Рабочий орган землеройно-транспортной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: изобретение относится к строительно-дорожным машинам, а именно к землеройно-транспортным машинам типа автогрейдеров. Сущность изобретения: рабочий орган включает секционный отвал, выполненный из одной центральной секции и двух боковых секций. Центральная секция отвала выполнена с тыльной стороны замкнутой по периферии, открытой с торцов щелевой продольной пазухой, концентричной лицевой стороне центральной секции. Боковые секции установлены в щелевой продольной пазухе центральной секции с возможностью перемещения по винтовым направляющим шевронного типа. Одна боковая секция установлена на правых направляющих, другая - на левых направляющих с подъемом от концов центральной секции, к ее середине. На каждом конце центральной секции в ее нижней части щелевой продольной пазухи выполнен продольный паз. Каждый гидроцилиндр выдвижения связан с соответствующей боковой секцией соединением, выполненным с возможностью обеспечения перемещения боковой секции по винтовым направляющим центральной секции из одного крайнего нерабочего положения в другое крайнее рабочее положение и наоборот. 1 з.п.ф-лы, 8 ил.

сОюз сОВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 E 02 Е 3/76

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Иод 4Г о

Сл)

О

) ° Ъ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4718540/03 (22) 11,07.89 (46) 23.05,93. Бюл. ¹ 19 (71) Сибирский автомобильно-дорожный институт им. В.В:Куйбышева (72) В,Ф.Амельченко, В.П.Денисов и А.А.Славский (56) Авторское свидетельство СССР

М 775241, кл, Е 02 F 3/76, 1978, (54) РАБОЧИЙ ОРГАН ЗЕМЛЕРОЙНОТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ (57) Использованиеизобретение относится к строительно-дорожным машинам, а именно к землеройно-транспортным машинам типа автогрейдеров, Сущность изобретения: рабочий орган включает секционный отвал, выполненный из одной центральной секции и двух боковых секций. Центральная секция отвала выполнена с тыльной стороны замкнутой по периферии, открыИзобретение относится к строительным и дорожным машинам, а именно — к землеройно-транспортным машинам типа автогрейдеров.

Цель изобретения — повышение эффективности резания грунта, экономичности и надежности, Кроме того, с целью обеспечения прохода боковых секций при их выдвижении йз центральной секции и вдвижения в нее, на каждом конце центральной секции, в нижней части ее щелевой продольной пазухи выполнен продольный паз. Центральная и боковые секции снабжены каждая нижними и боковыми режущими ножами, .. Ж 1816830 Al той с торцов щелевой продольной пазухой. концентричной лицевой стороне центральной секции. Боковые секции установлены в щелевой продольной пазухе центральной секции с возможностью перемещения по винтовым направляющим шевронного типа, Одна боковая секция установлена на правых направляющих, другая — на левых направляющих с подъемом от концов центральной секции, к ее середине. На каждом конце центральной секции в ее нижней части щелевой продольной пазухи выполнен продольный паз. Каждый гидроцилиндр выдвижения связан с соответствующей боковой секцией соединением, выполненным с возможностью обеспечения перемещения боковой секции по винтовым направляющим центральной секции из одного крайнего нерабочего положения в другое крайнее рабочее положение и наоборот, 1 з.п.ф-лы, 8 ил, Критерий "положительный эффект" подтверждается тем, что предлагаемый рабочий орган землеройно-транспортной машины дает возможность повысить эффективность машины путем улучшения условий резания грунта,так как позволяет одновременно разместить боковые и нижние ножи боковых секций вне зоны резания соответствующих ножей центральной секции при сдвинутых внутрь центральной секции боковых секциях. Вывод ножей боковых секций из зоны действия соответствующих ножей центральной секции происходит одновременно, в результате чего нижние ножи боковых секций оказываются на более высоком

