Способ укладки подводного трубопровода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения: монтируют трубопровод (ТП), располагают его на плаву в створе перехода. Размещают на ТП передвижные грузы и укладывают на дно водоема с образованием S-образного изгиба ТП заливом его водой с одновременным перемещением грузов на участке изгиба ТП. Передний груз размещают в точке выхода ТП на поверхность. Грузы размещают в пределах незаполненного водой S-образно изогнутого участка на длине, определяемой в зависимости от изгибной жесткости ТП, глубины водоема и положительной плавучести ТП. 2 ил.:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

Р Е СГ1У БЛИК (si1s F 16 1 1/18

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) м. )ф ч

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

I О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4920981/29 (22) 07.02.91 (46) 23.04.93. Бюл. N 15 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов (72) А,А.Горелышев, П.П.Башаратьян, А.Я,Ермолин, В.С.Мальцев, Ю.Ф,Моряков и

Н.И.Худасов (56) Авторское свидетельство СССР

N. ã110099112200, кл. F 16 L 1/18, 1956.. (54) СПОСОБ УКЛАДКИ ПОДВОДНОГО

ТРУБОПРОВОДА

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении подводных трубопроводов: водоводов, выпусков, водозаборов, нефтепродуктопроводов — на переходах через водные преграды, морских акваториях.

Целью изобретения является увеличение глубины укладки подводного трубопровода путем снижения действующих на него нагрузок, Сущность изобретения заключается в том, что при укладке подводного трубопровода, включаю щей монтаж его и расположение в створе перехода на плаву„ размещени,. на нем передвижных грузов и укладку на дно посредством залива его водой с одновременным перемещением грузов на участке его изгиба и поддержанием переднего груза в точке выхода трубопровода на поверхность, грузы, согласно изобре, тению;. перемещают в пределах

„„. Ж „„1810710 А1 (57) Сущность изобретения: монтируют трубопровод (ТП), располагают его на плаву в створе перехода. Размещают на ТП передвижные грузы и укладывают на дно водоема с образованием S-образного изгиба ТП заливом его водой с одновременным перемещением грузов на участке изгиба ТП, Передний груз размещают в точке выхода ТП на поверхность. Грузы размещают в пределах незаполненного водой S-образно изогнутого участка на длине, определяемой в зависимости от изгибной жесткости ТП, глубины водоема и положительной плавучести

ТП. 2 ил. незаполненного водой S-образно, изогнутого участка на длине, определяемой из соотношения:

15 1,5 . (1)

Ц

О где! — длина балластируемого передвижными грузами участка трубопровода, м, вюзи

EI — изгибная жесткость трубопровода, O кг м;

Н вЂ”. глубина водоема, м;

q — положительная плавучесть трубопровода, кг/м.

На фиг.1 показана схема укладки передвижных грузов; на фиг.2 — схема укладки подводного трубопровода.

На трубопровод 1, предварительно .смонтированный на берегу и установленный в створе перехода, с помощью плавкрана 2 монтирую передвижные устройства, 1810710 например. каркас-тележки 3, к которым присоединяют грузы 4. каркас-тележки 3 соединяют в цепочку посредством тросов 5, Длину отрезка трубопровода 1, на которой размещают каркас-тележки 3 с грузами 4, определяют из соотношения (1).

Количество передвижных грузов 4 и их вес определяют расчетом из условия, чтобы они обеспечили необходимое по критерию прочности снижение нагрузок на верхнем незаполненном водой участке S-образно изогнутого трубопровода (положительной плавучести), После установки передвижных грузов 4 в исходное положение (фиг.1) трубопровод начинают заполнять водой, при этом îí floгружается на дно по S-образной кривой. Одновременно с заполнением трубопровода водой перемещают грузы 4 установленной на берегу или на плавсредстве тяговой лебедкой 6 посредством троса 7 (фиг.2). При этом в процессе погружения передний груз поддерживают в точке выхода трубопровода на поверхность воды. По положению переднего груза осуществляют контроль и вносят коррективы в процесс передвижения грузов и заполнения трубопровода водой, При выполнении в процессе укладки условия соотношения (1) и нахождении переднего груза в точке выхода трубопровода на поверхность воды обеспечивается перемещение грузов в зоне максимальной кривизны верхнего участка S-образной кривой. В этом случае эффект выпрямления кривой изгиба на верхнем участке от снижения нагрузок будет наибольшим и, следовательно, увеличение глубины укладки — максимальным.

Пример, Для укладки трубопровода диаметром 1020 мм, толщиной стенки 12 мм, обладающим положительной плавучестью 570 кг/м и отрицательной плавучестью

230 кг/м, на глубину 10 м используют, например, три передвижных груза весом 7 т каждый, Грузы устанавливают на отрезке трубопровода длиной = 30 м, определенном из соотношения (1), Трубопровод заполняют водой и одновременно перемещают по нему передвижные грузы, поддерживая передний груз в точке выхода трубопровода на поверхность воды, У противоположного берега после окончания укладки передвижные грузы демонтируют.

При укладке предлагаемым способом достигается глубина укладки 10 м при допустимом напряжении изгиба 2500 кг/см . В случае укладки трубопровода известным способом, когда грузы размещены по всей

15 длине изогнутой оси трубопровода. максимальная глубина укладки при той же величине допустимого напряжения составит не более 5 м.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет увеличить глубину укладки в 2 раза.

Формула изобретения

Способ укладки подводного трубопровода, заключающийся в его монтаже, расположении на пла.ву в створе перехода, размещении на трубопроводе передвижных грузов и укладке на дно водоема о образованием S-образного изгиба трубопровода посредством залива его водой с одновременным перемещением грузов на участке его изгиба, причем передний груз размещают в точке выхода трубопровода па поверхность, отличающийся тем, что грузы

35 размещают в пределах незаполненного водой S-образноизогнутого участка на длине I определяемой из соотношения

40 где El — изгибная жесткость трубопровода, кгм;

Н вЂ” глубина водоема, м;

45 ц — положительная плавучесть трубопровода, кг/м.

1810710

4 б 3

Фиг. 2

Составитель И.Маркова

Редактор А.Козлова ТехредМ.Моргентал Корректор Л.Пилипенко

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Подписное

Заказ 1437 Тираж тиям и и ГКНТ СССР

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб.. 4/5