Способ установки хвостовика обсадной колонны в скважине
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: при креплении скважин. Обеспечивает повышение эффективности способа за счет упрощения технологии, снижения материальных затрат и ускорения процесса строительства скважины. Сущность способа: перед спуском хвостовика в скважину по меньшей мере одну из его труб в верхней части обсадной колонны профилируют . При этом образуют на ней по меньшей мере две диаметрально противоположные продольные гофры и цилиндрические концы с присоединительными резьбами. Затем осуществляют спуск хвостовика в скважину. При этом устанавливают его верхнюю часть в нижнем конце предыдущей обсадной колонны . Затем осуществляют промывку скважины . После спуска хвостовика и промывки скважины создают избыточное давление в полости хвостовка. При этом выправляют спрофилированную трубу до плотного прижатия ее стенок к стенкам нижнего конца предыдущей обсадной колонны. 2 ил. Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (и)ю Е 21 В 43/10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ а;,,„,„," ецу
К ПАТЕНТУ ---"" "-« Ю
2 (21) 5000892/03 (22) 12.07.91 (4б) 30.И.93. Бюл. М1б (71) Татарский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (72) Г.С.Абдрахманов, P.Х,Ибатуллин, 8Л.,Жжонов, И.ГЛОсупов, Н.Х.Хамитьянов и
А.Г.Зайнуллин (73) Татарский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (56) Булатов А.И. Справочник по креплению нефтяных и газовых скважин. M,: Недра, 1981, с.137-146.
Там же, с.142. (54) СПОСОБ УСТАНОВКИ ХВОСТОВИКА
ОБСАДНОЙ. КОЛОННЫ В СКВАЖИНЕ . ф7) Использование: при креплении скважин.
Обеспечивает повышение эффективности споИзобретение относится к горной промыц ленности и может быть применено при спуске и установке хвостовиков обсадных колонн s скважинах.
Цель изобретения — упрощение технологии установки хвостовиков, снижение материальных затрат и ускорение процесса строительства скважин.
На фиг.1 показана схема компоновки оборудования для осуществления способа установки хвастовика; на фиг.2 — схема осуществления способа.
Способ осуществляют в следующей последовательности.
В,соответствии с весом хвостовика 1 (фиг,1) расчетным путем определяют необходимую длину профильных труб 2, на кото,, Я2,„1813171 АЗ соба за счет упрощения технологии, снижения материальных затрат и ускорения процесса строительства скважины. Сущность способа: перед спуском хвостовика в скважину по меньшей мере одну из его труб в верхней части обсадной колонны профилируют. При этом образуют на ней по меньшей мере две диаметрально противоположные продольные гофры и цилиндрические концы с присоединительными резьбами. Затем осуществляют спуск хвостовика в скважину.
При этом устанавливают его верхнюю часть в нижнем конце предыдущей обсадной колонны. Затем осуществляют промывку скважины. После спуска хвостовика и промывки скважины создают избыточное давление в полости хвостовка. При этом выправляют спрофилированную трубу до плотного прижатия ее стенок к стенкам нижнего конца предыдущей обсадной колонны. 2 ил. рых будут осуществлять его подвеску. Затем эти трубы профилируют известным способом с образованием по меньшей мере двух продольных гофр (вмятин) 3, расположенных на трубе диаметрально противоположно относительно друг друга, и цилиндрических концов 4 с присоединительными резьбами 5, При этом всю трубу осаживают с тем, чтобы диаметр описанной окружности вокруг профильной части был равен наружному диаметру ее цилиндрических концов. Это обеспечивает нормальный спуск профильных труб внутрь ранее установленной обсадной колонны 6.
В случае выполнения только одной гофры или расположения их — на каком-то одном участке поверхности трубы 2, спуск и
1813171 выпрямление профильных труб при их установке в скважине будут затруднены, и не будет обеспечена герметичность между ними и с енкой обсадной колонны 6, поскольку в этих случаях существенная разница в радиальных перемещениях выпуклых и вогнутых участков труб при выправлении их в скважине не даст возможности полному раскрытию профиля.
