Способ посадки вертолета и система для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к способам и устройствам посадки вертолета на специальные наземные транспортные средства и на суда различного назначения. Цель изобретения - повышение .эффективности путем сокращения продолжительности посадки и снижения .трудоемкости с одновременным повышением безопасности посадки вертолета. Цель достигается тем, что в способе посадки вертолета, заключающемся в операциях зависания его над ВПП, ориентации, выпускании с вертолета захватываемого устройства, принудительном притягивании вертолета к ВПП с помощью захватывающего устройства, перед последней операцией захватывающее устройство вращают в параллельно посадочной площадке плоскости, при этом захватываемое устройство опускают в круг, описываемый при вращении захватывающего устройства до момента их сцепления, после чего притягивают вертолет к посадочной площадке. Система для осуществления способа содержит захватываемое устройство 3 в виде притяжного троса 1 с узлом для сцепки с барабаном 13 притяжной лебедки 4. Захватывающее устройство выполнено в виде стойки 6, при работе занимающей вертикальное положение и шарнирно связанной со стойкой,захватывающей штанги 7. На одном конце штанги 7 размещен механизм 8, обеспечивающий ее плоскопараллельное движение, на другом - крюк 10 для захвата притяжного троса 1. Для посадки вертолета с него опускают притяжной трос 1 и приводят захватывающее устройство 3 в рабочее положение, при котором захватывающая штанга 7, вращаясь в горизонтальной плоскости , отбрасывает трос к крюку 10. Привод 9 вновь приводит стойку в горизонтальное положение ВПП, крюк 10 с тросом вводится в барабан 13 лебедки, который , вращаясь, наматывает на себя трос и притягивает вертолет к ВПП. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил. ел с 00 чэ 00 Ю N3

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Я)5 В 64 F 1/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4924118/23 (22) 03.04.91 (46) 07.06.93. Бюл. М 21 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения (72) И. Н. Плохута, Ю. Г. Мазаев, В. И. Еремин, M. M. Герасимов, 10. Г. Соковиков, В.

И. Куров и Б. И. Ожегов (56) Журнал HNLt, изд. НИИ АС, M. М 770, 1985.

Зарубежное военное оборудование, изд. M.: Красная звезда, М 9, 1982, с. 68. (54) СПОСОБ ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к способам и устройствам посадки вертолета на специальные наземные транспортные средства и на суда. различного назначения. Цель изобретения — повышение .эффективности путем сокращения продолжительности посадки и снижения. трудоемкости с одновременным повышением безопасности посадки вертолета. Цель достигается тем, что в способе посадки вертолета, заключающемся в операциях зависания его над ВПП, . ориентации, выпускании с. вертолета захватываемого устройства, принудительном притягивании вертолета к ВПП с помощью захватывающ го устройства, перед последИзобретение относится к способам и системам для летательных аппаратов вертолетного типа различной грузоподьемности как беспилотных, так и пилотируемых, требующих высокой точности приземления.

Цель изобретения — повышение эффективности путем сокращения продолжительности посадки и снижения трудоемкости с

„„Ы „„1819822 А1 ней операцией захватывающее устройство вращают в параллельно посадочной площадке плоскости, при этом захватываемое устройство опускают в круг, описываемый при вращении захватывающего устройства до момента их сцепления, после чего притягивают вертолет к посадочной площадке, Система для осуществления способа содержит захватываемое устройство 3 в виде притяжного троса 1 с узлом для сцепки с барабаном 13 притяжной лебедки 4. Захватывающее устройство выполнено в виде стойки 6, при работе занимающей вертикальное положение и шарнирно связанной со стойкой. захватывающей штанги 7. На одном конце штанги 7 размещен механизм

8, обеспечивающий ее плоскопараллельное движенйе, на другом — крюк 10 для захвата притяжного троса 1. Для посадки вертолета с него опускают притяжной трос 1 и приводят захватывающее устройство 3 в рабочее положение, при котором захватывающая штанга 7, вращаясь в горизонтальной плоскости, отбрасывает трос к крюку 10. Привод 9 вновь приводит стойку в горизонтальное положение ВПП, крюк 10 с тросом вводится в барабан 13 лебедки, который, вращаясь, наматывает на себя трос и притягивает вертолет к ВПП. 2 с. и 2 э.п. ф-лы, 4 ил. одновременным повышение безопасности посадки вертолета.

