Способ строительства подземного сооружения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: при строительстве подземных сооружений большого поперечного сечения новоавстрийским способом в скальных и полускальных породах. В способе строительства подземного сооружения формирование контура выломки сооружения по всему периметру его поперечного сечения осуществляют до проходки нижнего уступа выработки. При разработке щели предварительного откола по контуру обратного свода проходку шпуров для размещения и взрывания в них зарядов осуществляют поперек выработки из боковых пилот-штолен по контуру обратного свода . 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
СОЮЗ СОВЕ TC. ÊÈÕ
СОЦИА ЛИС ТИЧЕ СКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 E 02 D 29/00, 29/04
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 4897112/33 (22) 28.12.90 (46) 30,04,93. Бюл. ¹ 16 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро Главтоннельметростроя (72) Б,В.Виттенберг и В.Н,Стадухин (73) Управление строите lbcTBa "Свердлове кметрострой" (56) 1. Волков В.П. и др. Тоннели и метрополитены. M.: Транспорт, 1975, с, 505-506.
2. Proceedings of the international
Congress on Progress and Innovation in
Tunneling, September,9 — 14, 1989, Toronto
Canade Volume l, с. 273-280, фиг,бе, Изобретение относится к области подземного строительства, а именно к строительству подземных сооружений большого поперечного сечения новоавстрийским способом в скальных и полускальных породах.
Целью изобретения является улучшение условий безопасности ведения работ и оптимизация технико-экономических показателей.
На фиг.1 изображено возводимое под- . земное сооружение, его продольный разрез; на фиг.2 — строительство подземного сооружения на стадии проходки боковых пилот-штолен; на фиг,3 — строительство подземного сооружения на стадии проходки калоттной прорези; на фиг.4 — производство подземного сооружения на стадии проходки из боковых пилот-штолен шпуров для образования щели предварительного..SN,, 1813141 АЗ (54) СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ (57) Использование; при строительстве подземных сооружений большого поперечного сечения новоавстрийским способом в скальных и полускальных породах. В способе строительства подземного сооружения формирование контура выломки сооружения по всему периметру его поперечного сечения осуществляют до проходки нижнего уступа выработки. При разработке щели предварительного откола по контуру обратного свода проходку шпуров для размещения и взрывания в них зарядов осуществляют поперек выработки из боковых пилот-штолен по контуру обратного свода. 2 з, и, ф-л ы, 5 ил. откола; на фиг.5 — строительство подземного сооружения на стадии после образования щели предварительного откола до начала работ по разработке нижнего уступа.
Согласно данному способу строительства подземного сооружения рабочий цикл содержит следующую последовательность операций, Строительство подземного сооружения
1, ограниченного в породном массиве 2 контуром выломки по своду 3, стенам 4 и подошве 5, осуществляется постадийно.
Первоочередно на уровне контура подошвы 5 проходят боковые продольные пилотштольни 6 с оформлением контура выломки по стенам 4 методом предварительного щелеобразования с креплением временной крепыш 7 по контуру стен 4 в пределах выломки штолен 6. Далее проходят калоттную
1813141 прорезь 8 с оформлением контура выломки свода 3 также методом предваригельного щелеобразования с последующим закреплением временной крепыш 7.
По мере оформления и закрепления временной крепыш 7 контура выломки по своду 3 и стенам 4 на участках контура 3 и 4 устанавливают в заданном порядке измерительные приборы 9 и по их показаниям осуществляют наблюдения за поведением приконтурной зоны породного массива 2 и временной крепыш 7 на период проходки пилот-штолен 6, а затем на период проходки калоттной прорези 8. По результатам анализа данных измерений вносят корректировку параметров технологии проходки и конструкций крепей.
Вслед за проходкой калоттной прорези
8 из пространства пилот-штолен 6 проходят в поперечном направлении относительно продольной оси сооружения 1 параллельные шпуры 10, не разрабатывая при этом нижний уступ 11 выработки. Проходку указанных шпуров 10 осуществляют таким образом, чтобы плоскости расположения этих шпуров были максимально близки к контуру подошвы (обратного свода) 5 сооружения t, В. шпурах 10 размещают заряды 12 и взрыванием этих зарядов оформляют близко к контуру выломки.обратного свода 5 щель предварительного откола 13 с опережением этой щелью забоя 14 нижнего усту.па 11. Длину заходки разработки щели . предварительного откола 13 и величин у опережения этой щелью забоя 14 нижнего уступа 11 регулируют в процессе работ, исходя из анализа поведения временной крепи и приконтурной зоны породного массива 2, а
" также из удобства производства работ. По мере образования щели предварительного откола 13 достигается замыкание контура выламки по всему периметру поперечного сечения сооружения 1.
