Рабочий орган землеройной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)э Е 02 F3/76
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ( г, . Я и:охот:-„д
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4898152/03 (22) 02.01.91 (46) 15.04.93. Бюл М 14 (71) Сибирский автомобильно-дорожный институт им. В.В.Куйбышева (72) В.П.Денисов (56) Дорожные машины. Автогрейдер ДЗ122а. Отраслевой каталог. — М.: ЦНИИТЭС
Строймаш, 1987, с. 167.
Авторское свидетельство СССР
М 1550046, кл, Е 02 F 3/76, 1990. (54)(57) РАБОЧИЙ ОРГАН ЗЕМЛЕРОЙНОЙ МАШИНЫ, включающий отвал, закрепленный на его тыльной стороне кирковщик, зубья которого установлены на валу, и привод перемещения последнего, отличающийся тем, что, с целью.... Ы„„1808926 А1 упрощения привода управления кирковщиком, вал установлен посредством подшипников, жестко закрепленных на нижней части тыльной стороны отвала, с возможностью его поворота и продольного перемещения, при этом привод перемещения вала выполнен в виде гидроцилиндра, который расположен соосно с валом, корпус гидроцилиндра закреплен уа тыльной стороне отвала, а шток соединен с валом с возможностью преобразования поступательного движения штока во вращательное движение вала посредством резьбового несамотормозя щего соединения, установленного внутри вала, причем последний выполнен ступенчатым и ступени вала соединены между собой посред ством кулачковых муфт, а каждый эуб кирковщика установлен на своей ступени.
1808926 .
Изобретение относится к строительно" дорожным машинам, а именно к землеройным машинам типа автогрейдеров.
Известен рабочий орган землеройной машины, содержащий толкающую раму, бульдозерный отвал и кирковщик, рыхлительные . зубья которого с возможностью поворота и последующего .фиксирования как в рабочем, так и в транспортном положениях установлены на тыльной стороне бульдозерного отвала в его нижней части.
Недостатком такого рабочего органа является то, что каждый рыхлительный зуб свободно установлен на отдельной, индивидуальной оси с возможностью поворота и последующего фиксирования его рабочего или транспортного положения посредством переставного индивидуального пальца-фиксатора, что требует затрат ручного труда нэ перестановку и фиксацию каждого в отдельности рыхлительного зуба кирковщика, а поэтому снижает динамичность, а значит и производительность, эемлеройной маши ны.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является рабочий орган землеройной машины, содержащий толкающие брусья, отвал и расположенные на его тыльной стороне рыхлительные зубья — резцы кирковщика, шарнирно установленные в нижней части вертикально подвижной посредством реечного гидропривода управляемой рамы, причем концы резцов размещены в скобах отвала.
Известный рабочий орган имеет сложную и громоздкую двухприводную кинематическую схему управления рыхлителем-кирковщиком по переводу его рыхлительных резцов из транспортного положения в рабочее и наоборот, что затрудняет его установку в стесненных условиях, например, на бульдозерном отвале автогрейдеров.
Цель изобретения — упрощение привода.управления кирковщиком.
Цель достигается тем, что в рабочем органе землеройной машины, включающем отвал, закрепленный на его тыльной стороне кирковщик, зубья которого установлены на валу, и привод перемещения последнего, вал установлен посредством подшипников, жестко закрепленных на нижней части тыльной стороны отвела, с возможностью его поворота и продольного перемещения, при этом привод перемещения вала выполнен в виде гидроцилиндра, который расположен соосно валу, корпус гидроцилиндра закреплен на тыльной стороне отвала, а шток соединен с валом с возможностью преобразования поступательного движения штока во вращательное движение вала посредством резьбового несамотормозящего соединения, установленного внутри вала, причем последний выполнен ступенчатым и
5 ступени вала соединены между собой посредством кулачковых муфт, а каждый эуб кирковщика установлен на своей ступени.
На фиг.1 изображен бульдозерный отвал с кирковщиком автогрейдера Д3-122А, 10 вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг,З вЂ” разрез А-А на фиг.2; на фиг.4— разрез Б-Б на фиг,З; на фиг.5 — разрез Г-Г на фиг.4; на фиг.6- разрез В-В на фиг,З; на фиг.7 — кинематическая схема управления
15 зубьями кирковщика (зубья кирковщика находятся в нерабочем положении).
Рабочий орган землеройной машины включает толкающую раму 1, бульдозерный отвал 2 и установленный на тыльной сторо20 не отвала 2, в его нижней части, кирковщик
3, содержащий квадратного профиля с возможностью осевых перемещений и вращения относительно бульдозерного отвала 2 четырехступенчатый приводной вал 4, раз25 мещенный вместе с установленными на нем четырьмя рыхлительными зубьями 5 в четырех двустоечных корпусах подшипников 6 скольжения, неподвижно закрепленных на бульдоэерном отвале 2.
З0 При этом внутри стоек каждого корпуса и; ..„шипника скольжения установлены с цилиндрической наружной поверхностью и квадратным внутренним отверстием втулки
7, обеспечивающие воэможность собственЗ5 ной окружной подвижности внутри корпусов подшипников 6 и воэможность установки в них с обеспечением осевой подвижности приводного вала 4 кирковщика
3.
