Способ посадки самолета и посадочный комплекс самолета

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам посадки самолетов и наземным техническим средствам посадки самолета. Целью изобретения является повышение надежности посадки. Посадочный комплекс самолета содержит направляющие 1,2, установленные в траншеях 2,4, расположенных по обе стороны взлетно-посадочной полосы 5. Рядом с траншеями 3,4 расположены направляющие 6,7,8 и 9, несущие тележки 10,11,12,13, жестко соединенные с тяговыми органами

союз советских социАлистических

РЕСПУБЛИК (st)s В 64 F 1/02

ГОСУДАРСТВЕНЮЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4646636/23 (22). 22.12.88 (46) 23.05.93. Бюл. ЬЬ 19 (76) Ю.С. Ткаченко (56) Авторское. свидетельство СССР

М 1508520, кл. 8 64 F 1/02; 1985. (54) СПОСОБ ПОСАДКИ САМОЛЕТА И ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС САМОЛЕТА (57) Изобретенйе относится к авиационной технике, а именно к способам посадки само„„5U, „1817757 АЗ летов и наземным техническим средствам посадки самолета. Целью изобретения является повышение надежности посадки. Посадочный комплекс самолета содержит направляющие 1,2, установленные в траншеях 2,4, расположенных по обе стороны взлетно-посадочной полосы 5. Рядом с траншеями 3,4 расположены направляющие 6,7,8 и 9, несущие тележки 10,11,12,13, жестко соединенные с тяговыми органами

ОО 4

4 (л

1817757

14,15 разгонно-тормозных механизмов

16.17, снабженных электродвигателями 18, 19, Тележки 10,11, 12, 13 снабжены откидными управляемыми упорами 20, 21, 22 и 23.

На направляющих 1,2 установлены самоходные управляемые тормозные тележки

Изобретение относится к способам и наземным техническим средствам посадки самолета.

Цель изобретения — снижение расхода горючего при одновременном оздоровлении экологической обстановки аэропортов и повышение надежности посадки самолета с выключенными двигателями, а также разгрузка вертикальных стоек самоходных управляемых тележек от изгибающего момента, действующего на них при торможении самолета.

Указанная цель достигается тем, что двигатели самолета выключают на участке снижения, а при рулежке самолета включают автономный привод колес шасси. При этом самоходные тележки системы торможения посадочного комплекса снабжены управляемыми аэродинамическими тормозными щитками с регулируемой величиной их . раскрытия, причем длина хода тяговых органов составляет 0,3...0,4 длины направляющих самоходных тележек, а направляющие в местах их пересечения с рулежными дорожками посадочной полосы снабжены управляемыми откидными мостами, при этом самоходные тележки снабжены дополнительной опорой с колесами, опирающимися на участок между направляющими тележек и осевой посадочной полосы. Притом вертикальные стойки самоходных управляемых тележек снабжены вертикально расположенными аэродинамическими плоскостями с механизмами управления их поворота.

Использование предложенного способа посадки самолета и посадочного комплекса самолета в масштабах гражданской авиации и ВВС позволяет экономить горючее и оздоровить экологическую обстановку районов аэропортов.

Способ посадки самолетов реализуется посадочным комплексом самолета, представленным на фиг. 1 — 3, На фиг; 1 представлен общий вид посадочного комплекса самолета, план; на фиг. 2; то же, его продолжение; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 1, 5

25. 24, 26, 27 с вертикальными стойками и самоходными управляемыми каретками, несущими захватный трос 28, 29. Самоходные каретки закрыты аэродинамическими тормозными щитками 30, 31, 32 и 33. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

Посадочный комплекс самолета содер-. жит направляющие 1.2. установленные в траншеях 3,4. расположенных по обе стороны взлетно-посадочной полосы 5. Рядом с траншеями 3,4 расположены направляющие 6,7,8 и 9, несущие тележки 10, 11, 12, 13.

Данные тележки жестко связаны с тяговыми органами 14,15 раэгонно-тормозных механизмов 16,17, снабженных электродвигателями 18,19. Направляющие 6,7,8,9 минимум как в три раза меньше длины направляющих

1,2 и расположены относительно их симметрично. Тележки 10, 11, 12, 13 снабжены откидными управляемыми упорами 20,21,22 и

23. Направляющие 1,2 несут на себе самоходные управляемые тормозные тележки

24, 25, 26, 217 с вертикальными стойками и самоходными управляемыми каретками, несущими захватный трос 28,29.Самоходные каретки закрыты аэродинамическими тормозными щитками 30,31,32,33, выполняющими роль обтекателя. Приемные устройства кареток, несущие захватный трос 28,29, выполнены поворотными и закрыты дисковыми обтекателями 34. 35, 36, 37. Вертикальные стойки снабжены вертикальными крыльями 38,39,40,41 с управляемыми механизмами их поворота 42, 43.

Механизмы поворота позволяют крыльям совершать круговое вращение. Взлетно-посадочная полоса 5 сопряжена с рулежными дорожками 46,47,48,49, которые пересекаются траншеей 4 с установленной в ней направляющей 2. В местах пересечения рулежных дорожек установлены подъемные откидные мосты 50,51,52,53 с механизмами их подъема 54,55,56.57. Подъемный мост 50 на фиг. 1 показан в опущенном рабочем состоянии, самолет 58 в момент торможения тележками 24,25 с раскрытыми аэродинамическими тормозными щитками 30,31 и крыльями 38,39 расположенными под положительным углом атаки к направлению движения. На фиг.2 самолет 58 показан уже в момент торможения его раэгонно-тормозными механизмами 16,17 посадочного комплекса. Тележки 26,27 с натянутым

1817757

30

50 захватным тросом 29 установлены на позиции аварийного торможения, Самоходные управляемые тележки 24.25,26,27 опираются не только на направляющие 1,2, но и на бетонные дорожки 3,4.

