Отклонитель забойного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: для проводки искривленного ствола скважины. Сущность изобретения: отклонитель включает ниппель и муфту, связанные соединительным участком с шарниром и осью, образующей с осью отклонителя острый угол. В осевом канале ниппеля свободно установлена подпружиненная стопорная втулка. Узел фиксации втулки относительно муфты выполнен в виде выступа на нижнем торце втулки и ответного паза в торце муфты. Узел фиксации втулки относительно ниппеля выполнен в виде выступа на внутренней поверхности ниппеля и ответного ему паза на наружной поверхности втулки. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 21 В 7/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) Ы сЖВ е1 Та.ъгTи" 1 "g

БИ Г .ЛИО

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4899215/03 (22) 03.01.91 (46) 23.05.93. Бюл. N 19 (71) Пермский филиал Всесоюзного научноисследовательского института буровой техники (72) И.К.Князев (56) Авторское свидетельство СССР

N 1276796, кл, Е 21 В 7/08, 1985, Авторское. свидетельство СССР

N 1472614, кл. Е 21 В 7/08, 1987. (54) ОТКЛОНИТЕЛЬ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к бурению скважин забойными двигателями и предназначено для .проводки искривленного ствола скважины для забуривания второго ствола при бурении разветвленных скважин и ликвидации аварий, Цель изобретения — упрощение конструкции отклонителя забойного двигателя, Ось ниппеля и муфты отклонителя выполнена под углом а к оси бурового инструмента. При повороте ниппеля в муфте угол искривления отклонителя j3 возрастает от 0 до 2 а при повороте на 180, Расположение выступа и паза в нижнем торце сменной подпружиненной втулки с необходимым углом в горизонтальной проекции позволяет иметь любой необходимый угол искривления отклонителя в пределах от

0 до 2 а. Нужный угол отклонителя достигается установкой или сбросом определенной . сменной втулки без подъема инструмента.

Воэможность получения любого угла иск,, БЦ„„1816834 А1 (57) Использование; для проводки искривленного ствола скважины. Сущность изобретения: отклонитель включает ниппель и муфту, связанные соединительным участком с шарниром и осью, образующей с осью отклонителя острый угол. В осевом канале ниппеля свободно установлена подпружиненная стопорная втулка. Узел фиксации втулки относительно муфты выполнен в виде выступа на нижнем торце втулки и ответного паза в торце муфты. Узел фиксации втулки относительно ниппеля выполнен в виде выступа на внутренней поверхности ниппеля и ответного ему паза на наружной поверхности втулки. 4 ил.

1

I ривления отклонителя повышает точность . искривления ствола скважины. а конструк- 2 ция отклонителя забойного двигателя про- стая с минимумом деталей.

Особенность конструкции стопорной подпружиненной втулки упрощает процесс искривления компоновки над забойным двигателем и снижает до минимума время О этого процесса. 00

На фиг.1 изображено продольное сече- () ние отклонителя до работы; на фиг.2 — сече- ф ние А-А на фиг.1; на фиг.3 — продольное; сечение отклонителя в процессе работы; на: фиг.4 — сечение Б-Б на фиг.3.

Отклонитель аабоиного двигателя оо- стоит из ниппеля 1, входящего в муфту 2, а закреплены они шаровым подшипником 3 с пальцем (замком) 4, Для герметизации соединения установлены уплотнения 5. В ниппеле 1 размещена сменная стопорная втулка 6 с пружиной 7, опорной шайбой 8 и гайкой 9. На нижнем торце втулки 6 имеются

1816834 выступ 10 и паэ 11. 8 верхней части втулки

6 выполнена конусная выточка 12 для зацепления втулки 6 с овершотом на тросе (на чертеже не показан). В ниппеле 1 выполнен выступ 13, соответствующий пазу 11. В муфте 2 выполнен паэ 14, соответствующий выступу 10. Ниппель 1 и муф;а 2 имеют ось под углом и к оси инструмента. Ниппель 1 и муфта 2 соединяются с бурильной колонной и забойным двигателем посредством резьбовых соединений (на чертеже не показаны).

Отклонитель забойного двигателя работает следующим образом.

При спуске компоновки детали находятся в положении, указанном на фиг.1; что обеспечивает хорошую проходимость в скважине. Взаимное размещение выступа

10, паза 13 и паза 14 показано на фиг.2 Над забоем, при включении циркуляции промывочной жидкости, муфта 2 реактивным моментом. забойного двигателя поворачивается на ниппеле 1 против часовой стрелки.

Под действием потока на втулку 6 выступ 10 частично опускается в паз 14 и втулка 6 вращается до совмещения паза 11 с выступом 13. В момент их совмещение втулка 6 опускается вниз, как показано на фиг.3, и происходит фиксация отклонителя в изогнутом положении. Такое положение со-храняется весь период прокачивания промывочной жидкости.

При расположении выступа 10 и паза.11 на втулке 6, как показано на фиг.1, под углом

180 угол искривления отклонитвля Р будет максимальным и равным 2 Q, В случае расположения выступа 10 и паза 11 на втулке 6 под углом 90 j3= а. При расположении выступа 10 и паза 11 под углом 45 P = 0,5 а.

Ориентирование отклонителя и контроль осуществляется любым известным способом.

При необходимости изменения угла.искривления сменная стопорная втулка 6 извлекается на поверхность овершотом на тросе и бросается другая втулка с необходимым расположением выступа 10 и паза 11.

По окончании бурения циркуляция промывочной жидкости прекращается и втулка

6 пружиной 7 поднимается вверх. В результате фиксация деталей прекращается и они занимают положение, позволяющее отклонителю стать прямолинейным (фиг,1) по мере подъема инструмента иэ искривленного участка в вертикальный, Заявляемый отклонитель забойного двигателя по конструкции значительно проще аналога и прототипа, т,к. количество деталей сведено к минимуму, а стопорная .

10 втулка одна. Набор необходимых сменных втулок находится на поверхности, Компактность размещения деталей позволяет иметь нормальное проходное сечение для промывочной жидкости, что снижает гидравличе15 ские потери. Возможность установки нужной втулки сразу перед спуском обеспечивает необходимый угол искривления отклонителя и сокращает время на установку отклонителя в рабочее положение на забое, 20 При необходимости увеличения или снижения угла искривления отклонителя сменная втулка извлекается иэ инструмента на тросе без поднятия бурового инструмента и сбрасывается другая, 25 Укаэанная конструкция отклонителя при высокой надежности дает необходимую точность искривления и позволяет сократить время бурения искривленного участка, . .что повышает показатели строительства

30 скважины в целом и снижает стоимость работ. .Формула изобретения . Отклонитель забойного двигателя, 35 включающий ниппель и муфту, связанные соединительным участком с шарниром и осью, образующей с осью отклонителя острый угол, уплотнения и подпружиненную стопорную втулку с узлами ее фиксации от40 носительно ниппеля и муфты, о т л и ч а ю - " шийся тем, что, с целью упрощения конструкции, стопорная втулка свободно установлены в осевом канале ниппеля, узел фиксации втулки относительно муфты вы45 полйен в виде выступа на нижнем торце втулки и ответного ему паза в торце муфты, а узел фиксации втулки относительно ниппеля — в аиде выступа на внутренней поверхности ниппеля и ответного ему паза на

50 наружной поверхности втулки

1816834

7 6

18 i 6834

7 6

jf В

Фчг. 3

Составитель И. Князев

Техред М.Моргентал " Корректор С.Шекмар

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1710 Тираж „ Подписное, . ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5