1816830 уровне, чем нижние ножи центральной секции, а боковые ножи боковых секций относительно соответствующих ножей центральной секции оказываются сдвинутыми внутрь последней, В результате принятых мер снижаются усилия, затрачиваемые на резание грунта в силу создания нормальных условий для его резания как нижними, так и боковыми ножами РО, в результате чего повышается эффективность и одновременно повышается надежность PO за счет более благоприятных условий работы и за счет возможности сохранения оптимального угла заострения у каждого режущего ножа как центральной 15 секции, так и боковых секций, способствующей обеспечению достаточной прочности ножей, Критерий положительный эффект подтверждается тем, что применение винтовых 20 направляющих дает возможность за счет одного горизонтального поступательного перемещения штока гидроцилиндра осуществить шарнирно присоединенным к ним сойря>кенным с центральной секцией ради- 25 усным боковым секциям одновременно два движения — горизонтальное и вертикальное, благодаря чему выводить из зон резания горизонтальных и вертикальных ножей центральной секции свои горизон- 30 тальные ножи и вертикальные ножи одновременно, Критерий "положительный эффект" подтверждается тем, что при неполностью выдвинутых боковых секциях предлагаемый 35 настоящей заявкой PO может быть использован прт ступенчатой разработке грунта, Критерий "положительный эффект" за- ключается в том, что при размещении гидроцилиндра выдвижения боковой секции 40 вне ее зоны действия, в верхней части центральной секции пространственный шарнир, соединяющий конец штока с верхней . частью наружного конца боковой секции, дает возможность преобразовать поступа- 45 тельное движение штока в винтовое движение боковой секции, подобно водилу, перемещая ее по винтовым направляющим центральной секции. Этим создается так же возможность установки на центральной 50 секции базового гидроцилиндра выдвижения этой секции в сторону относительно тяговой рамы автогрейдера.

Критерий "положительный эффект" заключается в том, что размещение гидроци- 55 линдров выдвижения боковых секций вне корпуса центральной секции дает возможность уменьшить ее поперечное сечение и выполнить ее преимущественно из экономичных гнутых радиусных профилей и тем самым добиться большей, чем в известном рабочем органе 3ТМ, экономии металла при одновременном сохранении необходимой прочности и жесткости конструкции.

Критерий "положительный эффект" заключается в том, что концентричное размещение радиусных боковых секций вместе с нижними ножами в верхнем нерабочем положении требует для размещения ножей на другом более высоком уровне меньшей высоты, чем размещение плоских боковых секций, т..е. возможность концентричного размещения боковых секций в радиусной пазухе центральной секции экономичнее, чем размещение равных с ними по высоте плоских боковых секций в вертикальной пазухе.

На фиг.1 изображен PO эемлеройнотранспортной машины применительно к автогрейдеру Д3-99-1-4, вид сзади; на фиг,2то же, вид сверху; на фиг.3 — разрез по А-А на фиг.1; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.2 боковая секция в крайнем нижнем рабочем положении; на фиг,5 — то же, в крайнем верхнем, нерабочем положении; на фиг.б— концевая часть центральной секции; на фиг.7 — схема взаимодействия деталей про- . странственного шарнира при перемещении боковой секции иэ одного крайнего положе, ния в другое; на фиг.8 — схема выдвижения боковой секции из центральной секции.

Рабочий орган включает секционный отвал, выполненный из центральной секции 1 и двух боковых секций 2 и 3. Центральная: секция 1 сОответствует высоте отвала автогрейдера.Д3-99-1-4. Высота боковых секций ,2 и 3 меньше высоты центральной секции, так же, как и в аналоге. Она уменьшена на высоту нижнего ножа центральной секции

1. При этом указанная высота боковых секций выполнена с сохранением допустимого угла опрокидывания. Так в данном примере угол опрокидывания центральной секции 1 составляет 60", а угол опрокидывания боковых секций 2 и 3 при их рабочем положении составляет 75, Цент-. ральная секция 1 снабжена с тыльйой стороны, замкнутой по периферии, открытой с торцов, продольной пазухой 4, концентричной лицевой стороне центральной секции 1. Боковые секции 2 и 3 своими выступами 5 и 6 установлены в щелевой продольной пазухе 4 центральной секции 1 с возможностью перемещения на винтовых большого шага шеврокного типа направля-. ющих 7 и 8, принадлежащих центральной секции 1, выполненных с тыльной стороны боковых секций 2 и 3, с подъемом от концов к середине центральной секции 1, причем одна боковая секция установлена на правых

1816 Р30 направляющих, а другая — на левых направ- ми 10 ля ющих. рав- ми 0 и 11 производится выдвижение боковых секций 2 и 3 из центральной сек ии 1.

