Стартовое устройство аэростата
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к воздухоплавательной технике, а именно к стартовым устройствам свободных аэростатов. Целью изобретения является повышение надежности , Стартовое устройство свободного аэростата содержит катушку 1 с намотанным на нее полотном оболочки 2 и тормозным механизмом 3, расположенным в опоре 1 с ограничительным выступом 5, причем опора 4 размещена на платформе б транспортного средства. Аэростатная оболочка 2 соединена верхней своей частью через рукав газонаполнения с системой газообеспечения, а своим нижним узлом 10 соединена стропой 11 с цилиндрической направляющей 12 вертлюга 13. Нижний узел 10 со стропой 11 уложен в открытом винтовом пазу в оси катушки 1.4 ил. У Ј
союз советских социАлистических
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГOCllATEHT CCCP) гушки 1. 4 ил
77
:К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4833584/23 (22) 09.04,90 (46) 23.05.93. Бюл. М.19 (72) В.А Розов, А.M.ÏàUjêîâ, Б.В.Алексеев, И.А.Скоков и Л.А;Кудрявцев (56) Патент CILlA
М 4421286, кл. 244-116, 1983. (54) СТАРТОВОЕ УСТРОЙСТВО АЭРОСТАТА (57) Йзобретение относится к воздухоплава. тельной технике, а именно к стартовым устройствам свободных аэростатов. Целью изобретения является повышение надежно- . сти. Стартовое устройство свободного аэро„, Ы,, 1816709 А1 (я)5 В 64 В 1/44; В 64 F 3/00
2 стата содержит катушку 1 с намотанным на нее полотном оболочки 2 и тормозным механизмом 3, расположенным в опоре 1 с ограничительным выступом 5,. причем опора 4 размещена на платформе 6 транспортного средства. Аэростатная оболочка 2 соединена верхней своей частью через рукав газонаполнения с системой газообеспечения, а своим нижним узлом 10 соединена стропой
11 с цилиндрической направляющей 12 вертлюга 13. Нижйий узел 10 со стропой 11 уложен в открытом винтовом пазу в оси ка- ®
1816709
Изобретение относится к воздухоплаванию и касается, в частности, устройства для запуска свободных аэростатов с подвесным грузом, Целью изобретения является повышение надежности запуска свободного аэростата путем уменьшения динамических нагрузок при отделении аэростата от стартового устройства.
На фиг. 1 представлен общий вид устройства в момент газонаполнения и старта свободного аэростата с подвеской; на фиг, 2 — устройство сверху в начальный период газонаполнения аэростатной оболочки; на фиг, 3 — катушка с аэростатной оболочкой и сквозным пазом, вид сбоку; на фиг. За — то же, вид сверху; на фиг. 4 — вид по стрелке А на фиг. 3 катушки с опорой; на фиг. 4а — в проекции опора со сквозным отверстием и прорезью, где расположен вертлюг со своей цилиндрической направляющей и с шипом, расположенным на свободном конце поворотной мачты.
Стартовое устройство свободного аэростата содержит катушку 1 с намотанным на нее полотном оболочки 2 и тормозным механизмом 3, расположенным в опоре 4 с ограничительным выступом 5, причем опора
4 размещена на платформе 6 транспортного средства 7. Аэростатная оболочка 2 соединена верхней своей частью через рукав газонаполнения 8 с системой газообеспечения 9, а своим нижним узлом
10 соединена стропой 11 с цилиндрической направляющей 12 вертлюга 13, причем нижний узел 10 со стропой 11 уложен в открытом винтовом пазу переходящему в оси катушки 1 соосное отверстие с прорезью 14, через которую свободно проходит и соосно расположена в отверстии оси катушки 1 цилиндрическая направляющая 12 вертлюга
13; при этом отверстие опоры 4 с кронштейном, через которую пропущена оси катушки
1, в верхней ее части так же имеет соосную прорезь 15, ширина которой не меньше ширины прорези 14 оси катушки 1; Направля.ющий шип 16 вертлюга 13 соединен со стропой 17, к свободному концу которой прикреплен полезный груз 18. причем шип
16 расположен в открытом пазу 19 поворотной мачты 20, которая снабжена ограничителем поворота 21 до вертикального положения, а стропа 17 остается натянутой подвешенным полезным грузом 18, так как она в этом случае скользит по желобу 22 выступа 23, установленного в кормовой части платформы 6 транспортного средства 7.