Наружную поверхность профильных труб 2 покрывают герметиком и присоединяют их к верхнему концу хвостовика 1, а к нижнему его концу присоединяют башмак 7 с седлом 8 под шаровой клапан 9 и ограничителем 10 обратного его подъема. Перед "5 спуском хвостовика 1 в скважину интервал обсадной колонны 6, в котором должны быть установлены профильные трубы 2, калибруют расширителем. После спуска компоновки а заданный интервал скважины на 20 колонне бурильных труб 11 с развальцевателем 12, скважину промывают. затем сбрасывают шар 9 и закачкой промывочной жидкости а полости хвостовика 1 и профильных труб 2 создают в них давление. необхо- 25 димое для опрессовки всей компоноаки, под действием которого профиль труб 2 выправляется и они плотно прижимаются к стенкам предыдущей обсадной колонны 6 (фиг.2). Натяжением инструмента с превы- З0 шением его веса на 200 кН и посадкой инструмента проверяют устойчивость подвески их осевое смещение, Затем вращением колонны бурильных труб 11 развальцевателем
21 развальцовывают профильные трубы 2 с ЗБ одновременной промывкой. После разаальцовки профильных труб 2 обсадную колонну
6 вместе с хаостовиком 1 опрессоаывают на внутреннее давление. В случае отсутствия герметичности подвески разаальцовывание 4о повторяют, По окончании работ, связанных с установкой хвостовика, колонну бурильных труб
11 с развальцевателем 12 поднимают, присоединяютдолото, разбуривают башмак 7 с 45 шаровым клапаном 9 и продолжают бурение скважины.
Предлагаемый способ установки хвостозиков можно осуществить и в стволе необсаженной скважины, а также, при наличии 50 зон поглощения промывочной жидкости, поскольку влияние этих зон на процесс установки хвостовика при осуществлении предлагаемой технологии исключается. Работы в этих случаях выполняют в той же после- 55 дозательности, При необходимости цементирования хвостовика эту операцию можно осуществить сразу же после промывки скважины, до выпрямления профильных труб 2, путем закачки тампонажного раствора в полость труб и продавлиаания его промывочной жидкостью через башмак 7, перед которой сбрасывают шар 9. При этом после продавки тампонажного раствора за хвостовик 1, шар
9, проходя через ограничитель его обратного подъема 10, садится в седло 8. В результате закрытия шарового клапана 9, в полости хвостовика 1 создается давление, под действием которого выправляется профиль трубы 2 с одновременной опрессовкой хвостовика 1.
Затем проверяют устойчивость подвески на осевое смещение, как описано выше, и вращением бурильной колонны 11 с одновременной промывкой профильные трубы 2 привальцовывают к стенкам обсадной колонны 6. При этом одновременно вымывается и тампонажный раствор, оказывающийся выше хвостовика 1. далее инструмент поднимают, и после ОЗЦ обсадную колонну 6 вместе с хвостовиком 1 опрессоаывают, разбуривают башмак 7с шаровым клапаном 9 и продолжают бурение скважины.
Технико-экономическая эффективность способа заключается а упрощении технологии установки хаостовиков обсадных колонн и снижении материальных затрат за счет исключения конструктивно-сложных разъединителей и подвесных устройств, применяемых при установке хвостовикоа, а также цементироаания их, которому сопутствуют частые аварии, и затрат времени на
ОЗЦ. Все это позволяет ускорить процесс строительства скважин до 20 и повысить надежность подвески хвостоаиков. Кроме того, предлагаемый способ позволяет расширить область его применения, т.к. он может быть использован как в обсаженном, так и B необсаженном стволе скважины, как с цементированием, так и без цементирования хвостовика и независимо от наличия зон поглощения промывочной жидкости. Применение способа позволяет также значительно уменьшить потери внутреннего диаметра скважины.
Формула изобретения
Способ установки хвостовика обсадной колонны в скважине, включающий спуск хаостоаика в скважину, установку его верхней части в нижнем конце предыдущей обсадной колонны и промывку скважины, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности способа за счет упрощения технологии, снижения материальных затрат и ускорения процесса строительства скважины, перед спуском хвостовика в скважину по меньшей мере одну из его труб в верхней части обсадной
LO
Составитель Г. Абдрахманов
Техред М.Моргентал Корректор А. Козориз
Редактор
Заказ 1593 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Рауиккая наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 колонны профилируют. с образованием на ней по меньшей мере двух диаметрально противоположных продольных гофр и цилиндрических концов с присоединительными резьбами, а после спуска хвостовика и промывки скважины создают избыточное давление в полости хвостовика и выправляют спрофилированную трубу до плотного
5 прижатия ее стенок к стенкам нижнего конца предыдущей обсадной колонны.