Вертолет, способы его использования и стоянка для него

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к вертолето троению, Цель изобретения - расширение функциональных возможностей увеличение грузоподъемности и габаритности переносимых грузов, а также надежности крепления на стоянке. Для этого центральная полая цилиндрическая втулка 5 вертолета выполнена сквозной, снабжена верхними 9, нижними 11 и центральными 10 фиксаторами . В ней размещен кабель 14 с верхним и нижним разъемами, связанный с мстямег-; управления 4. Задняя часть хвостовой балки снабжена верхним и нижним 13 дополнительными фиксаторами, расположенными на одном горизонтальном уровне соответст

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)s В 64 С 27/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

"ей Я j " ""1Я

Г. г ф

" а, 72

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4929653/23 (22) 25.04.91 (46) 23.04,93. Бюл. М 15 (75) Ал.А. Таранцев и Ан.А. Таранцев (56) Изаксон А.М, Советское вертолетостроение. M,: Машиностроение, 1981.

Заявка ФРГ М 3830309, кл, В 64 С 27/06, 1990.

Попова С.Н. Аэрофлот от А до Я. M.;

Транспорт. 1988, с. 75, с, 129, рис. 2.

Заявка Великобритании N- 2205538, кл. В 7 W, 1983, (54) ВЕРТОЛЕТ, СПОСОБЫ ЕГО ИСПОЛЪЗОВАНИЯ И СТОЯНКА ДЛЯ НЕГО.. Ы 1810231 А1 (57) Изобретение относится к вертолетостроению, Цель изобретения — расширение функциональных возможностей увеличение грузоподъемности и габаритности переносимых грузов, а также надежности крепления на стоянке. Для этого центральная полая цилиндрическая втулка 5 вертолета выполнена сквозной, снабжена верхними 9, нижними 11 и центральными 10 фиксаторами. В ней размещен кабель 14 с верхним и нижним разъемами, связанный с,,истo. :=„ управления 4..Задняя часть хвостовой балки снабжена верхним и нижним 13 дополнительными фиксаторами, расположенными на одном горизонтальном уровне соответст1810231

15

50 вующих фиксаторов 9 и 11 цилиндрической втулки 5. Способ использования вертолета заключается в возможности переноса и монтирования с его помощью протяженных конструкций, удерживаемых фиксаторами

10 цилиндрической втулки 5. Там м,б, заИзобретение относится к вертолетостроению и может использоваться при создании перспективных вертолетов, переноски и монтажа с их помощью грузов, а также для создания компактных стоянок для таких вертолетов, Цель изобретения — расширение функциональных возможностей.

На фиг. 1 показана компоновочная схема вертолета; на фиг, 2 — транспортировка груза несколькими вертолетами; на фиг. 3— транспортировка конструкции в полых цилиндрических втулках нескольких вертоле тов; на фиг. 4 — вертолет с верхней площадкой; на фиг, 5 — 7 - функционирование стоянки вертолетов; на фиг. 8 и 9— транспортировка конструкции; на фиг, 10— втулка с выдвижными колесами; на фиг. 11 — аварийная посадка (взлет); на фиг. 12— транспортировка конструкции; на фиг. 13— схема вертолета с двигателем горизонтальной тяги; на фиг. 14 — схема вертолета с аэродинамическими поверхностями, Вертолет содержит корпус 1, несущий вИнт 2, двигательную установку 3, систему управления 4„полую цилиндрическую втулку 5, хвостовую балку с винтом 6, редуктор

7, автомат перекоса и управления шагом 8, фиксаторы 9 — 13, кабель 14 с верхним и нижним разъемами, полый ведущий вал 15, Втулка 5 жестко связана с корпусом 1 и установлена вертикально, в ее верхней части шарнирно закреплен вал 15 и автомат 8, который может быть выполнен также, как и .у известных вертолетов, но с той особенностью, что вал 15 полый. Нэ втулке 5 закреплен редуктор 7, который связан с двигательной установкой 3, винтом 6 и может быть выполнен таким же, как у известных вертолетов, В верхней части втулки 5 расположены фиксаторы 9, в средней части — фиксаторы

10, в нижней — фиксаторы 11, в верхней и нижней частях хвостовой балки расположены фиксаторы 12 и 13, кэк и фиксаторы 9-11 связаны с системой управления 4. Кабель 14 расположен вертикально so втулке 5 и связан с системой 4, с которой связаны также установка 3, автомат 8, редуктор 7, винт 6 и все целевые и вспомогательные системы и устройства вертолета. крепленэ также и площадка для персонала, Стоянка для вертолета содержит площадку с выдвижной мачтой, содержащей привод и фиксаторы, диаметр которой не превышает диметра полой цилиндрической втулки 5 вертолета. 7 з.п, ф-лы, 14 ил.

