Заклепка для ремонта соединений

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: машиностроение, судостроение , авиастроение для соединения деталей , имеющих овальные отверстия. Сущность изобретения: в процессе эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей отверстия деталей, соединенные между собой заклепками, имеют увеличенный зазор, что приводит к выработке отверстий и выпаданию заклепок. С целью повышения качества ремонта овальных отверстий радиусы заклепки по осям смещены относительно осей симметрии исходного профиля заклепки на величину выработки, определяемую по выражению/ей И -1, где Н - наибольшее расстояние от центра оси заклепочного отверстия с учетом его выработки; I - расстояние от центра оси исходного заклепочного отверстия соединения. При этом радиусы наружных боковых поверхностей стержня, закладной головки и компенсатора соответствуют радиусам упомянутых поверхностей исходной заклепки. Заклепка обеспечивает получение заданного натяга по всем поверхностям отверстия соединяемых деталей и заклепки при различной по величине и направлению выработке отверстия . 4.ил. у Ј

* « %, с .,ф .-4 г

С .К>Э СОВРтСКИХ

СОЦИЛПИСП ПЕСКИХ

Г ГпуВпик (s>)s F 16 В 19/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4905791/27 (22) 20,12.90 (46) 30,04.93, Бюл. ¹ 16 (71) Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей и Казанское моторостроительное производственное обьединение (72) В.П,Карасев, Н,Л.Макаровский, В.И,Горинов, А.И,Исмагилов, Т,Ф.Бикбов, Л.И.Краснова и С.В,Карасев . (56) 1. Авторское свидетельство СССР

¹- 409016, кл. F 16 В 19/06, 1972, 2. Авторское свидетельство СССР

N 678200, кл, F 16 В 19/06, 1979. (54) ЗАКЛЕПКА ДЛЯ РЕМОНТА СОЕДИНЕНИЙ (57) Использование; машиностроение, судостроение, авиастроение для соединения деталей, имеющих овальные отверстия, Сущность изобретения: в процессе эксплуатации авиационных газотурбинных двигаИзобретение относится к машинос роению и может быть использовано в судостроении. авиастроении, энергостроении и т.п. для соединения деталей, Цель изобретения — повышение качест0 ва ремонта путем обеспечения заданного натяга по всем поверхностям отверстия соединяемых деталей и заклепки при различной по величине и направлению выработке отверстия.

На фиг. 1 изображено заклепочное соединение выполненн . flo предлагаемому

„„, ЦÄÄ 1812351 Al. телей отверстия деталей, соединенные между собой заклепками, имеют увеличенный зазор. что приводит к выработке отверстий и выпаданию заклепок. С целью повышения качества ремонта овальных отверстий радиусы заклепки по осям смещены относительно осей симметрии исходного профиля заклепки на величину выработки, определяемую по выражениюр= )1- I, где I > — наибольшее расстояние от центра оси заклепочного отверстия с учетом его выработки; I — расстояние от центра оси исходного заклепочного отверстия соединения. При этом радиусы наружных боковых поверхностей стержня, закладной головки и компенсатора соответствуют радиусам упомянутых поверхностей исходной заклепки. Заклепка обеспечивает получение заданного натяга по всем поверхностям отверстия соединяемых деталей и заклепки при различной по величине и направлению выработке отверстия. 4.ил. техническому решению; на фиг, 2 — вид заклепки сверху при односторонней выработке по большой оси; на фиг. 3 — вид заклепки сверху при рзностороенней выработке по осям симметрии; на фиг. 4 — вид круглой заклепки сверху при одностороенней выработке.

Примеры конкретного выполнения заклепки и ремонта овального соединения.

Заклепка для ремонта соединений изготовлена с учетом величины и направления выработки, определенной по вкраплению

1812351

p = I> - I, где I> — наибольшее расстояние от центра оси заклепочного отверстия с учетом выработки, I — расстояние от центра оси исходного заклепочного отверстия, Например, при замере получили I> = 6 мм, I = 5 мм.

