Устройство для контроля технического состояния погружного водозаполненного электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: эксплуатация погружных электродвигателей, преимущественно скважинных насосных агрегатов. Сущность изобретения: датчик 5 в виде изолированного токопроводящего элемента соединен с обмоткой 4 статора. Часть изоляции 6 датчика выполнена из диэлектрика с фиксированной температурой плавления, равной предельно допустимой температуре для элементов двигателя. В цепь аппарата 3 управления электродвигателем включено реле 2. При нормальной работе электродвигателя реле 2 отключено и не препятствует включению двигателя. Неисправности в электродвигателе приводят к повышению температуры датчика 5 и расплавлению части его изоляции 8. Токи утечки увеличиваются и реле 2 срабатывает. В результате повторное включение электродвигателя оказывается невозможным. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl)s G 01 R 31/06

ГОСУДАРСТВЕН.ЮЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4393860/03 (22) 05.02.88 (46) 07.06.93. Бюл. М 21. (75) Г.Г.Тютьков и Д.Г.Тютьков (56) 1. Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 1107010, кл. G 01 К 11/06, .1984.

2. Авторское свидетельство СССР

М 314158, кл. G 01 К 31/06, 1970. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ TEXHNЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОГРУЖНОГО

9ОДОЗАПОЛН ЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: эксплуатация погружных электродвигателей, преимущественно скважинных насосных агрегатов. Сущность изобретения: датчик 5 в виде изолировэнноИзобретение относится к области эксплуатации погружных электродвигателей скважинных электронасосов, электродвигатели которых заполнены водой или другой токопроводящей жидкостью.

Целью изобретения является повышеwe надежности определения предельного состояния электродвигателя за счет контроля его теплового режима.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства.

Устройство состоит из датчика и блока управления и сигнализации. Блок управления содержит токоограничивающее сопротивление 1 и промежуточное реле 2, которое управляет аппаратом 3 управления работой электродвигателя и элементами сигнализации (на чертеже не показаны), Датчик выполнен в виде, например, изолированного

„„Я.(,, 1820341 А1 го токопроводящего элемента соединен с обмоткой 4 статора. Часть изоляции 6 датчика выполнена из диэлектрика с фиксированной температурой плавления, равной предельна допустимой температуре для элементов двигателя. В цепь аппарата 3 управления электродвигателем включено реле

2. При нормальной работе электродвигателя реле 2 отключено и не препятствует включению двигателя. Неисправности в электродвигателе приводя к повышению температуры датчика 5 и расплавлению части его изоляции 6. Токи утечки увеличиваются и реле 2 срабатывает. В результате повторное включение электродвигателя оказывается невозможным. 1 ил. полихлорвиниловой или другой водостойкой изоляцией проводника 5. На части про- QQ водника 5, например, на конце, не соединенном с обмоткой 4, полихлорвини- () ловая изоляция заменена на изоляцию 6 из легкоплавкого диэлектрика с фиксирован- р ной температурой плавления, равной предельно допустимой температуре работы электродвигателя. В качестве диэлектриков могут применяться парафин, васк и другие материалы.

«а

Устройство работает следующим образом.

При отсутствии теплового нагрева двигателя во время хранения и транспортировки. при отсутствии пробоя изоляции обмотки статора на корпусе, при удовлетворительном тепловом режиме работы двигателя, предшествующем повторному его

1820341

Составитель Г.Тютьков

Гехред M.Ìîðãåèòàë Корректор И.Шмакова

Редактор С.Кулакова

Заказ 2029 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 включению, ток в цепи промежуточного реле 2 отсутствует. и оно находится в отключенном состоянии. При нагреве двигателя выше допустимой температуры во время транспортировки или по причине наруше- 5 ния нормальной работы элементов в механической или электромагнитных цепях. вызывающих повышение температуры внутри двигателя, легкоплавкий диэлектрик

6 расплавляется. и оголяет участок провода 10

5, благодаря чему последний замыкается

"на землю" через воду охлаждения электродвигателя. В этом случае при отключенном аппарате 3 управления по цепи реле 2 идет ток, оно срабатывает и подает запрещаю- 15 щий сигнал на включение аппарата 3 управления работой электродвигателя. В результате исключена возможность включения поврежденного двигателя и включена сигнализация. 20

Применение предлагаемого устройства позволит исключить самый дорогостоящий отказ электродвигателя — сгорание обмотки статора. 25

Стоимость ремонта электроДвигателя без замены обмотки статора и восстановления пазов статора при сгорании обмотки внутри паза снизится в 2-3 раза. Стоимость ремонта электродвигателя по данным РПО

"Узводремстройзксплуатация" составляет

380 руб. Для 50000 ремонтов (программа ремонта насоса только для Средней Азии и

Украины) минимальный зкономический. эффект составит 5 млн.руб.

Формула изобретения

Устройство для контроля технического состояния погружного водозапол ненного электродвигателя, содержащее датчик, выполненный в виде изолированного токопроводящего элемента, соединенный с обмоткой статора, и блок управления и сигнализации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения*надежности определения состояния электродвигателя. за счет контроля его теплового режима, часть изоляции датчика выполнена из диэлектрика с фиксированной температурой плавления, равной предельно допустимой температуре для элементов двигателя..