Перепускное устройство для компенсаторов карданных валов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование; в компенсирующих устройствах карданных передач. Сущность изобретения: перепускное устройство для компенсаторов карданных валов выполнено в виде заглушки с перепускными отверстиями и герметизирующего клапана. Вышеуказанные элементы имеют поверхности взаимодействия сферической формы с радиусами RI и R2. При этом R2 Ri+/30-50 мм/, где RI - радиус сферической поверхности заглушки, R2 - радиус сферической поверхности герметизирующего клапана. Герметизирующий клапан выполнен с кольцевой полостью под смазку, расположенной напротив перепускных отверстий. Различие в радиусах контактирующих поверхностей клапана и заглушки обеспечивает их надежное прилегание и возможность деформирования кромок клапана при выдавливании смазки из полости шлицевой вилки. Это уменьшает растягивающие напряжения , действующие на крепежную часть клапана. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР. (ГОСПАТЕНТ СССР)
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ и (К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (2 1) 4929?38/27 (22) 22.04.91 (46) 15.04.93, Бюл. М 14 (71) Институт механики металлополимерных систем АН БССР (72) В.Н.Дробышевский, Д.И.Макаров, В.А.Струк, Ч.М,Чернявский, В.Ю,Бочтарев и
Л.И.Дереченик (56) Патент Франции
М 2183395, кл. F 16 0 3/00, 1973. (54) ПЕРЕПУСКНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ
КОМПЕНСАТОРОВ КАРДАННЫХ ВАЛОВ (57) Использование в компенсирующих устройствах карданных передач. Сущность изобретения: перепускное устройство для компенсаторов карданных валов выполнено в виде заглушки с перепускными отверстияИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в компенсирующих устройствах карданных передач.
Целью изобретения является разработка конструкции перепускного устройства для компенсаторов карданных валов, обеспечиваюи его требуемую степень герметизации шлицевого соединения карданных передач.
На фиг. 1 изображено конструктивное исполнение предлагаемого устройства, содержащего шлицевую втулку 1, шлицевой вал 2, имеющий относительно вилки воэможность поступательного перемещения, Полость вилки 3 заполнена консистентной смазкой. Для предотвращения попадания в полость вилки загрязнаний она имеет заглушку 4 с эластичным перепускным клапаном 5, а также уплотнительное устройство 6.
„,.ЯЦ,, )809197 А1 (н)з F 16 0 3/00 ми и герметизирующего клапана. Вышеуказанные элементы имеют поверхности взаимодействия сферической формы с радиусами R1 и R2, При этом R2=Rl+/30-50 мм/, где R> — радиус сферической поверхности заглушки, fb — радиус сферической поверхности герметизирующего клапана.
Герметизирующий клапан выполнен с кольцевой полостью под смазку, расположенной напротив перепускных отверстий.
Различие в радиусах контактирующих поверхностей клапана и заглушки обеспечивает их надежное прилегание и воэможность деформирования кромок клапана при выдавливании смазки из полости шлицевой вилки. Это уменьшает растягивающие напряжения, действующие на крепежную часть клапана. 2 ил, Заглушка 4 имеет два перепускных отверстий 7 (см. фиг. 2) и одно центральное отверстие для крепления клапана 5.
Уплотняемые поверхности клапана и заглушки выполнены сферическими. При этом, для обеспечения более плотного прилегания уплотнительных поверхностей,-радиус сферической поверхности клапана R2 превышает радиус сферической поверхности заглушки R> на (30-50) мм. Перепускные отверстия 7 заглушки 4 расположены напротив кольцевой полости 8 клапана 5. Кольцевая полость 8 заполняется пластичной смазкой и является дополнительным алементов,: изолирующим полость вилки от внешней среды.
I
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
1809197
При осевом перемещении шлицевого вала 2 в сторону заглушки 4 обьем полости
3 уменьшается и часть смазки выдавливается через перепускные отверстия 7. Под давлением смазки уплотнительные кромки клапана 5 приподнимаются и смазка выдавливается наружу. При падении давления вследствие обратного перемещения шлицевого вала 2, под действием упругих деформаций, кромки клапана 5 возвращаются в исходное положение, обеспечивая изоляцию полости 3 от внешней среды. Пластич.ная смазка, находящаяся в полости заглушки 4 и клапана 5, способствует герметизации узла. Различие в радиусах прилегающих поверхностей клапана 5 и заглушки
4 обеспечивает их надежное прилегание и возможность деформирования кромок клапана 5 при выдавливании смазки из полости шлицевой вилки, что уменьшает растягивающие напряжения, действующие на крепежную часть 9 клапана 5.
Предлагаемая конструкция перепускного устройства испытана на стендах Гродненского завода карданных валов и показала высокую эффективность. Планируется внедрение.предлагаемого устройства в серийное производство карданных валов для большегрузных автомобилей.
Формула изобретения
Перепускное устройство для компенсаторов карданных валов, содержащее за10 глушку с перепускными отверстиями и герметизирующий клапан; о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения герметичности шлицевого соединения, заглушка и герметизирующий клапан выполнены с по15 верхностями взаимодействия сферической формы, при этом выше указанные поверхности выполнены с радиусами R1 и R2, где
Rz=R<+(30 — 50 мм); R1 — радиус сферической поверхности заглушки; Rz — радиус сфериче20 ской поверхности герметиэирующего клапана, а герметизирующий клапан выполнен с кольцевой полостью для размещения в ней пластичной смазки, расположенной напротив перепускных отверстий, 1809197
Составитель В.Дробышевский
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Ревская
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1274 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5