Баллистическая возвращаемая капсула
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: доставка полезного груза с космического объекта на Землю. Сущность изобретения: капсула (1) содержит корпус (2), снабженный сбрасываемой теплозащитой (3), и по меньшей мере три светомаяка, размещенных равномерно по периметру корпуса (2) капсулы (1). Каждый светомаяк снабжен датчиком вертикали, срабатывающим при нахождении светомаяка в близком к вертикали положении датчиком вертикали вверх. 7 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
tstis В 64 0 1/62
ГОСУДАРСТВЕ1НОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4893156/23 (22) 20,12.90 (46) 15,06.93. Бюл. N. 22 (71) Конструкторское бюро "Салю " (72) С;В.Антоненко и Г.M.Èâaíoâ (56) R.Mayer, "Moses", 1.Spacecraft and
Rockets, 20, М 2, р.158-164.
Гэтленд К, Космонавтика ближайших лет, М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1964, с.205. (54) БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЗВРАЩАЕМАЯ
КАПСУЛА
„„5U „„1821438 А1 (57) Использование: доставка полезного груза с космического объекта на Землю.
Сущность изобретения: капсула (1) содержит корпус (2), снабженный сбрасываемой теплозащитой (3), и по меньшей мере три светомаяка, размещенных равномерно по периметру корпуса (2) капсулы (1). Каждый светомаяк снабжен датчиком вертикали, срабатывающим при нахождении светомаяка в близком к вертикали положении датчиком вертикали вверх, 7 ил, 1821438
Изобретение относится к космическим аппаратам для возвращения в атмосферу
Земли. торможения и посадки.
Целью изобретения является повышение надежности обнаружения капсулы в случае ее посадки на воду и упрощения такелажных работ при подъеме капсулы с водной поверхностью.
На фиг.1 показан общий вид капсулы в исходном положении; на фиг,2 — общий вид 10 капсулы после отделения двигателей тормозного и стабилизации и сброса теплозащиты; на фиг.3 проиллюстрирован случай приводнения капсулы; на фиг,4 — возможные варианты положения светомаятника относительно уровня воды; на фиг.5— варианты возможного исполнения датчика вертикали; на фиг.6 — рабочие положения датчика вертикали; на фиг,7 — конструкция по плавка. 20
Баллистическая возвращаемая капсула
1 включает корпус 2 со сбрасываемой теплозащитой 3, между которыми размещена теплоизолирующая надувная оболочка 4, связанная с источником давления 5. Корпус
2 включает корпус 6 отсека полезной нагрузки 7 и хвостовую юбку 8. Корпус полезной нагрузки 7 имеет фланец 9 для крепления теплозащиты 3, хвостовой юбки
8 и гермоднища 10, являющегося донной 30 частью хвостовой юбки 8.
Теплоизолирующая надувная оболочка 4 разбита в продольном и поперечном направлениях на секции 11, связанные между собой калиброванными отверстиями или 35 клапанами (не показаны).
Капсула 1 при помощи подвески в виде тросов 12 связана с парашютной системой
13. На боковой поверхности теплоизолирующей надувной оболочки 3 установлены 40 светомаяки 14 по крайней мере три, равно- . мерно в окружном направлении.
На фиг.3 показана капсула 1 в случае ее приводнения, Наличие теплоизолирующей надувной оболочки 3, выполняющей функ- 45 ции не только теплоизоляции, но и системы спасения при наводнении, обеспечивает плавучесть капсулы. При этом для успешного поиска капсулы в сумеречное и ночное время необходимо, чтобы хотя бы один све- 50 томаяк находился в надводном положении в максимально верхнем положении, Подвеска в виде тросов 12 заглублена и удерживается на плаву поплавком 15.
