Асинхронный многополюсный двигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в области электрических машин, а именно в многополюсных асинхронных двигателях. Сущность изобретения: устройство состоит из статора 1 с зубцами 2-19 и ротора 20 с зубцами 21-35. : / -.. . .-. . / : - Л ; : J . ..: .... ...2. : на статоре уложена трехфазная обмотка 36, на роторе - трехфазная короткозамкнутая обмотка 37. Обмотки 36, 37 образованы катушками 38-55 и 56-70 по одной на каждом зубце. Каждая фаза в двигателе состоит из фазных зон. В обмотке статора фазная зона образована тремя катушками, в обмотке ротора - пятью катушками. В пределах фазной зоны все катушки включены согласно конец с концом, начало с началом. Число зубцов на статоре или роторе связано с числом фазных зон и количеством катушек в фазной зоне сортношением Z-msn, где m - число фаз в обмотке. В свою очередь количество зубцов статора и ротора связано соотношением zi. ± hi 22 ± П2. 2 ил, 20 36 со с
,, Ц,Ä 1817 l98 Al
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 (21) 4797992/07... - . на статоре уложена трехфазная обмотка 36, (22) 05.03.90: на роторе — трехфазная короткозамкнутая (46) 23.05.93. Бюл. N 19 обмотка 37. Обмотки 36, 37 образованы ка(71) Новосибирский электротехнический ин- тушками 38 — 55 и 56-70 по одной на каждом ститут зубце. Каждая фаза в двигателе состоит из (72) Д.Л.Калужский и В.В.Пастухов фазных зон. В обмотке статора фазная зона (56) Зайков М.А., Борзяк Ю,Г. Двигатели с образована тремя катушками, в обмотке рокатящимся ротором. Киев, Техника. 1982, тора — пятью катушками. В пределах фазной
Копылов И.П. Проектирование электри- зоны все катушки включены согласно "коческих машин. М., Энергия, 1980. нец" с "концом","начало" с "началом". Чис(54) АСИНХРОННЫЙ МНОГОПОЛЮСНЫЙ ло зубцов "на статоре или роторе связано с
ДВИГАТЕЛЬ числом фазных зон и количеством катушек в (57) Использование: в области электриче- фазной зоне соотношением Z-гязп, где m— ских машин, а именно в многополюсных число фаэ в обмотке. В cSolo очередь коли-асинхронных двигателях. Сущность изобре- чество зубцов статора и ротора связано сотения: устрОйство состоит из статора 1 с . отношением 21. ll1=22 +п .2 ил, зубцами 2-19 и ротора 20 с зубцами 21-35. gg
1817198 подключены к клеммам двигателя противоположными концами, при m — четном, количество фазных зон должно быть выполнено четным и катушки фазных зон с нечетными номерами, входящие в одну фазу, подключены к клеммам двигателя противоположными концами относительно катушек фазных зон с четными номерами при S не- 40 четном, а при S — четном катушки соседних фазных зон с одинаковыми порядковыми номерами, принадлежащие разным фазам, подключены противоположными концами относительно друг друга, 45
Не известны аналоги и другие технические решения, в которых описан асинхронный двигатель с обмотками, образованными катушками по одной на каждом зубце так, чтобы число зубцов и количество фазных зон 50
nt, nz были связаны соотношением z< «+п1 =
zz +nz, при одинаковом числе фазных эон число фаз и число катушек в фаэных зонах
S<, Sz должно быть различным.
На фиг.1 показан разрез асинхронного 55 двигателя; на фиг.2 — схема соединения обмоток статор и ротора, магнитодвижущие силы обмоток в произвольный момент времени.
Изобретение относится к области электрических машин, а именно к многополюсным асинхронным двигателям и может быть использовано, например, в низкоскоростном электроприводе.
Цель изобретения — упрощение конструкции и технологии изготовления двигателя за счет уменьшения числа катушек на статоре и роторе.
