Способ электрохимикомеханической приработки деталей цилиндропоршневой группы

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: приработка деталей цилиндро-поршневой группы двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: полость блока цилиндров уплотняют пластинами 1,3 и 4 и заполняют электролитом через устройство подачи 2. На пластины 3 и 4 устанавливают штепсельные разъемы 5 и 6, к которым подключают источник переменного электрического тока. В процессе приработки коленчатому валу 7 придают вращение. 1 з.п.ф-лы, 2 ил., 2 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 23 Н 9/12

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4927110/08 (22) 12.04.91 (46) 23.04.93. Бюл. t4 15 (71) Луганский сельскохозяйственный институт .. (72) В.П.Алексеев и Л.Н.Болдарь (73) Луганский сельскохозяйственный институТ (56) Авторское свидетельство СССР

М 337682, кл, G 01 М 15/00, 1970.

Авторское свидетельство СССР

712229, кл. В 23 Н 3/02, 1976, Заявка Японии М 49-48052, кл. В 23 P 1/04, 1974.

Электронная обработка материалов, 1982. N. 3, с.89 — 90. Ы 181 1449 А3 (54) СПОСОБ ЭЛЕКТРОХИМИКО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРИРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ (57) Использование: приработка деталей цилиндра-поршневой группы двигателей внутреннего сгорания, Сущность изобретения: полость блока цилиндров уплотняют пластинами 1, 3 и 4 и заполняют электролитом через устройство подачи 2. На пластины 3 и

4 устанавливают штепсельные разъемы 5 и, 6, к которым подключают источник переменного электрического тока. В процессе приработки коленчатому валу 7 придают вращение, 1 з.п.ф-лы, 2 ил., 2 табл.

1811449

Изобретение относится к машиностроению, в частности к испытаниям машин и узлов и может быть использовано для приработки деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Целью способа является снижение затрат и повышение эффективности приработки. указанная цель достигается тем, что при известном способе приработки деталей

ЦПГ ДВС, происходящем под действием переменного тока, при подаче к ним электролита и относительном движении, подвод тока осуществляется к противоположным торцовым сторонам блока цилиндров, чем на зеркале гильз цилиндров, в зоне верхней мертвой точки (ВМТ) колец. создают пористость (маслоемкость) рельефа большую, чем на участках, соответствующих средине длины хода колец, причем ток к блоку цилиндров подают через торцовые пластины, герметизирующие при приработке каналы центральной масляной магистрали.

Сопоставленный анализ данного решения с прототипом (табл.1) показывает, что способ отличается от известного тем, что электрический ток подается с двух противоположных сторон к охватывающей прирабатываемые группы детали — блоку цилиндров. При такой подаче весь подведенный ток последовательно, проходит через прирабатываемые группы деталей, что позволяет создать на зеркале всех гильз цилиндров в зоне ВМТ колец большую пористость (маслоемкость), чем на участках соответствующих средине длины хода колец.

Причем подключение тока к блоку осуществлрется через пластины, герметизирующие каналы центральной масляной системы..

На фиг. 1 представлен продольный разрез подсобранного двигателя при приработке деталей ЦПГ ДВС; на фиг.2— характерные для всех гильз цилиндров микропрофили зеркал s зоне ВМТ поршней (профилограмма 1) и на участке. соответствующем середине хода поршней (профилограмма 2), Способ реализован на специальном стенде для приработки деталей основных соединений дизелей типа СУД, состоящим из механизма привода коленчатого вала во вращении, насосной установки, источника тока и элементов технологической оснастки.

Двигатель подают на стенд в подсобранном состоянии (в постели блок-картера уложен коленчатый вал, установлены гильзы цилиндров и детали шатунно-поршневой группы), Вначале подсобранный двигатель готовят к приработке. На шпильки крепления клапанной головки устанавливают пластину 1 (фиг.2), которая предотвращает разбрызгивание электролита из надпоршневого пространства. На плоскость, предназначенную для установки центробежного масляного фильтра, устанавливают устройство 2 подачи электролита в масляную магистраль блок-картера. С торцов блока цилиндров вместо картера маховика и крышки шесте"0 рен газораспределения, устанавливают пластины 3, 4, герметизирующие каналы центральной масляной магистрали блока. К этим торцовым пластинам через штепсельные разъемы 5 и 6 подключают источник