Для более эффективного испольэова- 55 ния источников питания целесообразно, чтобы иэ трех, например, светомаяков работал один или в крайнем случае два. Для достижения этой цели каждый светомаяк снабжен датчиком вертикали 16 (фиг.5). На фиг.5 представлено несколько вариантов возможного исполнения датчика вертикали
16, который включает корпус 17 в виде, например, трубки, притупленной с концов по сфере, Трубка должна быть герметиэирована. Внутри корпуса 17 размещены электрические контакты 18 и подвижной груз 19 в виде шарика (фиг,5, а, б), конуса (фиг.5, в) или в виде капли ртути (фиг.5, г), Электрические контакты 19 могут быть выполнены в виде пластин (фиг.5, а) или штырей (фиг.5, б, в, г).
На фиг,6 показаны рабочие положения датчика вертикали 16: фиг.6, а — контакты замкнуты (каплей ртути) и фиг.6, б — контакты разомкнуты, Устройство работает следующим образом.
По команде системы управления КА баллистическая возвращаемая капсула 1 отделяется от KA с заданной скоростью. После отхода капсулы 2 от космического аппарата на безопасное расстояние система автоматики включает тормозную двигательную установку, обеспечивающую сход капсулы с орбиты. На участке отхода от КА и во время работы ТДУ двигатели обеспечивают стабилизацию положения капсулы в пространстве.
После окончания работы ТДУ двигатели вместе с.рамой отделяют от капсулы при помощи устройства отделения.
На нисходящем участке траектории производится раскрытие парашютной системы 13, включающей тормозной (Н 18...20 км) с основной (Н 10 км) парашюты. flpi» раскрытии основного парашюта одновременно сбрасывается теплозащита 3, задействуется система поиска капсулы, включающая радиотехническую систему, светомаяк с фотоэлементом и дипольные отражатели в виде, например, трех кассет наддувается теплоизолирующая оболочка 4.
После раскрытия основного парашюта спуск капсулы 1 стабилизируется. При подходе к земной поверхности командно-исполнительное устройство с датчиком высоты выдает команду на задействование двигателей мягкой посадки, которые снижают скорость спуска капсулы до расчетного минимума. Наличие теплоизолирующей надувной оболочки 4 обеспечивает теплоизоляцию полезной нагрузки 7, а также плавучесть капсулы при посадке на воду.
При приводнении капсула 1 займет положение, показанное на фиг,3. При этом светомаяки окажутся в одном из положений, представленных на фиг.4, Поскольку с каждым из светомаяков установлен датчик вертикали, то работать будут не все свето1821438
1Е 1Ф маяки, а только те, которые находятся в надводном состоянии, При касании о земную поверхность (в рассматриваемом случае о воду) производится отстрел парашютной системы путем отрезки строп и антенного кабеля радиотехнической системы. Если не предусмотреть специальных мер, то после приводнения тросы 12 и кабель затонут, что может привести к непредвиденным трудностям при изьятии капсулы из воды для последующей транспортировки.
Чтобы устранить эти трудности, подвеска, связывающая капсулу 1 с парашютной системой, снабжена поплавком 15, удерживающим тросы 12 и кабель на плаву(фиг.З).
Таким образом, предложенное конструктивное исполнение баллистической возвращаемой капсулы позволяет повысить надежность обнаружения капсулы, эксплуатационные характеристики ее путем обеспечения при приводнении надводного расположения светомаяка и обеспечения гарантированного захвата подвески капсулы для ее последующего транспортирования, Формуле изобретения
5 Баллистическая возвращаемая капсула, содержащая корпус и размещенный на его поверхности светомаяк для индикации местонахождения капсулы после ее посадки и подвеску для связи капсулы с парашютной
10 системой, отличающаяся тем, что. с целью повышения надежности обнаружения капсулы в случае ее посадки на воду и упрощения такелажных работ при подъеме капсулы с водной поверхности, капсула
15 снабжена по меньшей мере тремя светомаяками, размещенными равномерно по периметру капсулы, причем каждый светомаяк снабжен устройством включения, выполненным в виде контактного устройства, сра20 батывающего при его нахождении над водной поверхностью, а подвеска для связи капсулы с парашютной системой снабжена поплавком.
1821438
1821438 ф8М Ю
Составитель Ю. Кудакаев
Техред M.Моргентал Корректор M. Шароши
Редактор С. Кулакова
Заказ 2089 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101