Указанная цель достигается тем, что в известном асинхронном двигателе, содержащем статор с z< зубцами, с m1-фазной обмоткой, соединенной в звезду, и ротор.с
z2 зубцами с mz-фазной короткозамкнутой или замкнутой на сопротивление обмоткой, каждая фаза обмотки статора и ротора выполнена в виде последовательно соединенных п, nz фаэных зон, каждую из которых образуют соответственно S> и Sz последовательно соединенные катушки, расположенные на соседних зубцах по одной на каждом зубце статора и ротора, и включенные согласно "конец"c ""концом","начало" с"началом"; число зубцов и количество фазных зон
ni, п2связаны соотношением п = 2 +п2, причем при одинаковом числе фазных зон число фаз и число катушек в фазных зонах
S<, Sz должно быть различным: при m— нечетном все фазные эоны подключаются к клеммам двигателя "началами", если $ — нечетное, а при S — четном катушки соседних фазных зон, относящихся к разным фазам
В качестве примера рассмотрен асинхронный двигатель с трехфаэной обмоткой на статоре и короткозамкнутой трехфаэной обмоткой на роторе. Число полюсов-зубцов на статоре принято равным 18, а а роторе—
15.
Двигатель состоит из статора 1 с зубцами 2 — 19 фиг.1 и ротора 20 с зубцами 21 — 35, на статоре уложена трехфазная обмотка 36, на роторе — трехфазная короткозамкнутая обмотка 37. Обмотки 36, 37 образованы катушками 38-55 и 56 — 70 фиг,1, по одной на каждом зубце. Каждая фаза в двигателе состоит из фазных зон. В обмотке статора фазная зона образована .тремя катушками, в обмотке ротора — пятью катушками. В пределах фазной эоны все катушки включены согласно "конец" с "концом","начало" с "началом". Так, например, первая фазная зона фазы А образована катушками 39, 40, 41, вторая зона фазы А — катушками 48, 49; 50.
Катушки 1-й фазной зоны включены следую- . щим образом: "конец" катушки 48 с "концом" 49, "начало" 49 с "началом" 50.
Поскольку S — количество катушек в фазной зоне — нечетное, фазные зоны включаются встречно: "конец" 1-й фазной зоны соединяется с "началом" 2-й фазной зоны. Число зубцов на статоре или роторе связано с числом фаэных зон и и количеством катушек в фазной зоне соотношением Z = nsm, где m— число фаз в обмотке. В свою очередь, количество зубцов статора и ротора связано соотношением z1+ и> =z2 +. п2. B рассматриваемом варианте 1 = 18, nz = 2, zz = 15, п2 = 1, т.е. данное условие выполняется.
Формула изобретения
Асинхронный многополюсный двигатель, содержащий статор с z>, зубцами, с m< — фазной обмоткой и ротор с zz зубцами с в2 — фазной обмоткой, соединенными в звезду, отл ича ю щийся тем,что,с целью упрощения конструкции и технологии изготовления, за счет уменьшения числа катушек, каждая фаза обмотки статора и ротора выполнена в виде последовательно соединенных п и п2 фазных зон, каждую из кото- . рых образуют соответственно S< и 32 последовательно соединенные катушки, расположенные на соседних зубцах по одной на каждом зубце статора и ротора и включенных согласно "конец" с "концом", "начало" с "началом", число зубцов и количество фазных зон п и nz связаны соотношением zi n1= zz =" nz, причем при одинаковом числе фазных зон число фаз, и число катушек в фаэных зонах S> и 32 должно быть различным, при m-нечетном все фаэные зоны подключаются к клеммам двигателя "на1817198
Составитель В.Пастухов
Техред M.Mîðãåíòàë Корректор M.Êóëü
Редактор H.Êoçëîâà
Заказ 1728 Тираж, Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 чалами", если $ — нечетное, а при S — четном катушки соседних фазных зон, относящиеся к разным фазам, подключены к клеммам двигателя противоположными концами, э при m — четном, количество фазных зон в 5 одной фазе также должно быть выполнено четным и катушки фазных зон с нечетными номерами, входящие в одну фазу, подключены к клеммам двигателя противоположным концом относительно катушек фазных зон с четными номерами при S — нечетном, а при S — четном катушки соседних фазных зон с одинаковыми порядковыми номераМ, принадлежащими к разным фазам, подключай ны противоположными концами относитеФ, но один другой.