Способ получения дизельного топлива летнего вида
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: нефтехимия. Сущность: нефть разделяют в ректификационной колонне . Содержание фракций 230-300°С в «елевом дизельном топливе летнего вида уменьшают путем вывода потока с уровня, находящегося между уровнями д&ух компонентов целевого продукта. Соотношение количества выводимого потока и количества целевого продукта составляет (20-100): 100. 2 табл.
Б 0 18167у2 А1 союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 С 10 6 7/00, С 10 3 1/04
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) аааыаим,ч с
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Жопа-уу ",- "„, ВИ Д ЩТЕ„
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4900508/04 (22) 08.01.91 (46) 23.05.93. Бюл. Иу 19 (71) Производственное обьединение "Омскнефтеоргсинтези (72) Е.В.Якименко, И;Д,Лицкевич, Г.Л.Пахотин, А.P.Ñàôèí и В.А.Хилько (56) Авторское свидетельство СССР
М 687108, кл. С 10 L 1/02, 1970, Авторское свидетельство СССР
N. 150499, кл. С 10 G 45/02, 1962. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО .
ТОПЛИВА ЛЕТНЕГО ВИДА (57) Использование: нефтехимия. Сущность: нефть разделяют в ректификационной колонне. Содержание фракций 230-300 С в целевом дизельном топливв летнего вида уменьшают путем вывода потока с уровня, находящегося между уровнями двух компонентов целевого продукта, Соотношение количества выводимого потока и количества целевого продукта составляет (20-100);100.
2 табл.
Фч
Изобретение относится к способу пол- лечения в другие продукты, по крайней меучения дизельного топлива летнего вида ре, одного компонента, выводимого из рек(ДТЛ)путемвыделенияизнефтикомпонен- тификационной колонны с уровня, тов и последующего их смешения и может лежащего между уровнями вывода компобыть применено в промышленности по пе-. ментов, вовлекаемых вДТЛ, Количестеозто, реработке нефти. ro компонента. по отношению к количеству
Цель изобретения — повышение качест- получаемого ДТЛ, составляет (20-100):100. ОО ва дизельного топлива, а именно: уменьше- . В зависимости от содержания серы во фрак-. ние токсичности продуктов сгорания циях могут подвергать гидроочигтке либо Ос, топлива, повышение полноты сгорания. . смесь компонентов в- указанных соотноше- с
Поставленная цель решается следую- ниях,либотолькатяжелый компонент, щим образом. ..: Отличие настоящего способа заключается в том, что содержание в ДТЛ фракций, Нефть подвергают разделению в ректи-, выкипающих в пределах 230-300 С. умвнь фикационноа колонне с выводом с раалич- шают путем вовлечении а другие продукты ных уровней ряда компонентов дизельного по крайней мере одного компонента, выво- в топлива. Часть полученных компонентов димого из ректификационной колонны с смешивают для получения ДТЛ. При этом . уровня, лежащего между уровнями вывода содержание в ДТЛ фракций, выкипающих в компонентов, вовлекаемых в ДТЛ, причем пределах 230-300 С, уменьшают путем вов-. количество этого компонента по отношению
1816792 к количеству получаемого ДТЛ составляет (20-100):100.
При сгорании в двигателе ДТЛ. полученного предлагаемым способом, по сравнению с полученным известным, снижается количество вредных выбросов. Объясняется зто следующим, Различные фракции в ДТЛ неравноценны. Легкие фракции обеспечивают топливу
10 важнейшее свойство: низкую температуру застывания, Фракции 300 — 360 С имеют повышенное цетановое число и обеспечивают топливу высокое качество горения, А фракция 230 — 300 С, как показали исследования, является в ДТЛ фактически наполнителем, 15
Если ее в указанном выше количестве извлечь из ДТЛ; то фактически состав топлива сужается, около половины его выкипает в узком 60-градусном интервале, условия для качественного его сгорания повышаются.
В таблице 1 приведен фракционный со-. став образцов ДТЛ, полученных известным и предлагаемым способом, при этом фракционный состав определяли как на аппара25 те четкой ректификации (20 теоретических тарелок), так и по ГОСТ 2177-82. Разгонки на аппарате четкой ректификации свидетельствуют, что в образце, полученном предлагаемым спосббом, содержание фракций, выкипающих в пределах 230 — 300 С, понижено в 3 раза.
