОЮЗ ГОВЕТСKL1X
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (Я1л В 63 В 21/00
ГЯСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4430579/11 (22 26.05.88 (46 15.04.93. Бюл, N. 14 (71 Ленинградское отделение Всесоюзного проектно-изыскательского и- научно-исследовательского института "Гидропроект" им, С.Я.Жука и Всесоюзный научно-исследоватеЛьский институт гидротехники им. Б.Е,Веденеева (72) В.М.Боярский, В.M.Ãåðàñèìîâ, Д.А.Ивашинцов, И.С.Калицева, С.С.Литвин, C, M, Мищен ко, Л, Г. Мун гало ва, И.С.Шейнин и P..К.Энглин (56) Авторское свидетельство СССР
Рв 1768447, кл. В 63 В 21/00, 1987.
„., 5Q„„1808757 А1 (54) СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СУДНА ПО
АКВАТОРИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к судостроению, а конкретно к способам и устройствам для перемещения крупнотоннажного судна, преимущественно при швартовании к причальной стенке и протяжке вдоль нее. Цель изобретения — упрощение процесса швар товки и повышение безопасности, Способ состоит в том, что перемещение судна 1 осуществляют водяной грядой 5 и вихрем 6, которые создают восходящим из глубины потоком водовоздушной смеси 7, при этом гряду и вихрь располагают поперек траекто1808757
30
45 рии заданного перемещения судна и последовательно смещают ее в направлении этого перемещения. Для "мягкого" причаливания можно создать гряду и вихрь со стороны причальной стенки 3 и последовательно смещать их в направлении перемещения судна. Устройство для перемещения судна содержит расположенные на глубине перфорированные трубы 4, соединенные с источником
Изобретение относится к водному транспорту, а конкретно к способам и устройствам для перемещения крупнотоннажных судов, преимущественно при швартовании к причальной стенке и протяжке вдоль нее, Цель изобретения — упрощение процесса швартовки и повышение безопасности, На фиг.1 показан начальный момент перемещения судна к причальной стенке; на фиг.2 — вид сверху на акваторию, прилегающую к причальной стенке; на фиг,3 — промежуточный этап процесса перемещения судна к причальной стенке; на фиг,4 — заключительный этап швартования; на фиг, 5 — варианты маневрирования судна под действием водяных гряд, Как видно из чертежа, npd4ecc перемещения судна осуществляют следующим образом (рассмотрим этот процесс на примере швартования).
Судно 1 своим ходом или с помощью буксиров входит в гавань и останавливается на той части акватории 2; которая прилегает к причальной стенке 3 (фиг.1). Место остановки судна 1 может быть отмечено на воде . 25 буйками (не показано). В этой части акватории 2 на выбранной глубине или на дне должны быть расположены перфорированные трубы 4.
Перемещение судна 1 к причальной стенке 3 осуществляют воздействием на корпус судна 1 внешнего материального объекта, в качестве которого выступает водяная гряда 5 и вихрь 6. Они создаются восходящим из глубины потоком водовоздушной смеси 7, При этом гряду 5 и вихрь 6 располагают поперек траектории заданного перемещения и последовательно смещают в направлении этого перемещения (фиг.2-4), Так, если обозначить ряды перфорированных труб 4, проходящих параллельно причальной стенке 3, римскими цифрами Н, 1НI, IIÍII и т.д., то в начальный момент времени гряда 5 и вихрь 6 создаются потоком водовоэдушной смеси 7 из трубы Н, Затем включают трубу ИН!, а подачу воздуха через трубу Н прекращают. В результате гряда 5 сжатого воздуха. при этом трубы равномерно распределены по акватории 2, rðèлагаю- . щей к причальной стенке 3, с возможностью оказания последовательного воздействия на судно в процессе его перемещения. Перфорированные трубы 4 могут быть разделены на изолированные секции, выполненные с возможностью автономной подачи сжатого воздуха. 2 с.п. ф-лы, 5 ил, и вихрь 6 смещаются на один шаг, а находящийся под их всздействием корПус судна смещается примерно на такое же расстоя- . ние в сторону заданного перемещения (к и ричал ьн ой стен ке 3).
