Зрительная с переменным увеличением труба для самолетов

Иллюстрации

Зрительная с переменным увеличением труба для самолетов (патент 1813)
Зрительная с переменным увеличением труба для самолетов (патент 1813)
Зрительная с переменным увеличением труба для самолетов (патент 1813)
Зрительная с переменным увеличением труба для самолетов (патент 1813)
Показать все

Реферат

 

Класс 42-h № 1813

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ зрительной с переменным увеличением трубы для самолетов.

К патенту А. Е. Ильтонова и Л. Г. Титова, заявленному 9 июля

1924 г. (заяв. свил. № 78580).

0 выдаче патента опубликовано 30 октября 1920 r. Действие патента распространяется на 15 лет от 15 сентября 1924 г.

Предлагаемая зрительная труба для самолетов предназначается, главным образом, для военных самолетов и имеет целью получить: удобство пользования вне зависимости от силы воздушной струи, дрожания самолета и проч.; увеличение, позволяющее различать подробности на значительных высотах и допускающее полную детализацию на высотах средних и предельных, как, напр., пронизывать глазом лес, определяя его занятость или отсутствие таковой; перемену увеличения, позволяющую, с одной стороны, фиксировать наблюдение на деталях и воспринимать их визуально и с другой — вести более или менее общее наблюдение (с большим полем зрения) для целей быстрой и правильной ориентировки в полете; удобство использования системы на аппарате, не мешающем пользованию оружием; поворотные и измерительные механизмы, обеспечивающие как ширину пределов наблюдений, так и специальные случаи, встречающиеся в авиации.

На фиг. 1 и 2 изображены виды сбоку и спереди, на фиг. 3 — видсверхупо RS и на фиг. 4 — вид сверху по CD.

Принимая во внимание, что при

15-кратном увеличении наблюдательного инструмента с высоты 8000 метров наблюдение эквивалентно 530 метрам при невооруженном глазе, можно принять, что выше этого увеличения итти нет надобности, особенно потому, что при

15-кратном увеличении современный оптический инструмент (зрительная труба) допускает поле зрения немногим более чем 3 5 При высоте 8000 метров инструментом будет захвачена при этом площадь земли в 198000 кв. метров.

Чтобы захватить такую же площадь при высоте в 600 метров, надо дать инструменту угол зрения приблизительно 25, чему соответствует двухкратное увеличение. Для промежуточных высот подъема потребовались бы и промежуточные увеличения. Это убеждает в необходимости иметь непрерывно переменное увеличение у инструмента. В таком случае летчик-наблюдатель будет почти независим от высоты своего подъема в смысле возможности детального наблюдения.

В предлагаемой трубе большой диапазон увеличений достигается следующим путем: первая фаза непрерывно изменяемого увеличения от 2 до 6 или (по желанию) от 1,5-кратных до 5-кратных производится путем внутреннего движения оптической системы, производимого простым вращением кольца А трубы, на котором также помечены цифры применяемого увеличения через каждую единицу, напр., 2, 3, 4, 5, б, устанавливающиеся при вращении кольца против индекса оправы трубы.

Когда необходима следующая фаза увеличений, поворачивается в сторону окуляр поворотами револьверного диска В.

Ставший на его место другой окуляр дает всю вторую фазу увеличений от

5-кратных до 15-кратных (по желанию), от 6-кратных до 18-кратных. Увеличения прочитываются на том же кольце против того же индекса на второй (верхней) группе цифр. Эти цифры (5, 7, 12, 15) окрашены в красный цвет и соответствующий им окуляр имеет красную метку, как первая группа цифр

- имеет белый цвет и окуляр отмечен белым. Возможно употребление трубы и без револьверного приспособления (с одним окуляром). Несмотря на широкие пределы и быстроту смены увеличений необходимо еще приспособление, позволяющее удерживать предметы в поле зрения во все время полета. С этой целью труба снабжена зеркальным отражательным механизмом С, помощью которого можно трубу навести на предметы, не сдвигая с места самой трубы, почти с бесконечно большого расстояния до предмета, и держать его в поле зрения, уйдя от него также почти на бесконечно большое расстояние. Происходит это благодаря тому, что зеркальный механизм, связанный с призмою особой формы с углом 30, помещенной на нижнем конце трубы, поворачивает лучи, вступающие в трубу, до 90 .

Труба при этом остается неподвижной, а наблюдатель вращает только диск, находящийся в верхней части трубы, в том месте, где находятся руки наблюдателя. Диск при помощи сцепления шестерен поворачивает штангу, идущую вдоль трубы, а последняя при помощи червячного сцепления поворачивает нижнее зеркало в ту и другую сторону от вертикали. Угол поворота лучей (оси визирования) прочитывается на том же диске. Зеркало укреплено в нижней части трубы перед объективной призмой (с углом 30 ) и закрыто с трех сторон кожухом, а с четвертой стороны накатывается на ролики 7, 8, 9 шторой б, управляемой вращением рычага, идущего параллельно трубе. В то же время вся труба может поворачиваться вокруг своей вертикальной оси на любой угол, прочитываемый на нижнем диске Q c градусными делениями и, таким образом, визирование идет в любой вертикальной плоскости, т.-е. в любом направлении полного полушарового пространства, окружающего самолет. Движение вокруг вертикальной оси производится при помощи штурвала М. Труба, поворачиваясь, двигает связанную с ней стрелку с двумя шарнирами, идущую по нижнему диску.