Таким образом, формирование контура выломки сооружения по всему периметру
его поперечного сечения осуществляется до проходки нижнего уступа 11. 9 условиях сформированного контура выломки сооружения по всему периметру его поперечного . сечения до проходки нижнего уступа 11 проводят измерения деформаций и подвижек породного масСива в приконтурной зоне и корректировку параметров технологии проходки и конструкций крепей по результатам
, измерений. Проходку нижнего уступа 11 осуществляют с регулйровкой по времени в зависимости от крепости породы после про. ведения указанных ранее операций. После разработки нижнего уступа 11 возводят постоянную обделку 15.
Формула изобретения
1, Способ строительства подземного сооружения, включающий проходку боковых пилот-штолен на уровне подошвы выработки, калоттной прорези и нижнего уступа с осуществлением поэтапного формирования контура выломки сооружения по всему пе-. риметру его поперечного сечения методом образования щели предварительного откола путем бурения контурных шпуров. размещения и взрывания в них зарядов, возведение временной податливой крвйи, измерение деформаций и подвижек пород50
Описанная выше последовательность операций обеспечивает возможность ñîêðàщения и регулирования продолжительности работы системы "временная крепь — пород5 ный массив" в неблагоприятных условиях, связанных с неблагоприятным для устойчивости выработки очертанием выработанного пространства после проходки пилот-штолен и калоттной прорези до близ"0 кого к трубопроводной конфигурации контура вblлîMêè. При этом наблюдение за поведением системы "временная крепь — . породный массив" в усЛовиях контура выломки, оформленного по всему периметру
15 сооружения, анализ результатов таких наблюдений и требуемую корректировку проходческих параметров также начинают осуществлять на более, ранней стадии по сравнению с известным способом, Этим до-
20 стигается улучшение условий безопасности труда и сокращение трудовых и материальных затрат на поддержание выработанного пространства, В отличие от известного способа в пред25 лагаемом способе шпуры по контуру обратного свода проходят не в процессе разработки нижнего уступа, а параллельно с другими работами, чем достигается сокра. щение продолжительности цикла строи30 тельных работ и повышение темпов строительства. Переборы при проходке обратного свода данным способом, связанные с несовпадением плоскости щели предварительного откола с криволинейной поверхно35 стью обратного свода, не превысят, а при коротких (менее 2.0 м) заходках разработки нижнего уступа будут меньше переборов, получаемых при разработке нижнего уступа шпурами, проходимыми в лоб забоя, 40 Из изложенного следует, что перечисленный комплекс мероприятий данного способа обуславливает получение такого
его преимущества, как улучшение условий безопасности ведения работ и оптимизация
45 технико-зкономических показателей.
l H1:l l 11
4(3
al
Ю ного массива в приконтурной зоне вырабо1ки, корректировку по результатам измерений параметров технологии проходки и конструкций крепей и возведение постоянной обделки.отл ича ю щи йся тем,что, с целью улучшения условий безопасности ведения работ и оптимизации технико-экономических показателей, формирование контура выломки сооружения по всему периметру его поперечного сечения осуществляют до проходки нижнего уступа выработки, при этом при разработке щели предварительного откола по контуру обратного свода проходку шпуров для размещения и взрывания в них зарядов осуществляют поперек выработки из боког вых пилот-штолен по контуруобратногосво да.
2. Способ по ll 1, отличающийся тем, что проведение измерений деформа5 ций и подвижек породного массива в приконтурной зоне и корректировку параметров технологии проходки и конструкций крепей по результатам измерений осуществляют в условиях сформированйого
10 контура выломки сооружения йо всему периметру его-:поперечного сечения до проходки нижнего уступа выработки, 3. Способ по пп.1 и 2, о тли ч а ющийс я тем, что проходку нижнего уступа выра15 ботки осуществляют с регулировкой по времени в зависимости от крепости породы, 1813141
B-.В
Ю /Я
Составитель С.Безымянская
Техред M,Moðãåíòàë Корректор Н Кешеля
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1592 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5