Способ посадки самолета реализуется следующим образом с помощью посадочного комплекса самолета.

Перед посадкой самолета на взлетнопосадочную полосу 5 производится подго- 1 товка посадочного комплекса самолета. Для этого самоходные управляемые тормозные тележки 24,25, системой управления посадочного комплекса устанавливаются в зоне приземления, а тормозные тележки 26,27 с . про гивоположной стороны полосы устанавли аются в режиме аварийного улавливания. При этом захватные тросы 28,29 тормозных тележек 24,25,26,27 подняты на расчетную высоту с требуемой стрелой прогиба в зависимости от веса и размеров улавливаемого самолета, идущего на посадку, Тормозные щитки 30,31,32,33 тормозных тележек находятся в нерабочем состоянии, а вертикальные крылья 38,39,40,41 механизмами 42,43 по команде. системы управления посадочного комплекса устанавливаются под определенным углом атаки к направлению движения улаливаемого самолета 58. Устанавливаются в рабочее положение откидные управляемые. упоры 22,23 тележек 12,13 тяговых органов

14,15 посадочного комплекса. Подъемные мосты 50,51,52,53 рул еж н ы х до роже к

46,47,48,49 поднимаются в нерабочее положение. После этого посадочный комплекс самолета считается подготовленным к приему самолета;

Самолет, идущий на посадку на участке снижения, выключает двигатели и наводится на взлетно-посадочную полосу 5. Приземлившийся самолет 58 с неработающими двигателями улавливается захватным тросом 28, взаимодействующим с его килевым гаком. В первый момент времени срабатывает механизм травления тормозных теле- 4 жек; создавая мягкую натяжку захватного троса.28, страгивая с места и разгоняя тормозные тележки 24,25, На определенной скорости движения тормозных тележек в . работу вступают аэродинамические щитки

30,31, создавая мягкое гашение скорости самолета плавным увеличением площади тормозных щитков за счет угла их раскрытия. 8 таком положении тормозные тележки

24,25 с самолетом 58 движутся до мягкого 5 взаимодействия их буферов с откидными управляемыми упорами 22,23. После этого тормозные щитки 30,31 складываются, становясь обтекателями и в работу вступают разгонно-гормозные механизмы г1осадочного комплекса, рекуперируя кинетическую энергию торможения самолета. В конце торможения откидные управляемые упорbt

22.23 тележек 12,13 тяговых ор .анов 14.15 убираются, предоставляя тормозным тележкам 24.25 дальнейшее свободное движение. После этого тормозные тележки, увеличив скорость, до; îíÿþò самолет с одновременным сматыванием и натяжением захватного троса 28, Смотав трос 28 и обогнав самолет 58, тормозные тележки, автоматически разъединившись, покидают его, подняв каретками захватный трос 28 выше киля самолета, возвращаясь в обратном направлении на исходную позицию. В конце тормозной дистанции самолет 58 с помощью автономного привода колес шасси продолжает движение к ближайшей рулежной дорожке 48. Механизмом 56 подьемный мост 52 рулежной дорожки 48 опускается в рабочее положение, пропуская самолет к аэровокзалу. После чего посадочный комплекс готовится к приему нового самолета, идущего на посадку.

Формула изобретения

1, Способ посадки самолета. заключающийся в наведении самолета на посадочную полосу, образованную аэродромной системой торможения, снижения и захвате самолетом приемного устройства системы торможения при пробеге по полосе, торможении приемного устройства с последующим освобождением самолета от приемного устройства, выключении двигателей самолета, продвижении самолета до места стоянки, отличающийся тем, что, с целью снижения расхода горючего при одновременном оздоровлении экологической обстановки аэропорта, двигатели самолета выключают на участке снижения, а при рулежке самолета включают автономный привод колес шасси.

2, Посадочный комплекс самолета, включающий аэродромную систему торможени"., выполненную в виде оасположенных по обе стороны посадочной полосы тяговых органов и приемного устройства, включающий размещенные на направляющих самоходные тележки с вертикальными стойками, несущими захватный трос с замком сцепления с тягсвыми органами, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности посадки самолета с выключенными двигателями, самоходные тележки системы торможения снабжены управляемыми аэродинамическими тормозными щитками с регулируемой величиной их раскрытия, при этом длина хода тяговых ор1817757 ганов составляет 0.3 -0,4 длины направляющих самоходных тележек, а направляющие в местах их пересечения с рулежными дорожками посадочной полосы снабжены управляемыми откидными мостами, причем самоходные тележки снабжены дополнительной опорой с колесами, опирающимися на участок полосы между направляющими тележек и осевой линией посадочной полосы, при этом на вертикальных стойках само5 ходных управляемых тележек закреплены вертикально аэродинамические плоскости.

1817757

А - А /сы. Фиг Л./

Фиг.3

Составитель Ю.Ткаченко

Техред М.Моргентал Корректор С.Лисина

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1736 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5