Механизм прерывистого вращения и фиксации
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: для привода исполнительных механизмов машин, с прерывистым циклом движения. Цель изобретения: повышение надежности работы и расширение эксплуатационных возможностей механизма . Сущность изобретения: в корпусе механизма установлен с возможностью вращения вал, на котором закреплено колесо . На ободе колеса равномерно расположены отверстия, на ступице колеса с возможностью вращения установлена планшайба. Планшайба расположена внутри колеса между ступицей и ободом. На боковых поверхностях планшайбы симметрично продольной оси в расточках расположены подпружиненные плунжеры. В нижней части планшайбы параллельно плунжерам крепятся регулируемые упоры. На ступице планшайбы свободно размещен кулачок, выполненный заодно с рычагом, соединенным со штоком цилиндра. В приливах корпуса выполнены проточки, в которых размещены подпружиненные фиксаторы соосно с отверстиями колеса. Положительный эффект: возможность регулирования частоты остановок за счет поворота звездочки на определенный угол, заданный количеством отверстий.3 ил. t/ t
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s . F 16 Н 27/02
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
E д !
Ор ! О
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4945602/28 (22) 17.06.91 (46) 23.05.93. Бюл. N. 19 (71) Рубцовский проектно-конструкторский технологический институт (72) А. Г. Лукашин, Г. Е. Балаева, С, И, Парганаев и В. Н. Шкоркин (56) Артоболевский И. И. Теория механизмов и машин т. II М., Наука, 1971, с. 661 фиг, 1797. (54) МЕХАНИЗМ ПРЕРЫВИСТОГО ВРАЩЕНИЯ И ФИКСАЦИИ (57) Использование: для привода исполнительных механизмов машин, с прерывистым циклом движения. Цель изобретения: повышение надежности работы и расширение эксплуатационных возможностей механизма. Сущность изобретения: в корпусе механизма установлен с возможностью вращения вал, на котором закреплено колеИзобретение относится к машиностроеi-ию и может быть использовано для привода исполнительных механизмов машин с прерывистым циклом движения.
Цель изобретения — повышение надежности работы и расширение эксплуатационных возможностей.
На фиг, 1 изображен механизм прерывистого вращения и.фиксации; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — механизм в расфиксированном положении относительно корпуса, Механизм содержит корпус 1, установленный в нем с возможностью вращения вал
2, На валу жестко закреплено ведущее колесо 3. которое выполнено с ободом, имеющим равномерно расположенные радиальные отверстия 4, Узел управления
„„ U „„1816919 А1 со. На ободе колеса равномерно расположены отверстия, на ступице колеса с возможностью вращения установлена планшайба, Планшайба расположена внутри колеса между ступицей и ободом. На боковых rtoверхностях планшайбы симметрично продольной оси в расточках расположены подпружиненные плунжеры. В нижней части планшайбы параллельно плунжерам крепятся регулируемые упоры. На ступице планшайбы свободно размещен, кулачок, выполненный заодно с рычагом, соединенным со штоком цилиндра. В приливах корпуса выполнены проточки, в которых размещены подпружиненные фиксаторы соосно с отверстиями колеса. Положительный эффект: воэможность регулирования частоты остановок за счет поворота звездочки на определенный угол, заданный количеством отверстий. 3 ил. поворотом ведущего колеса 3 выполнен в виде планшайбы 5, которая размещена между ступицей и ободом внутри ведущего колеса 3 и установлена на ступице с воэможностью вращения относительно вала 2, В планшайбе 5 диаметрально противоположно расположены плунжеры 6, подпружиненные пружинами 7. Плунжеры 6 предназначены для взаимодействия с отверстиями 4 обода ведущего колеса 3. В верхней части планшайбы 5 крепится тормозная колодка 8. взаимосвязанная с ободом ведущего колеса 3 и подпружиненная пружинами, которые служат для гашения инерционных масс. На планшайбе 5, параллельно плунжерам 6 установлены регулируемые упоры 10 и 11. На ступице колеса 3 установлен кулачок 12 с возможностью врэ1816919 щения относительно вала 2 и кинематически связанный с подпружиненными плунжерами 6 планшайбы 5. Регулируемые упоры
10 и 11 установлены по обе стороны от рычага 13 и предназначены для ограничения его хода, Рычаг 13 жестко связан с кулачком
12. Привод в виде цилиндра 14 со штоком установлен на корпусе 1 и посредством штока взаимосвязан с рычагом 13. Цилиндр 14 крепится в проушине 15. Вторая проушина
16 также расположена на корпусе 1 и служит для установки цилиндра 14 при необходимости поворота колеса 3 по часовой стрелке, Корпус 1 имеет приливы 17, в проточках которых установлен узел фиксации ведущего колеса 3, выполненный в виде фиксаторов 19, подпружиненных пружинами 20.
Фиксаторы 19 установлены на одной оси и предназначены для взаимодействия с отверстиями 4 обода колеса 3. На валу 2 жестко закреплена звездочка 21, которая служит для привода исполнительного механизма.
