Кантователь морских пробоотборников
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: для отбора проб грунта со дна водоемов, в частности к механизации спуско-подьемных операций, проводимых с длинномерными колонковыми пробоотборниками на палубе судна. Сущность изобретения: известный кантователь морских пробоотборников, содержащий вертикальные стойки 1, жестко закрепленные на палубе судна, опору, связанную с вертикальными стойками 1, и вал 11с захватом 12, снабжен кареткой 9 с блоком 17, а опора выполнена в виде направляющей рамы 3, установленной перпендикулярно плоскости опор, снабженной в забортной и надпалубной частях блоками 4, 5 и связанной с вертикальными стойками 1 горизонтальной осью 2, направленной параллельно плоскости опор, при этом вал 11с захватом 12 укреплен в каретке 9. каретка 9 выполнена с возможностью перемещения по направляющей раме 3, а направляющая рама 3-е возможностью вращения на горизонтальной оси 2 до упора в борт судна или жесткой фиксации относительно вертикальных стоек. 3 ил. I ь 1 f, ел с
СОК13 СОВЕТСКИХ сОциАлистичЕских
РЕСПУБЛИК (sl)5 Е 21 В 49/02
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
С)
О
1 бд (21) 4938418/03 (22) 22.05,91 (46) 15.04.93. Бюл. М 14 (71) Донецкий политехнический институт (72) С.Ю. Преображенский, И.В. Равилов, В.И, Сахно и В,И. Блинов (56) Авторское свидетельство СССР
М 1170827, кл. Е 21 В 49/02, 1988, .
Авторское свидетельство СССР
М 756001, кл. Е 21 В 49/02, 1978. (54) КАНТОВАТЕЛЬ МОРСКИХ ПРОБООТБОРНИКОВ (57) Использование: для отбора проб грунта со дна водоемов, в частности к механизации спуско-подъемных операций, проводимых с длинномерными колонковыми пробоотборниками на палубе судна. Сущность изобретения: известный кантователь морских..SU„„1809033 А1 пробоотборников, содержащий вертикальные стойки 1, жестко закрепленные на палубе судна, опору. связанную с вертикальными стойками 1, и вал 11 с захватом 12, снабжен кареткой 9 с блоком 17, а опора выполнена в виде направляющей рамы 3, установленной перпендикулярно плоскости опор, снабженной в забортной и надпалубной частях блоками 4, 5 и связанной с вертикальными стойками 1 горизонтальной осью 2, направленной параллельно плоскости опор, при этом вал 11 с захватом 12 укреплен в каретке
9. каретка 9 выполнена с возможностью перемещения по направляющей раме 3, а направляющая рама 3 — с возможностью вращения на горизонтальной оси 2 до упора в борт судна или жесткой фиксации относительно вертикальных стоек. 3 ил, 1809033
Изобретение относится к техническим средствам для отбора проб грунта со дна водоемов, в частности к механизации спуско-подъемных операций, проводимых с длинномерными колонковыми пробоотборниками на палубе судна.
Цель изобретения — повышение эффективности работы кантователя путем повышения уровня механизации кантовочных операций с пробоотборником. 10
Поставленная цель достигается тем, что в известном кантователе морских пробоотборников, содержащем вертикальные стойки, жестко закрепленные на палубе судна, опору, связанную с вертикальными 15 стойками, и вал с захватом, он снабжен кареткой с блочком, а опора выполнена.в аиде направляющей рамы, установленной поперек борта судна, снабженной в забортной и надпалубной частях блочка- 20 ми и связанной с вертикальными стойками горизонтальной осью, направленной вдоль борта судна, при этом вал с захватом закреплен в каретке, каретка выполнена с возможностью перемещения по 25 направляющей раме, а направляющая ра ма — с возможностью вращения на горизонтальной оси до упора в борт судна или жесткой фиксации относительно вертикальных стоек. 30
Известно использование в кантователе морских пробоотборников комплекса механизации КМ0-1 направляющей рамы, выполненной в виде криволинейного желоба, установленного поперек борта суд- 35 на. В известном кантователе перевод пробоотборника из забортного положения в нэдпалубное производится путем его протягивания по желобу, т.е. в положении, перпендикулярном линии борта судна. Это 40 обусловливает необходимость при работе с таким кантователем больших рабочих площадей на палубе судна и, следовательно, низкую эффективность его работы.. При ведении пробоотбора с малотоннажных судов 45 снарядами увеличенной длины использование известного кантователя становится вообще невозможным.
В предлагаемом кантователе направляющая рама, установленная поперек борта 50 судна, позволяет переводить пробоотбор-. ник из забортного положения в надпалубное в положении, параллельном линии борта судна. Это исключает необходимость
55 значительных площадей на палубе судна для проведения кантовочных операций с пробоотборником, повышает удобства при работе обслуживающего персонала и в конечном итоге повышает эффективность работы кантователя.
На фиг. 1 изображен общий вид кантователя; на фиг. 2 — вид сверху, в момент перевода пробоотборника из забортного положения в надпалубное; на фиг, 3 — вид сверху, в момент перевода пробоотборника иэ надпалубного положения в забортное.
