Способ спасения ступени ракеты-носителя и спасаемая ступень
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании долговременных космических стан ций. цельюi изобретения является повышение надежности спасения и использование ступени на орбите. Способ заключается в увеличении характеристической скорости выводимой на орбиту конструкции. По команде от любого из расходомеров компонентов топлива выключают двигательную установку в тот момент, когда полностью выгорел один из компонентов топлива, а затем стравливают газы наддува баков вместе с остатками топлива через камеру сгорания двигательной установки системы. Ступень, содержащая топливные баки с двигателем , дополнительно снабжена разгонным блоком, установленнымна ее боковой поверхности. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4848184/23 (22) 07.05.90 (46) 23,05.93. Бюл, hh 19 (72) Л.И.Каргу . (56) Ануреев И.И. Ракеты многократного ис- . пользования. — M.: Воениздат, 1975, с.144—
163. (54) СПОСОБ СПАСЕНИЯ СТУПЕНИ PAKE, TbI-НОСИТЕЛЯ И СПАСАЕМАЯ СТУПЕНЬ (57) Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании долговременных космическйх стан ций. . Целью изобретения является повышение надежности спасения и использование сту.Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при создании долговременных космических станций, Цель изобретения — повышение надежности спасения и использование ступени на . орбите.
Чертеж иллюстрирует предлагаемый способ.
На чертеже приняты следующие обозначения: 1 - разгонный блок, содержащий компоненты топлива, двигательную установку и систему управления и установленный на боковой поверхности спасаемой ступени 2 в узлах крепления, расположенных диаметрально противоположно узлам крепления орбитального самолета 3; 4 — . двигательная установка спасаемой ступени
2; 5- двигательная установка орбитального самолета 3; 6 — двигательная установка pasгонного блока 1; ab — штатный активный участок траектории ракеты-носителя; bc—
„„Я,», 1816725 А1 (5!)5 В 64 G 1/00 пени на орбите. Способ заключается в увеличении характеристической скорости выводимой на орбиту конструкции. По команде от любого иэ расходомеров компонентов топлива выключают двигательную установку в тот момент, когда полностью выгорел один иэ компонентов топлива, а затем стравлива;от газы наддува баков вместе с остатками топлива через камеру сгорания двигательной установки системы, Ступень, содержащая топливные баки с двигателем, дополнительно снабжена разгонным блоком, установленным, на ее боковой поверхности. 1 ил. приращение траектории активного участка за счет дожига остатков топлива в баках спасаемой ступени; cd — первый пассивный участок траектории выведения; de — участок создания первого разгонного импульса скорости ЛЧ1, ef — второй пассивный участок траектории; fm — участок создания второго разгонного импульса Л Ч2.
По предлагаемому способу спасение ступени ракеты-носителя путем выведения ее на орбиту достигается следующей последовательностью операций между известными элементами ракетно-космической системы, дополненной разгонным блоком.
Ракетную конструкцию, состоящую иэ разгонного блока 1, ступени 2 и орбитального самолета 3, разгоняет на участке ас до момента полного выгорания одной из компонент топлива, определяемого с помощью расходомера, настроенного на срабатывание в этот момент времени, увеличивая тем самым длину активного участка на отрезок
1816725
Составитель Л. Каргу
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Л. Пилипенко
Редактор Т. Иванова
Заказ 1705 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Ьс. На пассивном участке полета cd стравливают давление газов системы наддува баков вместе с остатками топлива через камеры сгорания двигательной установки 4 ступени и с помощью терминальной системы управления определяют величину и время формирования разгонных импульсов
Л V> и Л Vz. Эти импульсы создают двигательнымии установками 5 и 6 орбитального самолета и разгонного блока на участках траектории выведения de u fm в результате чего выводят ступень 2 на заданную орбиту.
Ф о р мул а изобретения
1. Способ спасения ступени ракеты-носителя, включающий отработку ступени на активном участке полета, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности спасения и использования ступени на орбите, двигательную установку ступени не вы- 20 ключают до полного выгорания одной из компонент топлива, по команде расходомера, настроенного на срабатывание в момент полного выгорания топлива, стравливают давление газов системы наддува баков вместе с остатками топлива через камеры сгорания двигательной установки ступени, на пассивном участке полета с помощью терминальной системы управления определяют величину и время формирования раэгонных импульсов для выведения отработавшей ступени на монтажную орбиту, и лополнительными двигательными установками выводят ступень на заданную орбиту.
4 °
2, Спасаемая ступень, содержащая топливные баки с узлами крепления орбитального самолета и раздельные от него систему управления и двигательную установку, о т л и ч а ю ща я с я тем, что, с целью использования ступени на орбите, она дополнительно снабжена разгонным блоком, установленным на боковой поверхности ступени в узлах крепления, расположенных диаметрально противоположно узлам крепления орбитального самолета,