Кабель 14 во втулке 5 может быть размещен с целью защиты от механических повреждений в специальном коробе или не выступать эа внутренний диаметр втулки 5, разъемы кабеля 14 могут быть, выполнены автоматически стыкуемыми с аналогичными разъемами других вертолетов. Втулка 5 может содержать и выдвижные колеса 26, в ней может находиться аварийный тормозной двигатель 27 или ускоритель взлета.

Для облегчения вертолета автомат 8 может вообще отсутствовать, а корпус 1 в задней части может быть снабжен толкающим двигателем 30, либо с боков — аэродинамическими поверхностями 31 с приводами 32 для создания горизонтальной составляющей силы тяги.

Стоянка для заявляемых вертолетов содержит площадку 16 с каналом, выдвижную мачту 17, привод 18 и фиксатор 19. Мачта 17 размещена в канале площадки 16 и может перемещаться приводом 18 как вниз до уровня площадки 16, тэк и вверх и закрепляться фиксатором 19.

В исходном состоянии вертолеты могут находиться как на обыкновенных площадках, так и на заявляемой стоянке, где располагаться друг над другом (см. фиг. 5), будучи скрепленными фиксаторами 9, 11 и 12, 13, причем мачта 17, закрепленная фиксатором .

19, размещена внутри втулок 5 и зажата фиксаторами 10, В таком положении вертолеты не занимают много места и способны противостоять ветровым нагрузкам и кренам (в случае размещения стоянки на корабле).

При необходимости осуществить взлет с заявляемой стоянки верхнего вертолета двигательную установку 3 раскручивает винт 2, затем разжимает фиксаторы 10, 11, 13, одновременно разжимается фиксатор

19, и привод l8 втягивает мачту 17 в канал на длину втулки 5. При этом верхний вертолет освобождается и взлетает (см. фиг. 6).

Аналогичным образом взлетает и нижележащий вертолет (cM, фиг, 7). Возможен вариант, когда мачта 17 втягивается в канал полностью, а вертолеты взлетают вместе, не расцепляя, фиксаторов 9, 11, 12, 13, расцепив лишь фиксаторы 10.

Способы применения заявляемых вертолетов заключаются в переносе тяжелых

1810231 грузов 20, протяженных конструкций 21 и площадки 22, В первом случае вертолеты сцепляются друг над другом с помощью фиксаторов 9, 11, 12, 13 в количестве, необходимом для поднятия груза 20, Стыковка кабелей 14 позволяет осуществлять совместный полет, управляясь от единой системы 4, В верхней части втулки 5 фиксаторами 9 закреплена лебедка 23 с тросом 24. проходящим через втулки 5 всех вертолетов, К фиксаторам нижнего вертолета и тросу 24 закреплено монтажное устройство 25, к которому и подвешивается груз 20. В таком положении (фиг. 2) осуществляется перенос груза 20, Возможны варианты переноса конструкции при разнесении верхнего и нижнего вертолетов на расстояние, необходимое для работы винта 2 нижнего вертолета (см, фиг.

8), при транспортировке одним вертолетом (фиг. 9) или двумя (см, фиг, 12), связанными штангами 28, 29 и тросами 33, При этом устройство 25 имеет L-образную форму, Во втором случае конструкция 21 размещена во втулках 5 нескольких скрепленных вертолетов (см. фиг, 3) и закреплена там фиксаторами 10. При этом осуществляется транспортировка конструкции 21. Выпускание конструкции 21 может осуществляться периодическим отпусканием фиксаторов

10, а конструкция 21 перемещается под действием собственного веса, В третьем случае площадка 22 расположена в верхней части втулки 5 (см. фиг, 4) и закреплена фиксаторами 9, 10, С площадки

22 открывается прекрасная возможность работы в верхней полусфере вертолета, что позволяет производить киносъемку, осуществлять ремонт снизу нависающих конструкций, производить наблюдения, экскурсии и т,п, В четвертом случае при необходимости совершить аварийную посадку или взлет перегруженного вертолета включается двигатель 27 (см, фиг, 11), При применении изобретения становится возможным создавать вертолеты, способные сцепляться по несколько в единый летающий комплекс, переносить тяжелые грузы и габаритные конструкции, переносить над винтом площадку, где могут размещаться операторы или туристы, Сто-, янка для таких вертолетов компактна. способна размещать по несколько вертолетов и надежно их удерживать при сильном ветре и крене.