На каждом конце центральной секции 1 П б ! отвала в нижней части щелевой про ольной ри этом оковые сек ии 2 и 3, ц, выдвигаясь и 4 и продольной по винтовым направляющим 7 и 8 в крайнее пазухи выполнен продольный паз 9, На 5 а рабочее положение, своими нижними ножа аьнои стороне центральной секции 1, в ее ми 19 т н верхней части ми устанавливают на уровень ножа 17 сти, шарнирно закреплены кор- центральной сек ии 1. П пуса гидроцилиндров 10 и 11, каж ы р, и секции 1. Причем соответствув и, каждый из ющие пространственные шарниры (фиг.3 которых своим штоком связан с соответст- 4) ниры (фиг. т- ), связывающие штоки гидроцилин ов вующеи боковой секцией 2 и 3 посредством 10 10 11 б др пространственного шарнира, обеспечиваю- ляет преоб азовать по и с оковыми секциями 2 и 3, позво его nepe e

15 (1б)

Ц между каждым штоком гидроцилиндров 10

), который своим нижним кон ом цо с и 11 и соответствующей боковой секцией 2 возможностью вращения шарнирно соед - 25 3— нен с верхней частью наружного кон а бои- и — пространственного ша ни а, состоя— р р, состояковой секции 2 (3), конца о- щего из поступательной и вращательной пар.

Центральная секция 1 снабжена нижни- Указа м 17 б ми и оковыми 18 реж ими н казанный вывод основан на следую8 р ущ ожами, а щих соображениях, вытекающих из расбоковые секции 2 и 3 соответственно — но- 30 смотрения фиг,7; жами 19 и 20. Причем длина нижних ножей На фиг.7 пока

19боковыхсек ий2и3 а фиг. показаны различные положеекции и соответствуетдлине ния боковой секции относительно центральих выдвижения с некоторым перекрытием ной секции 1: нижнего ножа 17 центральной сек ии, Отц, От- 1 — положение соответствует крайнему вал установлен на автогрейдере посредст- 35 рабочему положению боковой сек ии 2, т,е. вом направляющих 21 и 22 и снабжен оковои секции, т,е. когда она выдвинута из центральной секкронштейном 23 для последующего присо- ции 1; единения штока базового гид о илин др ц дра it — положение соответствует крайчему выдвижения всего отвала относительно тя- нерабочему положению боков и говой рамы автогрейдера. нию оковои секции 2, 40 когда она вдвинута внутрь центральной секТак же следует отметить, что детали,вхо- ции 1; дящие в каждый из пространственных "0" — проекция оси гидроцилиндра 10; шарниров,кинематически образуют; посту- А(А1) — ось ша ни а, и (1) — ось шарнира, принадлежащего пательные пары (штоки гидроцилиндров одновременно боковой секции 2 и эвену—

10 и 11 и соответственно ползуны 15 и 16) и 45 ползуну 15; вращательные кинематические пары (ползу- 0-01 — бис — иссектриса угла А-ОА1 — соотны и и соответственно боковые секции ветствует среднему положению ползуна 15.

Из фиг.7 видно, что при поступательном

Устройство работает следующим обра- перемещен и ("О") зом. щении штока точка " " гидроци50 лйндра 10 вдоль оси центральной секции 1