40 Кроме того, одна иэ наружных сторон каждого корпуса подшипника 6 снабжена кулачками, т,е. корпуса подшипников 6 выполняют роль неподвижных кулачковых полумуфт с возможностью взаимодействия с
45 соответствующими подвижными кулачковы- ми полумуфтами 8, установленными на приводном валу 4 с упором в буртики, образованные в местах перехода одной ступени приводного вала 4 в другую.
На приводном валу 4 между каждой кулачковой полумуфтой 8 и соответствующей кулачковой стороной каждого корпуса подшипника 6 установлена цилиндрическая
55 пружина 9 с воэможностью фиксации положения полумуфты 8 относительно приводного sana 4, а также с целью недопущения преждевременного включения кулачковых муфт при четном числе кулачков нэ каждой нолумуфте.
1808926
В качестве двигателя кирковщика 3 использован гидроцилиндр 10 двойного действия, корпус которого неподвижно закреплен на бульдозерном отвале 2, а фиксированный в окружном направлении по- 5 средством шлицевого или шпоночного соединения шток гидроцилиндра 10 с помощью простого шарнира 11 связан с. винтом 12, посредством несамотормозящей резьбы установленным внутри приводного 10 вала 4, с возможностью преобразования поступательных перемещений штока гидроцилиндра 10 и винта 12 во вращательное движение приводного вала 4 кирковщика 3 вместе с размещенными на нем рыхлитель- 15 ными зубьями 5.
Кроме того, на базовом бульдозерном отвале 2 предусмотрены места крепления
13 отвала 2 к передней части толкающей рамы 1 и место крепления 14 штока базово- 20 го гидроцилиндра, общего для бульдозерного отвала 2 и кирковщика 3. Фиксация штока гидроцилиндра 10 выполнена с целью исключения era окружного смещения, что гарантирует постоянство взаимоположения 25 каждой подвижной кулачковой полумуфты относительно соответствующей неподвижной кулачковой полумуфты, необходимое для обеспечения их включения, а значит и стопорения относительных движений вала 30 кирковщика 4.
Рабочий орган эемлеройной машины работает следующим образом. При необходимости рыхления грунта бульдозерный отвал 2 с кирковщиком 3, рыхлительные зубья 35
5 которого находятся в транспортном положении (положение на фиг.3), поднимают,: над грунтом для перестановки рыхлительных зубьев 5 в рабочее положение (поло>кение il на фиг.З), для чего включением 40 гидроцилиндра 10 обеспечивают выдвижение его штока. Однако, ввиду того, что рабо чий ход штока гидроцилиндра 10 больше, чем рабочий ход соединенного с ним винта
12, а также ввиду того, что сопротивление 45 пружин 9 больше, чем сопротивление от сил трения в подшипниках 6 и несамотормозящей резьбе винта 12 и вала 4, в начальный период хода штока гидроцилиндра 10 одновременно с ним поступательно начнет сна- 50 чала перемещать винт 12 и, преобразуя свое поступательное движение посредством несамотормозящей резьбы во вращательное движение приводного вала 4, будет
55 поворачивать его вместе с установленными на нем рыхлительными зубьями 5 и кулачковыми полумуфтами 8. Когда, в результате полного использования рабочего хода винта 12, рыхлительные зубья 5 устанавливаются в крайнее рабочее положение, а кулачковые полумуфты 8 будут развернуты в положение, когда их кулачки установятся в исходное положение для включения (т.е. кулачки полумуфт 8установятся напротив впадин на неподвижных полумуфтах подшипниках 6), при дальнейшем движении штока гидроцилиндра 10 начнется поступательное перемещение всего приводного вала 4, который сжимая пружины 9, переместит кулачковые полумуфты 8 до их полного вхождения между кулачками неподвижных полумуфт-подшипников 6 в конце рабочего хода гидроцилиндра 10, чем и будет обеспечено, благодаря полному включению кулачковых полумуфт 6 и 8, полное стопорение движений приводного вала 4 отhocMT6llbHo бульдозерного отвала 5 и закончены все операции подготовки кирковщика
3 к работе по рыхлению грунта.
После этого кирковщик 3 опускают рыхлительными зубьями 5 на грунт и при движении автогрейдера осуществляют рыхление и перемещение грунта в обычном порядке.
Для установки рыхлительных зубьев 5 в транспортное положение включением гидроцилиндра 10 поступательно перемещают
его шток влево, втягивая его в корпус гидроцилиндра 10, в результате чего вместе со штоком сначала перемещается приводной вал 4 кирковщика 3 и под воздействием пружин 9 вместе с валом 4 перемещаются установленные на нем кулачковые полумуфты 8 до тех пор, пока их кулачки полностью не выйдут из зацепления с кулачками неподвижных кулачковых полумуфт-подшипников
6 и приводной вал 4 не установится в свое крайнее положение (положение I на фиг,3), после чего начнется поступательное перемещение винта 12 и будет происходить до тех пор, пока винт 12 эа счет преобразования своего поступательного перемещения во вращательное движение приводного вала 4 не повернет и не установит его вместе с рыхлительными зубьями 5 в конце рабочего хода винта 12 в транспортное положение, соответствующее положению, изображенному на фиг.3 (положение I).
1808926
1808926
1808926
1808926