Кантователь морских пробоотборников состоит иэ вертикальных стоек 1, жестко закрепленных на палубе судна и соединенных между собой осью 2 (фиг. 1). На оси 2 вертикальных стоек 1 закреплена направляющая рама 3, размещенная поперек борта судна и снабженная в забортной и надпалубной частях соответственно блочками 4 и
5, установленными вертикально. Для предотвращения проворота направляющей рамы 3 на оси 2 во время кантовочных операций рама 3 снабжена укосиной 6 с фиксатором, выполненным в виде пальца 7, размещенным в отверстии вертикальной стойки 1, В качестве направляющих 8 рамы
3 использованы швеллеры, имеющие продольный внутренний паз.
На направляющей раме 3 установлена каретка 9 с роликами 10, размещенными во внутренних пазах направляющих 8. Сбоку каретки 9 установлен вал 11 с захватом 12 для пробоотборника 13, связанного с лебедкой на плавсредстве (не показаны) с помощью грузового каната 14 (фиг. 2 и 3).
Захват 12 выполнен в виде двух полухомутов 15 и стягивающего их зажима 16. Кроме того, каретка 9 снабжена блочком 17, установленным горизонтально, Устройство работает следующим обра- зом.
После окончания процесса бурения пробоотборник 13 с помощью грузового каната
14 судовой стрелы и лебедки поднимается на поверхность. При этом каретка 9 кантователя находится в забортной части направ- . ляющей рамы 3, Подъем пробоотборника 13 за бортом судна осуществляется на такую высоту, при которой центр его тяжести. окажется несколько выше уровня вала 11, на котором закреплен захват 12. Далее пробоотборник
13 заводится в раскрытый захват 12 и с помощью зажима 16, стягивающего полухомуты 15, закрепляется в нем. Грузовой канат
14 стравливается с лебедки и пробоотборник 13 под собственным весом, вращаясь на валу 11 захвата 12, ложится на каретку 9 кантователя. занимая горизонтальное положение..
Далее прослабленный грузовой канат
14 заводится под блочок 17 каретки 9 и блочок 5 в надпалубной части направляющей рамы 3 кантователя. Создается натяжение
1809033 грузового каната 14 лебедкой (фиг. 2}. В результате на каретке 9 кантователя возникает. усилие, перемещающее ее с забортной части направляющей рамы 3 в надпалубную.
При этом ролики 10 каретки 9 перемещаются по внутренним пазам направляющих 8, обеспечивая плавное движение каретки 9.
Для извлечения керна из пробоотборника необходим наклон в сторону забойной части снаряда. С этой целью прослабляют. грузовой канат 14 и выводят его из блочков
17 и 5. Далее натяжением грузового каната
14 создают требуемый наклон пробоотборника к палубе судна, В случае, если требуется опустить пробоотборник 13 с кантователя на палубу судна с целью, например. его полной разборки или решения других задач, грузовой канат
14 пропускают под блочком 5 в надпалубной части направляющей рамы 3. Далее.выбивают из отверстия вертикальной стойки 1 палец 7 укосины 6 и, плавно стравливая с лебедки грузовой канат 14, опускают вращающуюся на горизонтальной оси 2 раму 3 на палубу судна.
Для перевода кантователя в рабочее положение действуют в обратном порядке.
Натяжением грузового каната 14, пропущенного через блочок 5, поднимают надпалубную часть направляющей рамы 3 вверх до упора другой ее части в борт судна. B этом положении направляющую раму 3 фиксируют, устанавливая палец 7 укосины б в отверстие вертикальной стойки 1, В забортное положение пробоотборник
13 переводится также натяжением грузового каната 14, пропущенного в этом случае через блочок 17 каретки 9 и блочок 4 в забортной части направляющей рамы 3 (фиг.
3). После перемещения каретки 9 с пробоотборником 13 в забортную часть направляющей рамы 3 ослабляют грузовой канат 14 и снимают его с блочков 17 и 4. Далее натяже5 нием грузового каната 14 переводят пробоотборник 13 в вертикальное положение.
После раскрепления захвата 12 .пробоотборник 13 готов к сйуску на дно.
Применение предлагаемого устройства
10 позволит резко снизить долю ручного труда, а также исключить непосредственный физический контакт бурового персонала с пробоотборником при его кантовании через борт судна.;Это повысит удобство и безопас15 ность работы обслуживающего персонала при выполнении кантовочных операций, повысит эффективность использования кантователя.
20 Формула изобретения
Кантователь морских пробоотборников, содержащий вертикальные стойки, опору, связанную с вертикальными стойками, и вал сзахватом, отличающийся тем,что, 25 с целью повышения эффективности в работе, он снабжен кареткой с блоком и дополнительными блоками, размещаемыми в забортной и надпалубной частях на опоре, при этом последняя выполнена в виде на30 правляющей рамы, установленной перпендикулярно плоскости опор, связанной с вертикальными стойками горизонтальной осью, направленной параллельно плоскости опор и имеющей возможность вращения на
35 горизонтальной оси и жесткой фиксации относительно вертикальных стоек, вал с захватом закреплен в каретке, а последняя выполнена с возможностью перемещения по направляющей раме, 1809033
Составитель С. ПреоюрэженскийТехред M.Moðãåíòàë Корректор М. Ткач
Редактор
Заказ 1266 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина. 101