15 тока, Дальше механизм привода стенда подключают к коленчатому валу 7, а в надпоршневое пространство гильз цилиндров заливают электролит в количестве 100-150 мл на один цилиндр, Состав электролита;

20 смесь 1/5 объемной части, 20% водного раствора хлористого натрия и 4/5 частей глицерина, После подготовки производят приработку деталей ЦПГ. B центральную масляную магистраль блока цилиндров подают электролит под давлением 0,1 — 0,3 МПа, устанавливают ток силой 600А при напряжении 2,7-3,0 В и приводят во вращение коленчатый вал с частотой 150 мин. Процесс

30 ведут в течение 180 с, после чего системы привода, подачи тока и электролита отключают от двигателя, снимают технологическую оснастку и передают двигатель на сборку в соответствии с типовым технологи35 ческим процессом. Как показывают последующие измерения шероховатости поверхности зеркала гильз цилиндров, в зоне ВМТ колец образуется пористость рельефа. а на участках, соответствующих

40 середине хода кольца, — плосковершинность микрорельефа. Маслоемкость пористого микрорельефа составляет в среднем

0,015 мм /см, при относительной опорной э длине профиля 1р 20% = 54,1%, а плосковер45 шинного рельефа (в средней зоне) соответ ственно 0,003 мм см и tp 20% = 72,5%, Средний приработочный износ комплекта поршневых колец по массе составляет 46,3 мг., что в 1,4 раза меньше, чем по известному

50 способу (табл,2). Затраты времени на подключение и отключение тока составляют

10с, тогда как при известном способе не менее 200 с, Таким образом, использование способа

55 приработки (доводки) деталей цйлиндропоршневой группы ДВС обеспечивают в сравнении с существующими способами следующие преимущества:

1, Последовательное прохождение тока через прирабатываемые группы позволяет

1811449 усилить в наиболее ответственной зоне гильз цилиндров электрохимическую составляющую процесса, чем достичь микрорельефов с большей маслоемкостью .и приспосабливаемостью, 2, При подключении тока через технологические пластины отпадает необходимость изготовления сложных и материалоемких устройств подачи тока, сокращается время присоединения токоподводов, упрощается конструкция стенда.

3. В связи с тем, что при большем числе прерывистости факторов электрохимическая составляющая процесса воздействует в режиме авторегуляции, уменьшается приработочный износ поршневых колец.

Таблица 1

Сопоставительный анализ

Аналог II (протот ип) Аналог I

Отличительный признак

Техническое решение не являюееся аналогом

Изобретение

Гильза цилиндра

Совместная электрохимико-механическая доводка ЦПГ двигателей

Переменный ток

Электролит подается в зону трения поливом

Способ приработки (доводки деталей ЦПГ

ДВС) Способ чистовой обработки спаренных деталей, работающих в зацеплении

Переменный ток

Ванна с электролитом, в том числе содержащем графит и другие примеси

Ток пропускается между двумя деталями или подается на противоположные электроды

1. Переменный ток

2. Электролит подается в зону трения поливом

Нет

Нет

3. Ток подается к противоположным торцовым сторонам блока цилиндров

Есть

Ток подается на блок цилиндров и на шатуны или поршни

Есть

Ток подключается посредством шпилек крепления фильтра ГОТ и с помощью захватов на нижние головки шатунов

Зеркало гильз цилиндров при-. обретает плосковершинный микрорельеф

В зоне BMT гильза цилиндра имеет минимальную глубину впадин и максимальную в средней зоне колец

Есть

На поверхностях протекает гальванопроцесс или механическое давление примесей

4. Ток подключается к торцовым пластинам, предназначенным для герметизации каналов мас..ляной магистрали

5. Зеркало гильз цилиндров в зоне ВМТ колец имеет большую маслоем кость, чем в средней зоне хода колец по истость

Формула изобретения

1. Способ электрохимико-механической приработки деталей цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания, 5 при котором прирабатываемым деталям придают относительное перемещение и подключают к ним источник переменного электрического тока, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат и повы10 шения эффективности приработки, источник тока подключают к противоположным сторонам блока цилиндров в общей плоскости осей цилиндров.

2. Способ поп1,отлича ющийся

15 тем, что источник тока подключают через технологические пластины, предназначенные для герметизации каналов центральной масляной магистрали блока цилиндров.

1811449

Таблица 2

Составитель В. Алексеев

Редактор Т, Куркова Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор С. Лисина

Заказ 1458 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101