На фиг, 1 изображена конструктивная схема системы принудительной посадки; на фиг, 2 — захватывающее устройство с притяжной лебедкой, вид сверху; на фиг. 3— барабан притяжной лебедки, разрез А — А на

1819822 фиг, 1; на фиг. 4 — захватываемое устройство.

Система включает захватываемое устройство 1 (фиг. 1), размещенное на вертолете 2,и захватывающее устройство 3 с притяжной лебедкой 4, размещенное под

ВППл 5. Захватывающее устройство 3 состоит из стойки 6, горизонтально уложенной под взлетно-посадочной площадкой 5, и захватывающей штанги 7, которая шарнирно 10

- связана со стойкой.6 и имеет на одном конце механизм 8 для плоскопараллельного перемещения ее и привод 9 для вращения ее а плоскости, параллельной ВППл, à íà другом — крюк 10. Стойка шарнирно связана с 15 основанием 11 и может поворачиваться в вертикальное положение приводом 12.

В исходном положении штанга 7 расположена вдоль оси барабана 13 (фиг. 2 и 3), который имеет проем 14 для прохода крюка 20

10 и поперечный паз 15 для притяжного троса. Крюк 10 в этом положении располоЗкен а зоне взаимодействия его с механизМом 16 принудйтельного расцепления.

Система работает следующим образом. 25

Для посадки вертолет зависает над

ВППл; после чего систему приводят в рабочее положение, для чего опускают с вертолета 2 захватываемое устройство— притяжной трос 1, и поднимают над ВППл 5 30 захватывающее устройство 3. При этом стойка 6 занимает вертикальное, а захватывающая штанга 7 с помощью механизма плоскопараллельного перемещения 8 — горизонтальное положение над НППл. 35

После этого захватывающая штанга 7 начинает вращение в плоскости, параллельной ВППл, и захватывает свисающий с вертолета притяжной трос 1, который под действием центробежной силы скользит по . 40 штанге 7 и попадает в крюк 10. Затем привод 9 укладывает стойку 6 в горизонтальное положение. При этом захватывающая штанга 7 вводит крюк 10 с концом притяжного .троса 1 через проем 14 внутрь барабана 13, 45

Последний, поворачиваясь, захватывает притяжной трос 1 пазом 15, после чего механизм 16 принудительно расцепляет при-. тяжной трос 1 с крюком 10. Вращаясь, барабан 13 наматывает на себя притяжной 50 трос 1 и притягивает вертолет 2 к ВППл.

С целью предотвращения обрыва троса система снабжена пружиной 17 а механизме 8, и торсионом 18 в приводе вращения захватывающей штанги.7, крюком 10, аы- 55 полненным с возможностью расцепления

его с притяжным тросом 1 при заданном усилии и предохранительной фрикционной муфты 19 в приводе барабана 13.

Обрыв притяжного троса 1 а процессе его захвата и укладки стойки 6 в исходное положение предотвращается путем поворота захватывающей штанги 7 в плоскости, параллельной оси стойки 6 и вокруг этой оси за счет упругой деформации пружины 17 и торсиона 18. Если при этом рывки в притяжном тросе 1 превышают пределы действия пружины 17 и торсиона 18, то крюк 10 расцепляется с притяжным тросом 1, и в этом случае процесс захвата повторяют. После сцепления притяжного троса 1 с барабаном

13 обрыв его предотвращается за счет пробуксовки предохранительной муфты 19.

С целью обеспечения быстроты и на-. дежности выдачи притяжного троса, а также компактности укладки его в исходном положении, притяжной трос 1 (фиг..4) уложен спиралеобразно на внутренней поверхности цилиндрической кассеты 20, шарнирно закрепленной на корпусе вертолета осью 21 и удерживаемой в исходом положении разьемным. фиксатором 22. Кассета 20 имеет проем 23, через который в нее спиралеобразно вложен притяжной трос 1. Один конец троса через механизм силового расцепления 24 и механизм аварийного расцепления

25 связан с корпусом вертолета 2, а другой с узлом 26 для сцепки с барабаном притяжной лебедки закрыт от выпадания крышкой

27.