Устройство работает следующим образом, Перед началом газонаполнения аэростатной оболочки 2 подъемным газом, рукав
8 подключается к верхней части оболочки 2 намотанной на катушку 1 таким образом, 5 что нижний узел 10 оболочки 2 вместе со стропой 11 уложены в винтовом пазу катушки 1, а направляющая 12 вертлюга 13 расположена в отверстиях оси катушки 1 и ее опоры 4, предварительно пропущенная че"0 рез прорези 14, 15 оси катушки 1 и ее опоры
4 соответственно. С включением системы газообеспечения 9 оболочка 2 начинает наполняться подъемным газом и поддействием растущей аэростатической подъемной
15 силы начинает раскручивать катушку 1, Для исключения быстрого раскручивания катушки 1 включается механизм подтормаживания 3, который при окончательном газонаполнении оболочки 2 стопорит ка20 тушку 1, после чего рукав 8 перекрывается и отделяется от системы газообеспечения 9, Далее тормозной механизм 3 постепенно растормаживает катушку 1 с оставшейся частью оболочки 2, которая в свою очередь разворачивает катушку 1 до выхода нижнего узла оболочки 2 со стропой 11 из винтового паза катушки 1 и цилиндрической направляющей 12 вертлюга 13 из сквозных прорезей
14, 15 катушки 1 и ее опоры 4 соответствен30 но. Необходимо отметить, что прорезь 14 катушки 1 после полного сматывания оболочки 2 с катушки 1 принимает верхнее положение совмещаясь с открытой прорезью
15 опоры 4, при этом вертлюг 13, располо35 >кенный своей цилиндрической направляющей 12 в прорезях 14, 15 не будет к ним прижиматься или принимать наклонное положения, так как другая направляющая с шипом 16 вертлюга 13 плотно фиксируется
40 в открытом пазу 19 рычага 20. свободный конец которого всей своей массой опирается на ограничительный выступ 5 опоры 4.
Далее под действием аэростатической подъемной силы оболочка 2 через свой ниж45 ний узел привязи 10, стропу 11 и вертлюг 13, выходя из прорези 14, 15 катушки 1 и ее опоры 4 воздействует вертикально вверх через шип 16 вертлюга 13 на рычаг 20, расположенный в горизонтальной плоскости
50 вместе с поооезыо открытого паза 19. в котором установлен шип 16 вертлюга 13, По мере подъема аэростатной оболочки 2 поднимается и вертлюг 13, воздействуя своим шипом 16 на свободный конец поворотного
55 рычага 20 через открытый паз 19, поднимая рычаг 20 до вертикального положения, ограничиваемого ограничителем поворота 21, при этом прорезь открытого паза 19 принимает вместе с рычагом 20 вертикальное положение. что позволяет под действием
1816709 вертикальной аэростатической подъемной силы. действующей на направляющий шип
16 вертлюга 13 выйти из открытого паза 19, Одновременно с подъемом свободного конца рычага 20 вверх стропа 17, соединяющая направляющий шип 16 с подвесным полезным грузом 18, свободно скользит по желобу 22 выступа 23, установленного в кормовой части платформы 6 транспортного средства 7, С выходом направляющего шипа 16 вертлюга 13 из открытого паза 19 рычага 20 аэростат начинает подниматься вверх, при этом вес полезного груза 18 через стропу 17 плавно передается на аэростатную оболочку 2.
При развертывании стартового устройства свободного аэростата необходимо учитывать направление ветра, при этом машина, на которой расположено стартовое устройство, должна быть установлена носовой частью против ветра, так чтобы газонаполнение аэростатной оболочки и отделение ее от стартового устройства осуществлялось в сторону кормовой части машины, Наличие дополнительно введенного поворотного в вертикальной плоскости рычага и катушки с вертл югом, соединя ощим аэростатную оболочку с подвеской и расположенным на стартовой позиции в пазах между катушкой и свободным концом рыча га, выгодно отличает предложенное устройство от указанного прототипа прежде всего тем, что повышается надежность старта свободного аэростата за счет скрепления оболочки с подвеской связью до газонаполнения и уменьшает динамику при передаче оболочки на подвеску за счет нагружения оболочки подвеской с момента отделения
5 ее от подтормо>кенной катушки.
Формула изобретения
Стартовое устройство аэростата, содер10 жащее транспортное средство, платформу, поворотную мачту с узлом ее крепления к оболочке аэростата, стропу подвески, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности запуска свободного аэро-.
15 стата путем уменьшения динамических нагрузок при отделении аэростата от стартового устройства, оно снабжено катушкой с винтовым пазом, вертлюгом с шипом и цилиндрической направляющей, соединен20 ной с нижней частью аэростатной оболочки, на платформе выполнена опора с кронштейнами, в отверстиях которых установлена ось катушки, в одном из торцов оси катушки выполнено соосное отверстие, переходя25 щее в винтовой паз катушки, в части оси катушки с соосным отверстием выполнена прорезь, в верхней части кронштейна опоры также выполнена прорезь, ширина которой не меньше ширины прорези в оси катушки.
30 в цилиндрическом отверстии оси катушки соосно установлена цилиндрическая направляющая вертлюга, на свободном конце поворотной мачты выполнен открытый паз, в котором размещен шип вертлюга.
35 г
1816709
Z0
l7
1816709
Йд4
Составитель А.Ланак
Техред М,Моргентал Корректор M.Êåðåöìàí
Редактор С.Кулакова
Заказ 1704 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101