Механизм прерывистого вращения и фиксации работает следующим образом.
Звездочка 21 находится в зафиксированном положении. Фиксация осуществляется фиксаторами 19, проходящими в отверстия 4 колеса 3, в результате чего корпус t и колесо 3 надежно зафиксированы.
При включении цилиндра "4 штг>к начинает поворачивать рычаг 13 заодно с кулачком 12 против часовой стрелки. Кулачок 12 боковыми гранями воздействует на плунжеры 6, Пружины 7 начинают сжиматься, а плунжеры 6 входят s отверстия 4 колеса 3 и давят на фиксаторы 19, вытесняя их из отверстия
4 колеса 3. Колесо 3, освободившись от фиксатора 19, оказывается соединенным с планшайбой 5 и передает вращение через вал 2 на звездочку 21. Колесо 3 поворачивается на определенный угол, а следующее отверстие 4 оказывается расположенным напротив фиксатора 19, Одновременно . шток цилиндра поворачивает рычаг l3, который проходит расстояние "Е" и упирается в регулируемый упор 10. Упор 10 отрегулирован таким образом, чтобы фиксаторы точно попадали в отверстия 4. В это время фиксаторы 19 пад действием пружин 20 входят в отверстия 4.
В процессе поворота кулачка 12 до того момента, когда рычаг 13 упрется в упор 10, планшайба 5 находится в неподвижном положении относительно колеса 3 и корпуса 1 благодаря тормозному моменту, создаваемому прижатием тормозной колодки 0, подпружиненной пружинами 9, к внутренней стороне обода колеса 3. После поворота колесо 3 оказывается зафиксировано относительно корпуса 1 фиксаторами 19 и одновременно колесо 3 соединено плунжерами 6 с планшайбой 5. Цилиндр 14 начинает совершать обратный ход и посредством рычага 13 поворачивает кулачок 12 по часовой стрелке, При этом плунжеры 6 под действием пружин 7 перемещаются к центру и освобо>кдают отверстия 4 в колесе 3, Во время поворота кулачка 12 до того момента, когда рычаг 13 упрется в упор 11, планшайба 5 находится в неподвижном положении относительно колеса 3 и корпуса 1, благодаря тормозному моменту, создаваемому прижатием тормозной колодки 8. После того, как
15 рычаг t3 упрется в упор 11, планшайба 5 начинает поворачиваться по часовой стрелке вместе с кулачком 12. Поворот осуществляется до тех пор, пока планшайба 5 займет первоначальное положение, т, е, плунжеры встанут точно по оси отверстия 4. Цикл поворога завершен, и вал 2 через колесо 3, фиксаторы 19 оказывается зафиксированным относительно корпуса 1. Для того,.чтобы изменить направление поворота, необходимо переставить цилиндр 14 из проушины 15 в проушину 16 и произвести регулировку упоров 10 и 11 таким образом, чтобы упор 10 был прижат к рычагу 13, а упор 11 отодвинут от рычага на размер "Е".
30 Использование механизма прерывистого вращения и фиксации обеспечивает возможность регулирования частоты остановок за счет поворота звездочки на определенный угол, заданный количеством отверстий.
Повышается наде>кность работы за счет использования двухточечной симметричной фиксации, Возможно использование механизма в двух направлениях как по часовой стрелке, так и против, что повышает его экс40 плуатационные показатели и долговечность.
Формула изобретения
Механизм прерывистого вращения и фиксации, содержащий корпус, установленный в нем с возможностью вращения вал, жестко закрепленное на нем ведущее колесо и передающий элемент, узлы управления поворотом и фиксации ведущего колеса, о тл ича ющи йся тем,что,сцельюповыше50 ния надежности работы и расширения эксплуатационных возможностей, ведущее колесо выполнено с ободом, имеющим радиальные отверстия, узел управления поворотом ведущего колеса выполнен в виде
55 размещенной между ступицей и ободом ведущего колеса и установленной на ступице с возможностью вращения относительно вала планшайбы с расположенными в ней диаметрально противоположно подпружиненными плунжерами, предназначенными
1816919 для взаимодействия с отверстиями обода ведущего колеса, кулачка, установленного на ступице колеса с возможностью вращения относительно вала и кинематически связанного с подпружиненными плунжерами планшайбы, рычага, жестко связанного с кулачком, привода, установленного на корпусе и взаимосвязанного с рычагом, двух регулируемых упоров, установленных на ппаншайбе по обе стороны от рычага и предназначенных для ограничения его xQда, тормоза, установленного на планшайбе и взаимосвязанного с ободом ведущего
5 колеса, а узел фиксации ведущего колеса выполнен в виде подпружиненных фиксаторов, установленных в корпусе на одной оси и предназначенных для взаимодействия с отверстиями обода колеса.
181 á919
12 7
Ф08. Я
Составитель Е.Кучинская
Редактор T.Øàãîâà Техред М,Моргентал Корректор О.Кравцова
Заказ 1714 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35. Рэушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101