Для выдачи притяжного троса 1 отпускают фиксатор 22. Кассета 20 под действием собственной силы тяжести поворачивается вокруг оси 21 в нижнее положение, при этом открывается крышка 27, удерживающая узел сцепки 26, который выпадает из кассеты и вытягивает за собой притяжной трос 1. Последний виток троса 1 выходит из кассеты 20 через проем.23. Если а процессе притягивания усилие в притяжном тросе 1 превышает предельное значение, то срабатывает механизм силового расцепления 24, и трос 1 расцепляется с вертолетом 2, что предотвращает обрыв троса 1 и возможность попадания его а винт вертолета. Если в процессе притягивания возникает аварийная ситуация, то аналогичное расцепление производится принудительно пилотом с помощью механизма аварийного расцепления 25.

Размещение притяжного троса на вертолете обеспечивает сокращение продолжительности процесса посадки за счет того, что притяжение вертолета начинается непосредственно после захвата притяжного троса и сцепления его с барабаном притяжной лебедки.

Захват притяжного троса и автоматическое сцепление его с барабаном притяжной

38t9822 лебедки с помощью захватывающего устройства существенно снижает трудоемкость и одновременно повышает безопасность этого процесса, особенно в условиях качки и обледенения ВППл.

Наличие указанных сдающих звеньев в захватывающем устройстве и в притяжной лебедке исключает обрыв притяжного троса и возможность попадания его в винт верто. лета и тем самым позволяет расширить диапазон.условий {амплитуды качки, скорость движений ВППл, ветровая нагрузка на вертолет), при которых обеспечивается безопасная посадка вертолета на ВППл.

Укладка притяжного троса в кассете, шарнирно закрепленной на корпусе верто.лета, обеспечивает малую массу и компактность захватываемого устройства, что не снижает аэродинамических качеств вертолета, быстроту и надежность выброса притяжного троса и,.кроме того, позволяет оснащать этим устройством различные типы вертолетов без существенной их доработки. ,Формула изобретения

3. Способ посадки вертолета, заключающийся в операциях зависания его над посадочной площадкой, ориентации, выпускания с вертолета захватываемого устройства, принудительном притягивании вертолета к посадочной площадке с,помощью захватывающего устройства и последующей фиксации на ней, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности путем сокращения продолжительности посадки и снижения трудоемкости с одновременным повышением безопасности, перед операцией притягивания- вертолета захватывающее устройство .вращают в параллельной посадочной площадке плоскости, при этом захватываемое устройство опускают в круг, описываемый при вращении захватывающего устройства, до момента их сцепления, после чего притягивают вертолет к посадочной площадке.

2. Система посадки вертолета, содержащая раз :щенное на его борту захватываемое устройство; притяжную лебедку с

35 приводом установленную под посадочной площадкой, захватывающее устройство, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности путем сокращения времени посадки и снижения трудоемкости с одновременным повышением безопасности, в ней захватываемое устройство выполнено в виде притяжного троса с узлом сцепки его с барабаном притяжной лебедки, а захватываю1цее устройство выполнено в виде стойки, горизонтально расположенной под посадочной площадкой и смонтированной с воэможностью поворота в вертикальное положейие и шарнирно связанной со стойкой захватывающей штанги, размещенной вдоль оси барабана лебедки и снабженной на одном конце механизмом для плоскопараллельного перемещения штанги и приводом для ее вращения в плоскости, параллельной посадочной площадке, а на другом конце — крюком для захвата притяжного троса с устройством принудительной расцепки с ним, при этом в барабане образованы проем для крюка и поперечный паз для притяжного троса. (3. Система по п. 2, отличающаяся тем, что. с целью повышения надежности, она дополнительно снабжена предохраняю- . щими от обрыва троса пружиной, раэмещенной в механизме плоскопараллельного перемещения захватывающей штанги; и торсионом в приводе ее вращения, механически связанными с устройством принудительной расцепки крюка с притяжным тросом, а также фрикционной муфтой в приводе барабана притяжной лебедки, 4. Система по п. 2, отличающаяся тем, что притяжной трос размещен в виде спиралей на внутренней поверхности ци40 линдрической кассеты, шарнирно установл е н ной на корпусе вертолета и закрепленной в горизонтальном положении разъемным фиксатором, при этом один конец троса связан с корпусом вертолета и снабжен узлом аварийного расцепления с корпусом. а другой закрыт крышкой, взаимодействующей с узлом сцепки троса с барабаном притяжной лебедки.

1819822

1819822

I б

Составитель П.Снежко

Техред M.Ìoðãåíòàë

Корректор М.Кешеля

Редактор

Заказ 2003 . Тираж . . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская нэб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101