При сдвинутых внутрь центральной сек- перпендикулярно плоскости чертежа сое иц и работа осуще- нительное звено переменной длины AO едиствляется центральной секцией I, которая между штоком гидроцилиндра 10 и боковой при внедрении ее в грунт обычно устанавли- секцией 2, чтобы придать точк А вается по глом в пл идать точке соединид у ом в плане к направлению 55 тельного шарнира круговое движение вокдвижения автогрейдера. Вырезаемый но- руг оси центральной секции 1 по ее . жами 17 и 18 из массива r нт ру т перемещает- радиусной поверхности, должно одновреся центральной секцией и укладывается в меннос поступательнымдвижениемвместе боковой валок. При необходимости увеличе- со штоком гидроцилиндра 10 участвовать в ния длины ра очего органа гидроцилиндра- следующих сложных движениях: одним сво1816830 им концом (точкой А) двигаться по траекто- вующим положению биссектрисы 00I угла рии радиусной поверхности центральной АОА>. секции 1 (дуга АА1), а другим своим концом Таким образом, при перемещении боконаходиться во вращении вместе с корпусом вой секции 2 из верхнего крайнего нерабо12 относительно оси штока гидроцилиндра 5 чего положения в нижнее крайнее рабочее.

10 (точка О) с одновременным поступатель- положение все звенья привода боковой секным перемещением относительно корпуса, ции совершают перемещения, обеспечйва12. ющие необходимые движения боковой

Указанному требованию точно соответ- секции 2 по винтовым направляющим центствует пространственный шарнир в качест- 10 ральной секции 1, ве варианта кинематического соединения При необходимости перемещения бокомежду штоком гидроцилиндра 10 и боковой вых секций 2 и 3 из нижнего рабочего полосекцией 2 для обеспечения возможности жения в верхнее нерабочее положение— перемещения секции 2 по винтовым на- внутрь центральной секции 1 (фиг,7, полоправляющим 7 и 8 центральной секции 1, 15 жение 11) штоки гидроцилиндров 10 и 11, Пространственный шарнир работает следу- перемещаясь иэ своего крайнего положеющим образом; ния по этому направлению посредством

При нахождении боковой секции 2 в пространственных шарниров перемещают. верхнем крайнем положении внутри цент- по винтовым направляющим центральной ральной секции 1 (фиг.5, фиг.7 — положение 20 секции 1 боковые секции 2 и 3, При этом

И), конец штока гидроцилиндра 10 вместе с взаимодействие звеньев пространственнокорпусом 12 находится в крайнем правом го шарнира совершенно идентично взаимодействию этих звеньев, соответствующих:

При необходимости перемещения боко- перемещению боковых секций из нерабочевой секции 2 влево {в другое раб : ее край- 25 го положения в рабочее, нее положение) начийает перемещаться Когда боковые стенки 2 и 3 достйгнут шток гидроцилиндра 10и вместе с этим што- своего крайнего нерабочего положения ком начинает перемещаться соединенный (фиг,7, положение II), центральная секция 1 с ним весь пространственный шарнир, в будет готова к работе, но уже без боковых котором, как уже было сказано выше, содер- 30 секций, жится поступательная и вращательная ки- Как уже отмечалось выше, в конструкнематическая пары. Поступательная ции пространственного шарнира использукинематическая пара образована одним ются радиально-упорные шариковые концом ползуна 15 и корпусом 12. Враща- подшипники 13 и 14(фиг.4) с целью улучшить тельная кинематическая пара образована 35 условия работы этого шарнира, Укаэанные противоположным концом ползуна 15 и бо- подшипники широко распространены и, как ковойсейцией2,т.е. ползун15одновремен- правило, предназначены для одновременно входит в две кинематические пары — во ного восприятия радиальной и односторонвращательную и поступательную. При этом ней осевой нагрузки, а при большой надо иметь в. виду следующее: 40 скорости вращения воспринимают только

1) шток гидроцилиндра 10 совершает однуосевую нагрузку, т.е. при большойскотолько поступательное перемещение вдоль рости оси утрачивают способность восприоси отвала центральной секции 1. нимать так же и радиальную нагрузку, при

2) ползун15 при поступательном движе- . этом подшйпники качения являютая основнии штока гидроцилиндра10одновременно 45 ным видом вращающихся (качающихся) деучаствует. одним своим концом, входящим талей механйзмов" и машин, т.е, детали, вместе с боковой секцией 2 во вращатель- снабженные в.опорах этими подшипниканую кинематическую пару (точка A<(A) — на ми, могут совершать как полные, так и нефиг.7) — во вращательное движение вокруг полные обороты, оси отвала, а друг, а р гим своим концом, входя- 50 Условия работы звеньев пространсткак аз и икт гот необхощим в поступательную пару с корпусом 12 в венного шарнира как раз и диктуют нео хопоступательное движение относительно димость применения таких подшипников