Особое устройство стрелки вызывается тем, что труба не всегда остается в одном направлении. Если самолет имеет крен или вообще направляется не по горизонтальной линии, трубу все-таки можно расположить вертикально. Это достигается отклонением ее в любом направлении, которое и принимает она, оставаясь в том положении, в которое ее поставили. Достигается это при помощи шарового гнезда Н, устроенного в месте закрепления его к гондоле самолета. Для установки в вертикальное положение пользуются маятником О, качающимся вдоль шкалы 10. Этот маятник устанавливается на 0 шкалы, когда труба стоит строго вертикально, а в противном случае показывает на шкале угол отклонения трубы от вертикали. Маятник снабжен демпфером, гасящим его колебания и состоящим из ролика 11, катающегося по бархату, и потому устанавливается в вертикальное положение без колебаний, Стрелка трубы, показывающая градусный отчет на нижнем диске, остается всегда в его плоскости, какое бы положение не занимала труба относительно вертикали, что достигается особым устройством этой стрелки. Все движения трубы сводятся к вращению штурвала и рядом расположенного горизонтального диска, а также качаний вокруг шарового гнезда (для придания вертикального положения). Быстрота наводки облегчается еще визирной стрелкой, действующей от шестерни диска и дающей приблизительное направление на предмет, приводящее диски в приблизительное правильное положение. Точное их положение получится как только предмет попадает на центр креста, находящегося в поле зрения инструмента.

Градусные деления на дисках позволяют пользоваться трубой, как измерительным инструментом, для разных целей авиации. К числу таковых относятся: определение абсолютной скорости самолета (относительно земли); определение относительно компасного курса и угла сноса; определение периодов щелкания при фотографировании косвенно скорости ветра по величине и направлению.

Определение абсолютной скорости производится следующим образом: рядом с диском P расположен секундомер; по диску перемещаются два бегуна 2, соединенные с рычагами особой формы.

Эти бегуны можно закрепить на диске под строго определенным углом, в данном случае под углом 45 . Поставив трубу в вертикальное положение при помощи маятника, наводят трубу при помощи зеркального механизма на какойлибо предмет на земле так, чтобы он попал в центр крестовины трубы, и приводят трубу вращением штурвала в плоскость движения самолета. Вокруг нижнего диска А расположено поворотное кольцо с компасными делениями для установки точного компасного направления. Когда труба при помощи штурвала приведена в вертикальную плоскость движения, что узнается по движению земных предметов в поле зрения трубы (предметы движутся вдоль линии крестовины), то зеркальный механизм при повороте верхнего диска будет действовать в вертикальной плоскости движения, и на диске будут отсчитываться изменения угла визирования на предмет, зависящий от перемещения самолета. Наблюдатель при этом не смотрит на диск, а только наблюдает, чтобы выбранный какойнибудь предмет оставался в центре крестовины, для чего руками придется медленно поворачивать диск P. В некоторый момент рычаг бегуна сам замкнет и пустит секундомер 4, установленный на кронштейне 3, а когда угол изменится на 45, второй бегун остановит секундомер. Расстояние, пройденное при этом самолетом относительно земли, точно равняется высоте самолета, взятого с альтиметра. Деление его на время, отсчитанное на секундомере, дает абсолютную скорость самолета, а отсчет нижнего диска †уг направления скорости по отношению к собственной скорости самолета, так называемой относительной его скорости. Отсчет же относительно компасного кольца дает направление результирующей скорости самолета по компасу. Что касается определения абсолютной скорости, то ее вычислять не приходится, а получается она механически счетчиком, устроенным на трубе. Этот счетчик состоит из двух манжет, вращаемых вокруг трубы по кольцевой шкале трубы. На первом манжете нанесены времена секундомера через каждую секунду; на шкале прочитывают скорость в метросекундах и километрочасах. Счетчик построен на принципе логарифмической линейки. Для определения же периодов щелкания фотографического затвора поступают следующим образом: устанавливают бегуны на градусном диске под углом, соответствующим перекрытию пластинки фотографического аппарата. При данном фокусном расстоянии объектива камеры этот угол постоянен и известен из обычной таблицы. Установив бегуны, действуют так же, как и при определении скорости, т.-е. определяют показанием секундомера и устанавливают его на втором секундомере, находящемся у камеры.

Пуская стрелку последнего секундомера, производят съемки в нужные моменты.

Как указано было выше, нижний диск дает направление скорости самолета, а компасное кольцо †компасн курс.

При помощи последнего и определяется угол сноса и поправка к взятому курсу движения.

ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.

1. Зрительная с переменным увеличением труба для самолетов, характеризующаяся применением: а) перед объемтивом — заключенных в общий кожух— призмы с преломляющим углом в 30 и поворотного зеркала С, управляемого при помощи червячной и зубчатой передач вращением снабженного делениями диска P в верхней части прибора, и б) градусного диска Q, служащего для отсчета угла поворота трубы вокруг своей оси при посредстве штурвала М.

2. В указанной в п. 1 зрительной трубе снабжение диска P переставными бегунами 2, при вращении диска нажимающими на пусковое и стопорное приспособление установленного на кронштейне 8 секундомера 4.

3. При указанной в п.п. 1 и 3 зрительной трубе применение револьверного диска В с двумя системами окуляров для различных увеличений.

4. При указанной в п.п. 1 — 3 зрительной трубе снабжение объективного ящика накатывающейся на ролики 7, 8, 9 шторой б, управляемой вращением рычага, идущего параллельно трубе.

5. При указанной в п.п. 1 — 4 зрительной трубе применение маятника О, качающегося вдоль школы 10 и снабженного успокоителем в виде ролика 11, катящегося по бархатной поверхности.

Типо-иитографня «Красный Печатнин», Ленинград, международный, 75. и . патенту Л.Е.ИЛЬ ТОЕВА и ГЛ ТИТОВА УИйЗ

Фиг. 3.

Типо-Литография „Красный Печатник". Ленинград, Международный пр., 75.