Таким же образом смещают гряду 5 и вихрь 6 и на последующих стадиях перемещения, включая. последовательно трубы IIIIII, Ь1.-Л и т.д, вплоть до окончания процесса швартования (фиг,2-4).
Очевидно, что скорость перемещения судна может регулироваться подачей сжатого воздуха в перфорированные трубы 4. Чем больше объем подаваемого воздуха, тем интенсивнее поток водовоздушной смеси 7 и, соответственно, сильнее проявляется воз-, действие гряды 5 и вихря 6 на корпус судна 1.
Для более "мягкого" причаливания можно создать тормозящую водяную гряду 8 и вихрь 9, воздействующие на судно 1 со стороны причальной стенки 3, и последователь- но смещать их синхронно с перемещением судна (фи г.3-4).
Так в момент времени, показанный на фиг.3, водяную гряду 5 и вихрь 6 создает перфорированная труба VIII-VIII, а в самом конце процесса швартования, показанном на фиг,4, труба XI-XI.
Естественно,.что в тот момент, когда начинают действовать тормозящая гряда 8 и вихрь 9, воздействие гряды 5 и вихря 6 с противоположного борта судна 1 прекращают.
Следует, однако, иметь в виду, что относительно "мягкое" швартование можно обеспечить и без гряды 8 и вихря 9, Для этого необходимо точным дозированием подачи воздуха постепенно уменьшить воздействие гряды 5 и вихря 6 на корпус судна по мере его приближения к причальной стенке 3. А в нужный момент — прекратить их воздействие, предоставив возможность судну 1 подойти к причальной стенке 3 с ничтожно малой скоростью за счет сил инерции, Особенность устройства для перемещения судна заключается в том, что расположенные- на глубине перфорированные
1808757 трубы 4, соединенные с источником сжатого . воздуха (на чертеже не показано), равномерно распределены по акватории 2, прилегающей к причальной стенке 3.
При этом диаметр труб, расстояние между трубами и обьем подаваемого в трубы воздуха определяются из того расчета, чтобы обеспечивалась возможность оказания последовательного воздействия гряд и вихрей на корпус судна 1 в процессе его перемещения (фиг.2).
Возможен вариант исполнения, при котором трубы 4 разделены на изолированные секции 10, выполненные с возможностью автономной подачи воздуха, Такая конструкция позволяет не только перемещать судно 1 в направлении к причальной стенке 3, но и осуществлять протяжку судна 1 вдоль причальной стенки 3, С этой целью сжатый воздух необходимо последовательно подавать в поперечные ряды: обозначенные на фиг,2 буквами а-а, б-б, в-в и т,д.
Комбинируя подачу воздуха в различные секции 10 перфорированных труб 4, мо1Кно осуществлять сложные маневры.
Так, соответствующей подачей воздуха в определенные секции можно создать две гряды 11 и 12 (продольные оси которых показаны на фиг.5) для разворота судна 1 на месте. В сочетании с грядой 13 можно выполнить поворот судна 1 при движении вперед, а в сочетании с грядой 14 — тот же поворот, но при движении назад.
Формула изобретения
1. Способ перемещения судна по аква5 тории, преимущественно при швартовании к причальной стенке, заключающийся в создании водной гряды и вихря путем подачи воздуха в сторону свободной поверкности из глубины акватории, отличающийся
10 тем, что, с целью упрощения процесса швартования и повышения его безопасности, водяную гряду и вихрь создают со с-.ороны борта судна, более удаленного от причальной стенки, и последовательно сме15 щают упомянутые гряду и вихрь в направлении перемещения судна.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что создают дополнительные водяную гряду и вихрь у причальной стенки.
20 3. Устройство для перемещения судна по акватории, содержащее расположенные на глубине перфорированные трубы, соединенные с источником сжатого воздуха, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с
25 целью упрощения процесса швартовки и повышения его безопасности, упомянутые перфорированные трубы равномерно распределены по акватории, прилегающей к причальной стенке, и разделены на изоли30 рованные секции.с возможностью автономной подачи воздуха в указанные се ции.
18(Я757
Составитель Г, Луценко
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор В. Петраш
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина 101
Заказ 1252 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5