12. П ичем сам корпус 12 участвует качения; так как горизонтальные усилия, сово вращательном р ательном движении относительно здаваемые штоком каждого гидроцилиндра штока гидроцилиндра 10(точка 0 на фиг,7}. 55 10 и 11 должны быть переданы соответствуПри этом наибольший ход ползуна совпада- ющей боковой секции 2 и 3 в силу их движеетс крайними по ож и положениями боковой секции ния по вийтовым направляющим в виде

2 (I и II положения на фиг.7), а наименьший одновременно действующих горизонтальход полэуна совпада адает с промежуточным ной и вертикальной составляющих, что и положением боковой секции 2, соответст- обеспечивает радиально-упорными шари1816830

10

20 ковыми подшипниками, Правильность указанного решения подтверждается также и тем, что автогрейдер относится к дорожностроительным машинам с часто изменяющимися условиями работы, требующих перестановок рабочего органа, Как ун<е было сказано выше, на каждом конце центральной секции 1 в нижней части ее щелевой продольной пазухи выполнен продольный паз 9 с целью обеспечения воэможности для прохода боковой секции 2(3) иэ одного крайнего положения в другое. При этом каждая боковая секция (2,3) при своем движении относительно центральной секции 1 перемещается сразу в двух взаимно перпендикулярных направляющих: выходя иэ центральной секции 1 — вперед и вниз и, входя внутрь центральной секции 1 — назад и вверх.

Необходимость устройства этих пазов проиллюстрирована на фиг.8, Для примера на фиг.8 изображены: центральная секция 1 и, выдвинутая в крайнее рабочее положение боковая секция 2 (положение!), На этой же фиг.8 изображены: направляющие 7 и 8, по которым может перемещаться боковая секция 3 (на чертеже направляющие выступы, принадлежащие боковой секции 3 не показаны). Там же изображены нижние ножи 17 и 19 центральной 1 и боковой секции 3 соответственно. Кроме того, на фиг.8 нанесены винтовая Линия NN, параллельная винтовым направляющим 7 и 8. Винтовая линия NN является траекторией перемещения левой крайней точки а режущей кромки ножа 19 боковой секции 3. Из фиг.8 видно, что при своем перемещении внутрь центральной секции 1 боковая секция 3 не сразу устанавливается в верхнее крайнее положение, а перемещается в это положение постепенно. При этом точка а перемещается по линии NN и боковая секция 3 окажется тогда в верхнем крайнем положении (положение

1!), когда точка а займет положение точки à1.

Из примера этого следует, что нижняя часть щелЕвой продольной пазухи центральной секции 1 от ее правого конца до точки b находится в зоне действия траектории движения крайней левой точки а принадлежа) щей режущей боковой секции 3, что и вынуждает выполнить щелевой продольный паз на каждом конце центральной секции, чтобы обеспечить возможность беспрепятственного перемещения боковых секций 2 и

3 из одного крайнего положения в другое.

Конструкция пазов предельно проста, Это — продольные щели на обоих концах центральной секции 1 в нижней части ее продольной концентричной пазухи, что вид но из рисунка (фиг.6), 25

Винтовые шевронног п иг1а направляющие для размещения на них и движения по ним боковых секций 2 и 3 внутри центральной секции 1 выбраны по следующим причинам;

1) они обеспечивают возможность подъема нижних ножей боковых секций 2 и 3 на более высокий уровень, чем нижний нож центральной секции 1 с одновременным перемещением боковых ножей секций 2 и 3 в положения, смещенные относительно боковых ножей центральной секции, то есть одновременно из зоны действия ножей центральной секции 1 выводятся соответствующие ножи боковых секций 2 и 3 при их установке внутри центральной секции 1 в верхнее крайнее положение (фиг.8);

