Привод скребкового конвейера

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л В 65 G 19/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР

{ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ф 1) 4941358/03 (22) 03.06.91 (46) 15.04.93. Бюл. t Ь 14 (71) Харьковский инженерно-педагогический институт им,И.З,Соколова (72) Л.Н,Сигалов, А,И,Кравцов и П.И.Блудов (56) Авторское свидетельство СССР

Ьф 1154165, кл. В 65 6 19/00, 1983. (54) ПРИВОД СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА (57) Использование: в конвейеростро нии приводах передвижных двухцепных скреб Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к приводам передвижных двухцепных скребковых конвейеров, работающих в очистных забоях угольных шахт, Указанные конвейеры имеют замыкание тягового органа в вертикальной плоскости, В них в качестве тягового органа применена круглозвенная цепь, состоящая из рядовых и соединительных звеньев.

Целью изобретения является упрощение конструкции привода и повышение надежности работы цепного обвода кон вейера, На фиг, 1 приведена схема тягового контура конвейера; на фиг.2 — структурная схема и риводной станции; на фиг.3 конСтрукция приводной звездочки с постоянными магнитами; на фиг,4 — схема действия сил, создаваемых магнитными звездочками, на скребковую цепь конвейера.

Тяговый контур конвейера (фиг.1) состоит из головной 1 и хвостовой 2 звездочек,, являющихся приводными для рабочей 3 и холостой 4 ветвей тягового органа конвейе„, Ы,, 1808789 А1 ковых конвейеров, работающих в очистных забоях угольных шахт. Сущность изобретения: на поверхности впадин зубьев и поверхности ступиц звездочек с шагом, равным двойному шагу цепи, выполнены поперечные и продольные радиальные пазы, в которых укреплены на эпоксидном компаунде постоянные магниты. Это исключает черезмерное провисание скребковой цепи в месте сбегания со звездочки, 4 ил. ра. Стрелкой на фиг. 1 указано направление движения груженной ветви конвейера, В месте сбегания цепи со звездочек 1 показана "слабина" 5, образующаяся при недостаточной величине первоначального натяжения в тяговом контуре конвейера.

Приводная станция конвейера (фиг,", состоит из рамы 6, электродвигателя 7, про межуточного корпуса с соединительной муфтой 8, редуктора 9 и приводного вала 10 с жестко установленными на нем звездочками 11, приводящими в движении тяговые цепи 12, к рядовым звеньям 13 которых с помощью соединительных звеньев 14 и болтовых соединений 15 прикреплены скребки

16.

Приводная звездочка (фиг,3) сварной конструкции состоит иэ ступицы 17 и двух венцов 18. На рабочих поверхностях венцов в каждом луче звездочки профреэерованы радиальные пазы, в которых на эпоксидном компаунде укреплены постоянные магниты

19, в связи с чем число магнитов равно числу лучей (зубьев) звездочки. Наряду с поперечными пазами на рабочих поверхностях эвеэ1808789 дочки профрезеровано такое же количество радиальных продольных пазов на поверхности ступицы 17, В эти пазы уложены постоянные магниты 20, Шаг расположения как магнитов 19, так и магнитов 20 соответствует двойному шагу цепи. В случае недостаточного натяжения тягового контура в точке сбегания с приводной звездочки имеет место провисания цепи.

Для удержания ослабленной цепи в заданном положении нужно преодолеть силу тяжести не только звеньев цепи, но и скребка и, хотя шаг установки скребков во много раз превышает шаг цепи (для конвейера

СП202 в 16 раз), влияние скребка на величину провисания цепи весьма существенно, поскольку его вес значительно превышает вес рядового звена цепи. Наличие на звездочке магнитов 19 и 20 обеспечивает создание сил магнитного притяжения для ферромагнитных тел, каковыми являются звенья цепи и скребки тягового органа. При этом постоянные магниты являются источниками магнитодвижущей силы, тело звездочки играет роль магнитопровода, обеспечивающего значительное усилие раз виваемых маг нитами сил. На фиг.3 магниты

19 и 20 условно показаны в одном сечении, В действителен ости ось каждого паза, располо>кенно о продольно на поверхности ступицы, смещена относительно оси паза, расположенного поперечно на поверхности зубьев звездочки на величину угла соответствующего одному шагу цепи, Фиг,4 поясняет схему действия сил притяжения, создаваемых магнитными звездочками, Здесь, как и на фиг,3, звенья цепи 8 и скребок 11 условно показаны в одном сечении, Магниты 19 обеспечивают создание сил Frn>, притягивающих звенья 8 к звездочке, магниты 20 — создание сил Р г>, воздействующих аналогичным образом на скребок 11.

