Механизм останова
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в механизмах для обеспечения вращения вала водном направлении и стопорения при изменении направления вращения. Сущность изобретения: при вращении вала 6 против часовой стрелки вместе с ним поворачивается и обойма, Поверхность кольцевой канавки 7 воздействует на шарик 8 и заставляет его поворачиваться. Вращающийся шарик проскальзывает в пазу 3 по поверхности вставки 9 из композитного материала. При этом канавка 7 по шарику 8 обкатывается. Если вал 6 вращается в обратную сторону, то поверхность кольцевой канавки 7, воздействуя на шарик 8, загоняет его в сужающееся пространство между поверхностями канавок 7 и пазов 3. Шарик заклинивается. Вращение вала 6 прекращается. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s F 16 Р 63/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4947686/27 (22) 21.06.91 (46) 23.04.93. Бюл. М 15 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) Н.Н.Гобралев, И.С.Сазонов, В.Д.Рогожин и Г.М.Камбалов (56) Мальцев В,Ф. Роликовые механизмы свободного хода.— М„Машиностроение, 1968, с. 12-13, рис. 7, (54) МЕХАНИЗМ ОСТАНОВА (57) Использование: в механизмах для обеспечения вращения вала водном направлении и стопорения при изменении направления
БЫ 1810662 А1 вращения. Сущность изобретения; при вращении вала 6 против часовой стрелки вместе с ним поворачивается и обойма, Поверхность кольцевой канавки? воздействует на шарик 8 и заставляет его поворачиваться, Вращающийся шарик проскальзывает в пазу 3 по поверхности вставки 9 из композитного материала. При этом канавка 7 по шарику 8 обкатывается, Если вал 6 вращается в обратную сторону, то поверхность кольцевой канавки 7, воздействуя на шарик 8, загоняет его в сужающееся пространство между поверхностями канавок 7 и пазов 3.
Шарик заклинивается. Вращение вала 6 прекращается. 3 ил.
1810662
55. Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, обеспечивающим вращение валов только в одном направлении.
Известна муфта, содержащая охватывающую концы валов обойму и тела заклинивания в виде шариков, причем на обращенных друг к другу торцах валов выполнены дугообразные канавки противоположного направления, идущие от центра к периферии.
Целью изобретения является повышение надежности работы шарикового останова в режиме свободного хода.
На фиг,1 изображен общий вид шарикового останова; на фиг.2 — взаимное положение канавок и шариков; на фиг.3 — разрез вдоль паза неподвижной полумуфты.
Шариковый останов представляет собой полумуфту 1,жестко закрепленную на неподвижной подшипниковой опоре 2. и имеющую на своей торцовой поверхности пазы 3 криволинейных канавок полукруглого профиля, подвижную полумуфту 4, которая с помощью установочных винтов 5 фиксируется на валу 6 и имеет на своей обращенной к неподвижной полумуфте 1 торцовой поверхности кольцевую, концентричную оси вала 6 канавку 7 также полукруглого профиля, осевая линия которой совпадает с центрами концов пазов 3 полумуфты 1, и шарики заклинивания 8, которые помещены между полумуфтами в места совпадения пазов 3 с канавкой 7. Кроме того, в неподвижной полумуфте 1 по концам пазов
3, совпадающим с кольцевой канавкой 7, запрессованы вставки 9 из композитного материала, коэффициент трения скольжения о шарики 8 которого меньше, чем коэффициент трения скольжения шариков о материал полумуфты, 4. Причем шероховатость поверхности круговой канавки 7, имеющей перпендикулярные ее оси линии микронеровностей, больше, чем шероховатость поверхности пазов 3.
Останов работает следующим образом.
При вращении вала 6 против часовой стрелки (фиг.2) вместе с ним поворачивается и полумуфта 4. Поверхность канавки 7 (фиг.3), воздействует на шарики 8 с силой, приложенной в точке А, и заставляет его поворачиваться относительно точки Б. Вращающийся шарик 8 проскальзывает в канавке 3 по поверхности композитной вставки 9, тогда как канавка 7 по нему обкатывается.
Потери на трение при таком вращении вала 6 незначительные, так как за счет разницы в шероховатостях поверхностей канавок направленности линий их микронеровностей, а также места приложения касательной силы преобладает трение качения, а потери на трение скольжения снижены за счет уменьшения коэффициента трения, В случае изменения направления вращения вала 6 поверхность канавки 7 воздействует на шарик 8 с силой, загоняющей его в сужающееся пространство между поверхностями канавок 7 и 3, где он и заклинивается. Вращение вала 6 прекращается.
При изменении зазора между пазами 7 и канавкой 3, с одной стороны, шариками 8, с другой, в сторону его увеличения, вызванного износом композитных вставок 9, нарушения работоспособности шарикового останова (заклинивания) не произойдет.
Это обусловлено тем, что зазор между неподвижной полумуфтой 1 и подвижной полумуфтой 4.с помощью установочных винтов
5 может регулироваться.
Таким образом, такая конструкция шарикового останова позволяет при свободном ходе снижать потери на трение, а также путем регулировки зазора между полумуфтами поддержать работоспособность механизма при длительном периоде эксплуатации.
Формула изобретения
Механизм останова, содержащий соосно установленные неподвижную и расположенную с возможностью вращения обоймы, а также размещенные между ними тела заклинивания, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в режиме свободного хода, на торце подвижной обоймы выполнеНа кольцевая, концентричная оси механизма, канавка полукруглой формы в поперечном сечении, на обращенном к нему торце неподвижной обоймы выполнены расположенные с зксцентриситетом относительно- оси механизма пазы полукруглой формы в поперечном сечении и с полусферической формой их торцов, в одном из торцов каждого паза установлена вставка, центр сферы этого торца расположен против осевой линии кольцевой канавки, тела заклинивания выполнены в виде шариков, установленных в совмещенных с кольцевой канавкой пазах, при этом вставки выполнены из материала с малым коэффициентом трения скольжения, а шероховатость поверхности кольцевой канавки. имеющая линии микронеровностей, перпендикулярные осевой линии кольцевой ка невки, больше шероховатости поверхнос пазов на неподвижной обойме.
1810662
Составитель Н. Гобралев
Техред M,Моргентал Корректор M. Пйтрова
Редактор
Заказ 1435 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101