2) они обеспечивают движение боковых секций с постоянной скоростью, что соответствует закону изменения скорости при движении штоков гидроцилиндров привода этих секций, так как винтовая линия — это пространственная кривая, описываемая точкой, которая вращается с постоянной угловой скоростью вокруг неподвижной оси и одновременно перемещается поступательно с постоянной скоростью вдоль оси. указанное свойство винтовой линии хорошо иллюстрируется разверткой винтовой линии, представляющей собой в развертке наклонную прямую -траекторию по которой происходит движение боковой секции 2(3), Таким образом, винтовые направляющие соответствуют выполнению задач по перемещению боковых секций и обеспечению их установки в крайних положениях, благоприятных для создания нормальных условий резания грунта;

3) использование винтовых направляющих, требующих для их установки цилиндрические поверхности, благоприятно сказывается и на материалоемкости отвала, так как расширяет возможность использования гнутых профилей, что, ввиду высокой технологичности, упрощает их изготовление;

4) винтовые направляющие, предлагаемые настоящей заявкой, это элементы йесамотормозящих винтовых пар с большим углом подъема, В данном случае этот угол равен 80". Из этого следует, что винтовые направляющие с углом 80" близки к прямолинейным, так как, исходя из формулы;

Рь = л Ф9 1/г„где Рь — шаг винтовой линии, d — средний диаметр винтовой линии; ф— угол подьема винтовой линии, так как сд 90" = ф т.е. практическое осуществление подобных направляющих не вызывает трудностей, тем ролее, что элементы винтоl

1818830 вых направляющих широко распростране- этих секций, как и в прототипе, предусмотны в рабочих органах строительно-дорож- реношарнирноесоединениекорпусагидроных машин (шнеки, фрезы и т,д.), цилиндра 10(11) с центральной секцией 1, механического оборудования промышлен- однако, ввиду пространственного (винтовоности строительных материалов (шнеки, до- 5 ro) перемещения боковой секции 2(3) в прозаторы, смесители и т.п,) и технология их цессе ее движения, указанное шарнирное изготовления достаточно проста и отрабо- соединение может быть выполнено и в виде тана да>не в любой механической мастер- сферического шарнира, подобно широко ской дорожно-строительного участка или распРостраненных такого типа шарнирам управления„а потому изготовление и 10 для соединения с рабочими органами 3ТМ, монтажпредлагаемыхнаправляющихвза- используемых в конструкциях гидропресводских условиях не представляет затруд- сов. Не исключается возможность использования простого шарнира, так как и он дает

Кроме того, следует подчеркнуть, что возмо>кность за счет своих зазоров обеспеприменение винтовых направляющих це- 15 чивать нормальные колебания конца штока лесообразно не только потому, что отра- при перемещении боковой секции, ботанная технология гарантирует их Конкретным примером использования качественное выполнение, но и потому, что, принципа преобразования поступательного располагаясь на цилиндрических поверхно- . движения во вращательное служит мехастях элементов рабочего органа под углом, 20 низм для разделок проводов, механизм кисни одновременно упрочняют конструкцию сти манипулятора, опорно-.поворотное этих элементов, так как засчет высоты охва- устройство колонного типа крана с привотывают большую площадь для своего разме- дом от гидроцилиндра, щения, вследствие чего эффект упрочнения Конкретным примером использования в значительно больший, чем от п ;менения 25 пространственных шарнирах вращатеиьнвправляющих в известном рабочем орга- ных кинематических пар и поступательно не. кинематических пар с промежуточными

Серьезным преимуществом перед отва- твердыми элементами (радиально-упорнылом прототипа является и то, что в конструк- ми шариковыми подшипниками, шарообциирабочегоорганавбольшейстепени,чем 30 разными промежуточными элементами с

-прототипе, используются экономичные гну- ползунным звеном и т.д.} служат примеры. тые профили, позволяющие решать вопро- "Положительный эффект" по сравнению сы максимальной зкономии металла, не с прототипом заключается в том, что повыснижая прочность и жесткость рабочего ор- шается эффективность ЗТМ в результате ак как корпус центральной секции 35 улучшения условий резания грунта при выполнен не коробчатый, а радиусной фор- сдвинутых внутрь центральнои се ц мы, - ковых секций 2 и 3 за счет удаления их