Тонкими линиями на фиг.4 показано рас : ространение магнитных силовых линий, Принятое взаимное расположение магнитов 19 и магнитов 20 гарантирует при работе,онвейера совпадение расположения гкр:-.бка 11 и магнитов 20, отсюда их язвим у;ействие с минимальными потерями магнитн .й энергии на рассеяние в воздушном са;:.>ре.

Привод предлагаемой конструкции работает с .едующим образом. При включении двигате» я 7 (фиг.2) через муфту 8 и редуктор

9 вращение передается приводному валу l0 со звез, очками 11, Тяговые цепи 12 огибают приводные звездочки 11, В холостой ветви при ос»абленном тяговом органе на его участок,,бегающий с приводного вала конвейера будут постоянно действовать магниты

19 (фиг.4), а с определенной периодичностью при прохождении скребка, также и магниты 20 обеих звездочек. Тем самым создаются усилия притяжения, предотвращающие провисание скребковой цепи в месте сбегания с приводных звездочек, При этом звенья цепи, не огклоняясь от звездочки, продолжают движение по ее траектории. В момент входа во взаимодействие со съемни"0 ками цепи с помощью последних происходит "отрыв" звеньев цепей от звездочек, В дальнейшем провисание цепей уже ограничивается направляющими рамы привода, а затем и рештчатого става, на начальном уча"5 стке которых рассредотачивается возможная слабина тягового органа, Следует особо подчеркнуть, что в данной конструкции речь не идет о полном удержании на весу всего отрезка цепи со скребком, что потребовало бы применения дорогих сверхмощных постоянных магнитов. Действие магнитов звездочки заключается в уменьшении стрелы провеса предварительно натянутых тяговых цепей, что позволяет снизить их перетяжки. Выполненные расчеты и анализ кинематики цепного обвода показывает, что для магнитных звездочек достаточно обеспечить удержание на весу скребка с соединительными звеньями и двумя смеж30 ными рядовыми звеньями без учета при этом воздействия звеньев остального отрезка тягового органа между скребками, В настоящее время выполнена конструктивная проработка этого решения на

36 уровне технического проекта для выпускаемого промышленностью конвейера типа

СП202, Расчетом установлено, что при этом могут быть использованы в качестве постоянных магнитов относительно недорогие

40 широко распространенные в технике оксидно-бариевые магниты ЗБАООЗТУ Н0707 при закреплении их в пазах звездочки с помощью эпоксидного компаунда на базе смолы ЭД вЂ” 6, При этом глубин- продольных пазов принята для продольных пазов — 15 мм, для поперечных — 200 мм, Выполнен также расчет эффективности применения предлагаемого привода, который показал, что с внедрением предложе50 ния при сохранении габаритов можно снизить натяжения в тяговом контуре в среднем на величину 21 кН, что составляет примерно 207; максимального. усилия в цепи конвейера длиной 200 м. Такое снижение

55. усилий позволит повысить усталостную долговечность цепи не менее чем на 8 — 10 .

Формула изобретения

Привод скребкового конвейера, преимущественно двухцепного с замыканием цепей в вертикальной плоскости,,содержа3808789

6 щий двигатель, муфту, редуктор, ведущий вал с приводными звездочками, включающими ступицы и венцы и устройство для уменьшения провисания цепи, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности в работе, на рабочих поверхностях венцов в каждом луче звездочки и на поверхности ступиц звездочек с шагом, равным двойному шагу цепи, выполнены соответственно поперечные и продольные радиальные пазы, в которых укреплены на эпоксидном компаунде постоянные магниты, при,ем ссь

5 каждого паза на поверхности ступицы смещена относительно оси паза на поверхности зубьев звездочки на величину уг::а, соответствующего шагу цепи.

1808789

„?7

Составитель Л,Сигалов

Техред М.Моргентал Корректор Н.Милюкова

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород; ул, Гагарина, 101

Заказ 1254 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5