Подшипниковый узел электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1, м у J, P

f, "/

К ПАТЕНТУ

t л ( О

l» (21) 4929072/07 (22) 01.03.91 (46) 15.05.93. Бюл. М 18 (72) M.M.ßêîâëåâ, А,M.Îëåéíèêoâ, Т,С.Юргенсон, В.И.Орлов, Ю.П.Повстяной и Н.М.Шайтор (73) М.М,Яковлев (56) Вольдек А.И. Электрические машины.

Л.. Энергия, 1978, с. 358-359.

Авторское свидетельство СССР

М 866655, кл. Н 02 К 5/173, 1980.

Авторское свидетельство СССР

hL 1403243, кл. Н 02 К 5/24, 1986. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Использование изобретения: в электри. ческих машинах. Сущность изобретения. между подшипником (2) и подшипниковым щитом концентрично установлены промежуточная втулка (3) и демпфирующий.. Ж» 1816337 АЗ фильтр(6). Они прикреплены к подшипниковому щиту с возможностью осевого перемещения. При этом демпфирующий фильтр отделен от подшипникового щита и промежуточной втулки в радиальном направлении — телами качения Р и 4), а в осевом направлении — кольцевыми упругими элементами (5 и 9), Соотношение масс демпфирующего фильтра и промежуточной втулки составляет 10-20. Роторные и подшипниковые осевые вибрации передаются и гасятся частично на промежуточной втулке и окончательно на фильтре за счет их массы. При этом вибрация на подшипниковый щит и корпус машины не передается из-за малой силы трения между шариками и сопрягаемыми поверхностями благодаря двойному каскаду демпфирования, Подобная демпфирующая система эффективно снижает осевые вибрации. 1 ил, 1816337

Формула изобретения

Подшипниковый узел электрической

35 машины. содержащий жестко закрепленный на валу подшипник, подшипниковый щит, промежуточную втулку, тела качения и кольцевой упругий элемент, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения эффектив-, 40 ности демпфирования осевых вибраций, между подшипниковым щитом и промежуточной втулкой концентрично им расположен демпфирующий фильтр, в радиальном направлении демпфирующий фильтр отде45 лен от щита и промежуточной втулки телами качения, а в осевом направлении — кольцевыми упругими элементами. при этом фильтр и втулка прикреплены к подшипниковому . щиту с воэможностью осевого

50 перемещения, а соотношение масс демпфирующего фильтра и промежуточной втулки составляет 10-20, Яковлев ентал

Корректор П.Гереши

Заказ 1652 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Изобретение относится к электротехнике, а частности к электрическим машинам.

Цель изобретения — повышение эффективности демпфирования осевых вибраций путем введения демпфирующего фильтра, концентрично расположенного между под- . шипниковым щитом и промежуточной втулкой и отделенного от них в радиальном направлении телами качения, а в осевом направлении — кольцевыми упругими элементами при соотношении массы фильтра и промежуточной втулки 10-20.

Техническая сущность и принцип действия предложенной конструкции . поясняются чертежом, Узел состоит из шарикоподшипника 2, установленного на валу электрической машины 1, На наружную обойму подшипника жестко насажена промежуточная втулка 3, концентрично которой расположен демпфирующий фильтр 6, имеющий два ряда шариков, установленных. в сепараторах.

Наружный ряд шариков 7 разделяет фильтр

6 с подшипниковым щитом 8,. а внутренний

4 — с промежуточной втулкой 3. В осевых направлениях фильтр 6 отделен от подшипникового щита 8 и от втулки 3 упругими элементами 5 и 9, Вращение букс предотвращается болтами 10, Соотношение массы присоединенных виброгасителей (демпфирующего фильтра) и приведенной массы исходной систе.м ы (наружной обоймы подшипника и жестко насаженной на нее промежуточной втулки) составляет 10-20 .

Подшипниковый узел работает следующим образом.

В процессе вращения роторные и подшипниковые осевые вибрации передаются на промежуточную втулку 3 и частично гасятся за счет ее массы, так как втулка 3 плавает в осевом направлении относитель- . но сопрягаемых поверхностей благодаря шариковому ряду 4. Остаточная вибрация передается на фильтр 6 in гасится за счет его массы. При этом вибрация на подшипниковый щит 8 и на корпус машины практически не передается из-за малой силы трения между шариками 7 и сопрягаемой поверхностью щита. Сущность изобретения заключается в следующем.

Поставленная цель- повышение эффективности виброгашения достигается в реСоставитель М.

Редактор Т.Коляда Техред M.Mîðã зультате того, что в прототипе, содержащем подшипниковый щит, подшипник, промежу, точную втулку, тела качения и кольцевой упругий элемент (общие признаки), предусмотрены следующие конструктивные отличия: между подшипниковым щитом и промежуточной втулкой расположен де-. мпфирующий фильтр; в радиальном направлении демпфирующий фильтр отделен от

10 промежуточной втулки и подшипникового щита телами качения, а в осевом — кольцевыми упругими элементами; демпфирующий фильтр прикреплен к подшипниковому щиту с возможностью осевого перемеще15 ния.

Существенный отличительный признак предлагаемой конструкции — наличие новой детали — демпфирующего фильтра. Широко известны динамические виброгасители, ис20 пользуемые в различных областях техники, имеющие другие формы деталей. Данный фильтр отличается от известных конструкций по форме и представляет собой концентричную валу двигателя втулку с массивным фланцем. Такая втулка дает неизвестный ранее эффект — улучшает эффективность гашения осевых вибраций, Преимущество предлагаемого подшипникового узла по сравнению с прототипом —

30 более высокая эффективность гашения осевых вибраций.