Исключение изгиба штока гидроцилин- режущих ножей из зоны действия режущих

10(11) аботе выдвинутой секции ножей центральной секции 1, а так же за

2(3) и при действии на последний приложен- 40 счет возможности ступенчатой разра отки ного перпендикулярно ему усилия резания грунта при неполностью выдвинутых боко° обеспечивается достаточной прочностью и вых секциях 2 и 3. достаточной жесткостью как в отдельности, Указанные преимущества предлагаемой аявкой абочего органа по так и во взаимодействии между собой со- - го настояще з р держащихся в у р я в ст ойстве металлоконструк- 45 сравнению с известным повышает произвоций центральнои секции и ц ц р е ции 1 и боковой секции . дительность ЗТМ при той же мощности дви2(3) и принадлежащих им винтовых высту- гателя и рас р асши яет ее технологические пов и винтовых направляющих, посредст- возможности. вом которых с возможностью перемещений Кроме того "положительный эффект" забоковые секции 2 и 3 установлены внутри 50 ключается в том, что применение предлага1. К о о г цел -ю емого рабочего органа с возможностью исключения изгиба штока гидроцилиндра оборудования его базовым гидроцилинд10(11) при перемещении оковых

) ении боковых секций ром выдвижения всего отвала относительно

2(3) м направляющим централь- тяговой рамы всего автогрейдера; так же

3) по винтовым н б спечения возможностей 55 значительно расширяет технологи ес ной секции 1 и о еспечения в а особенно на свободных коле ании конц б конца штока гидроци- возможности автогреидера, линдра 10(11) вместе с соединенной с ним планировочных работах, 2(3) относительно цент- "Поло>кительный эффект" заключается в боковой секцией () относи р 1 альной секции 1 в пределах заз

1 х азор" в между том, что несмотря.на то, что боковые е ц ступами перемещаются одновременно в вертикальвинтовыми направляющими и выступам

1816830

А ном и горизонтальном направлениях, кинематическая схема привода предельно проста компактна и технологична B изготовI лении, а так же в том, что несмотря на сложный характер движения боковых секций в процессе их перемещения, в качестве двигателя используется простой широко распространенный гидроцилиндр.

Кроме того "положительный эффект", как было отмечено выше, заключается в повышении надежности рабочего органа ЗТМ за счет улучшения условий его работы, вызванной снижением нагрузок при резании грунта, а также повышением прочности режущих ножей за счет возможности их заострения под оптимальным углрм, гаран тирующим указанную прочность.

Положительный эффект по сравнению с прототипом заключается в более экономичном расходовании металла, т.е. рабочий орган менее материалоемок.

Формула изобретения

Рабочий орган землеройно-транспортной машины, включающий отвал, состоящий из центральной секции с внутренней пазухой, в которой размещены выдвижные гидроуправляемые боковые секции, смонтированные в пазухах на ползунах и направляющих, отличающийся тем, что, с целью увеличения производительности и

I повышения надежности конструкции, внутренняя пазуха выполнена открытой с торцовых сторон и по краям нижней стороны центральной секции, имеет форму щели, 5 концентричной поверхности лобового листа центральной секции, полэуны закреплены

- на тыльной стороне боковых секций, а направляющие — на внутренних сторонах пазухи, направляющие и "ползуны каждой

10 секции выполнены в виде винтовой линии с подьемом по направлению к середине центральной секции, при этом каждый гидроци-. линдр управления боковой секцией закреплен шарнирно корпусом йа цент15 ральной секции и соединен штоком с боковой секцией, посредством имеющего несколько степеней свободы шарнирного соединения, выполненного из закрепленной на верхней стороне наружного конца

20 боковой секции посредством параллельного режущей кромке отвала горизонтального пальца цилиндрической стойки, расположенной перпендикулярно последнему, из сопряженного с цилиндрической стойкой с

25 воэможностью перемещения вдоль ее продольной оси корпуса со стаканом, располо женным перпендикулярно продольной оси стойки иэ смонтированных в стакане радиально-упорных подшипников, установлен30 ных на штоках гидроцилиндра управления боковой секцией.

1816830

1816830

68 30

1816830

Составитель В, Амельченко

Техред М.Моргентал Корректор С.Шекмар

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1710 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитата по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5