Формула изобретения

1. Вертолет, содержащий фюзеляж, несущий винт с автоматом перекоса, двигательную установку, систему управления, хвостовую балку с рулевым винтом. редуктор, полую цилиндрическую втулку, вал несущего винта, выполненный цилиндрическим и расположенный вокруг полой цилиндрической втулки, а также целевые и обеспечивающие системы и устройства, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей вертолета, полая цилиндрическая втулка выполнена сквозной с

10 верху до низу фюзеляжа вертолета, цилиндрический вал несущего винта расположен вокруг верхней части полой цилиндрической втулки, втулка снабжена верхними, средними и нижними фиксаторами, верхние

15 и нижние иэ которых размещены на верхлем, пропущенным в полой цилиндрической втулке по всей ее высоте и имеющим верхний и нижний разъемы, и дополнительными верхним и нижним фиксаторами, установленными на хвостовой балке на одном гори25 зонтальном уровне с верхними и нижними фиксаторами полой цилиндрической втулки соответственно.

2. Вертолет по п,1, отличающийся тем, что он снабжен пассажирской площад30 кой, размещенной в верхней части полой цилиндрической втулки и закрепленной верхними и средними ее фиксаторами,, 3. Вертолет по п.1, отличающийся тем, что он снабжен аварийным реактивным

35 двигателем, связанным с системой управления, размещенным в полой цилиндрической втулке и закрепленным ее фиксатора4и.

4. Вертолет по п,1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительной сило40 вой установкой горизонтальной тяги, размещенной в задней части фюзеляжа.

5. Вертолет по п.1, отл и ч а ю щи йс я тем, что он снабжен поворотными крылье45 выми поверхностями и приводом, связанным с системой управления, смонтированными на полой цилиндрической втулке.

6, Способ использования вертолета для транспортировки грузов, заключающийся в

50 размещении груза в вертолете, его фиксации и доставке к месту назначения, о т л ич а ю шийся тем, что. с целью расширения номенклатуры перевозимых грузов, в том числе превышающих по весу грузоподъем55 ность одного вертолета, а также длинномерных, на вертолет устанавливают по крайней мере еще один дополнительный вертолет аналогичной конструкции, закрепляют сго нижними фиксаторами его втулки в верхних фиксаторах втулки нижнего вертолета и нем и нижнем торцах втулки соответствен но, а средние фиксаторы размещены на внутренней поверхности полой цилиндрической втулки, вертолет снабжен связанным

20 с системой управления вертикальным кабе1810231

12,6 нижнлми дополнительными фиксаторами хвостовой балки с верхними дополнительными фиксаторами нижнего вертолета, соединяют вертикальные кабеля между собой по их разъемам, а груз размещают в полых 5 цилиндрических втулках вертолетов и фиксируют их средними фиксаторами.

7. Способ использования вертолета для транспортировки грузов на внешней подве.ске, отличающийся тем-, что в верхней 10 части полой цилиндрической втулки верхнего вертолета устанавливают и фиксируют ее верхними фиксаторами лебедку, трос которой пропускают через полые цилиндрические втулки всех вертолетов, устанавливают 15 в нижней части цилиндрической втулки нижнего вертолета и фиксируют ее нижними фиксаторами монтажное устройство, соединяют трос лебедки с монтажным устройст вом, натягивают его с помощью лебедки, а 20 груз подвешивают к монтажному устройству с внешней его стороны.

8, Способ использования вертолета для транспортировки грузов на внешней подве25 ске, заключающийся в перемещении вертолета с грузом на внешней подвеске, о т л ич а ю шийся тем, что два вертолета размещают рядом на расстоянии, превышающем диаметр несущего винта, связывают их тросами и скрепляют штангами по верхним и нижним дополнительным фиксаторам хвостовой балки, при этом груз монтируют на

0-образном силовом элементе, вертикальные штанги которого вводят в полые цилиндрические втулки вертолетов с нижней их стороны и фиксируют средними фиксаторами, 9, Стоянка для вертолета, содержащая площадку и средства крепления, вертолета к земле, о тл и ч а ю ща я с я тем, что, с целью уменьшения габаритов площадки и повышения надежности крепления вертолетов на площадке, она снабжена углубленным вертикальным каналом с выдвижной мачтой, снабженной приводом и фиксатором, взаимодействующей с полой цилиндрической втулкой вертолета через ее средние фиксаторы, при этом диметр мачты меньше диаметра полой цилиндрической втулки, 1810231

18 t0231

1810231

1810231 стриг. И

Составитель А, Таранцев

Редактор Т. Мельникова Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор H. Милюкова

Заказ 1413 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101