Определили выработку по выраженияр= I1— I = 6-5= 1 мм(фиг. 2 — 4).

Изготовили заклепку 1 фиг. 1 (например, методом высадки в штампе) в которой сместили оси в сторону выработки заклепочного соединения деталей 2, 3 фиг, 1 на величину выработки, т.е. на 1 мм, а наружные поверхности стержня закладной головки и компенсатора выполняли радиусами равными радиусам исходного овала.

При серийном ремонте двигателей используют заклепки ранее изготовленные и разбитые по группам с учетом величины выработки, количества выработок и расположения их по направлениям.

На заклепке нанесен шифр: N детРъ, где Р— ремонтная, а — кол-во выработок, n— макс. величина выработки, Например, 011970Р2.3 или 011970Р1.р. Поэтому после определения величины выработки и их количества подбирают заклепку по шифру, Ремонт овальных соединений предлагаемой заклепки осуществляется в следующей технологической последовательности: двигатель после выработки установленного (гарантийного, межремонтного) ресурса или при выявлении дефекта снимают с планера и направляют на ремонт в АРП, где его разбирают, промывают и детали {узлы) направляют на дефекта цию; дефектируют заклепочные соединения по инструкции действующей на предприятии. В случае выявления дефектов недопустимых к дальнейшей эксплуатации (например, образование зазора между поверхностями заклепочного отверстия и заклепкой, что определяется ее качкой, или ее выпадание), заклепка удаляется высверливанием (фиг. 1): контроль поверхностей заклепочного соединения методом ЛОМ-А или цветной дефектоскопией в зависимости от материала и технологии получения соединяемых деталей на и редмет получения дефектов (растрескивания, наклепа и т.д.); ремонт поверхностей заклепочного отверстия производят по действующей технологии ремонта с устранениФормула изобретения

Заклепка для ремонта соединений. со30 держащая овальные стержень и закладную головку с компенсатором, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения качества ремонта путем обеспечения заданного натяга по всем поверхностям отверстия соеди35 няемых деталей и заклепки при различной по величине и направлению выработке отверстия, боковая поверхность заклепки эквидистантна поверхностям выработанного отверстия, при этом радиусы заклепки по

40 осям смещены относительно осей симметрии исходного профиля заклепки на величину выработки эаклепочного отверстия соединения, определяемую из соотношения . p= I> - I, где I> — наибольшее расстояние от

45 центра оси эаклепочного отверстия с учетом его выработки, I расстояние от центра оси исходного заклепочного отверстия соединения, а радиусы наружных боковых поверхностей стержня, закладной головки и компенсатора соответствуют радиусам упомянутых поверхностей исходной заклепки, 5

20 ем выпучивания материала (при необходимости); подобранную {изготовленную) -заклепку устанавливают в некруглое

{овальное) отверстие соединяемых деталей

2 и 3 фиг. 1 и независимо от исполнителя, благодаря разницы осей валов. ориентируется в направлении наибольшей оси овала отверстия. Таким образом между поверхностями отверстия и стержнем заклепки устанавливается практически равномерный технологической зазор по всему периметру.

По приложении усилия к торцам заклепки стержень 1, закладная головка 4 и компенсатор 5, деформируются заполняя технологический зазор и раздавая стенки отверстия, при этом овальность компенсатора обеспечивает наибольшую деформацию в направлении наибольшей оси овала отверстия.

Внедрение овальных заклепок для ремонта соединений, имеющих различную по величине и направлениям выработку на заводах отрасли и авиационных ремонтных предприятий позволит повысить качество ремонта и сократить отбраковку дорогостоящих деталей и узлов.

1812351

Составитель В.Карасев

Техред М,Моргентал Корректор М.Куль

Редактор Л,Народная

Производственно издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1566 Тираж Подписное

ВНИИП Г

НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5