Вместе с тем, данные разгонки по ГОСТ
2177 — 82, приближающемуся к условиям эксплуатации, показывают, что характер выкипания обоих образцов практически одинаков. Это объясняется тем, что в эксплуатационных условиях углеводороды взаимно влияют на испаряемость, образуя непрерывно выкипающую смесь азеотро. пов. 40
Преимущества предлагаемого способа поясняются примерами.
П р и и е р 1. Испытывают известный способ получения ДТЛ. Ректификацию нефти осуществляют в колонне, имеющей 60 45 тарелок. Вывод KoMfloHBHTQB осуществляют тремя потоками со следующих тарелок; 8;
24, 42, Смешением всех компонентов получают ДТЛ. Полученный образец топлива подвергают испытаниям. 50
Пример 2. В колонне, описанной в предыдущем примере, испытывают различные варианты предложенного способа: ДТЛ получают смешением верхнего и нижнего потоков и полученные образцы подвергают 55 исследованиям, Поток, выводимый со сред-, него уровня, в зависимости от производственной ситуации используют в качестве компонентов различных продуктов. Так, в чистом виде он удовлетворяет требованиям на керосин осветительный, а в смеси с фракцией 140-240 С в соотношении 1;1, удовлетворяет требованиям на дизельное топливо зимнего вида, Изданных табл.1 видно, что при выводе среднего потока B количестве менее 20;100 (onbfT 2) результаты испытания сопоставимы с результатами испытания прототипа, При увеличении этого соотношения от 20:100 (опыт 3) до 100:100 (опыт 5) качество ДТЛ заметно возрастает, При дальнейшем повышении отношения количества выводимого среднего потока к количеству получаемого
ДТЛ, качество ДТЛ резко ухудшается (опыт
6). При этом не только ухудшается качество продуктов сгорания, но и при одинаковом, по сравнению с предыдущими опытами, суммарном выводе количества дизельных фракций, целевой продукт получается с завышенным концом кипения, Реализация предлагаемого способа дает возможность рационально использовать индивидуальные свойства различных фракций, выкипающих в пределах дизельного топлива., а это дает возможность не только повысить качество ДТЗ, но и повысить суммарный отбор светлых. Например, при использовании средней фракции в качестве керосина осветительного исключается необходимость использования невыгодного варианта известного способа с получением, кроме ДТЛ, еще бензина и керосина освети-.. тельного. Uo этому варианту суммарный отбор светлых нин<е, чем по предлагаемому, на 4% на нефть.
Формула изобретения
Способ получения дизельного топлива летнего вида путем разделения нефти в ректификационной колонне с выводом с различных по высоте колонны уровней компонентов. целевого продукта и последующегоихсмешения, отл ичающийся тем, что, с целью уменьшения токсичности продуктов сгорания целевого продукта и повы- шения полноты его сгорания, содержание фракций, выкипающих в пределах 230—
300 С, в целевом продукте уменьшают путем вывода потока с уровня, находящегося между уровнями двух компонентов целевого продукта при массовом соотношении количества выводимого потока к количеству целевого продукта, равном (20-100):100.
1816792
Таблица 1
Фракционный состав образцов ДТЛ
Таблица2
« ° » ю»
Предлагаемые
Способы т-п»»»»п»»»»»»»»»»»»у
4. 5 6
1 2 3 1 номер опытов
Дизельные фракции выводимые из колонны
1ПГ Фракций Пределы выкипания, С о
194
t85
265
166
192
275
Начало кипения
Конец кипения
Начало кипения
Конец кипения
Начало кипения
Конец кипения
278
227
316
248
375
65, 80 75 . 60 45
60 20 . 30 60 90
55 60 75 60 45
Ш
I+II+III I+III +II I
I+III 1+Ш I+III
-12
-12 -12 -13
356 357 356
-13
356
356 . . 364
Содержание выкипаоцих в пределах
200 300 С, 3 по ГОСТ 2177-82
56 56 53 52 48
57 46 .: 42 27 12
46 .
10 по КЧР
Содержание в дымовых газах, частей на млн.г
780 680 770
600 680 760
3100 2500 2800
840н 840
950 940 . 3700 . 3650
3800 окислы азота углеводороды окислы углерода
Количество Фракций, т/час
Дизельное топливо летнее
Схема смешения Фракций
Тен ература застывания, С о, Конец кипения, С о
190 194
276 280
229 234
319 . 312
250 234
376 372
313
374
2?5 321
258
380
217
331
262
390