Способ получения смазочного масла
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: для упрощения способа и повышения выхода масла деасфальтизацию гудрона проводят до получения деасфальтизата с коксуемостью 0,2-0.5 мас.% и гидроочистке подвергают смесь деасфальтизата и рафината. При использовании в качестве сырья высокопарафинистой нефти рафинат и деасфальтизат подвергают депарафиниэации. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4847597/04 (22) 05.07.90 (46) 07.07.93. Бюл. М 25 (71) Институт нефтехимических процессов им. Ю.Г.Мамедалиева (72) Ф.И.Самедова, Ф.P.Øèðèíîâ, Т.C.Мамедова, Ф,А.-К.Кулиев, И.К,Велиев, Р.Б.Кулиев и P,М.Ахмедов (56) Гольдберг Д.О. и др. Смазочные масла из нефтей восточных месторождений. М.:
Химия, 1972, с. 170-172.
Авторское свидетельство СССР
М 161854, кл. С 10 G 25/00, 1964
Справочник нефтепереработчика. Л.:
Химия, 1986, с. 195-201.
Изобретение относится к области получения смазочных масел, в частности базовых минеральных масел.
Целью способа является упрощение его u повышение выхода масла.
Цель достигается тем, что в предлагаемом способе деасфальтизацию гудрона жидким пропаном проводят до коксуемости
0,2-0,5 мас. и гидроочистке подвергают смесь деасфальтизата и рафината.
При использовании в качестве сырья высокопарафинистой нефти рафинат и деасфальтиэат подвергают депарафинизации.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом: нефть подвергается атмосферно-вакуумной перегонке.
Атмосферно-вакуумную перегонку проводят на промышленной установке. Атмосферную перегонку проводят при температуре нагрева нефти 330-340 С с подачей в.БЫ „„1825815 А1 (я)э С 10 6 67/02 (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМАЗОЧНОГО
МАСЛА (57) Сущность изобретения: для упрощения способа и повышения выхода масла деасфальтиэацию гудрона проводят до получения деасфальтизата с коксуемостью 0,2-0,5 мас. и гидроочистке подвергают смесь деасфальтизата и рафината. При использовании в качестве сырья высокопарафинистой нефти рафинат и деасфальтиэат подвергают депарафиниэации. 1 з.п. ф-лы, 4 табл. колонну перегретого до температуры 340 С водяного пара. Мазут с низа колонны направляют в печь, где нагревают до температуры 400-420 С, затем в вакуумную колонну с остаточным давлением 70-100 мм рт.ст.
Масляные дистилляты отбирают в виде боковых погонов, а гудрон — с низа вакуумной колонны, В табл. 1 приведены качества дистиллятов и гудрона.
Дистиллятная масляная фракция подвергается селективной очистке 200-250 фурфурола при температуре верха экстракционной колонны 117-119 С.
Гудрон направляют на стадию глубокой деасфальтизации.с получением деасфальтизата 0,2-0.5 мас.g с применением 500-600 мас.$ сжиженного пропана при давлении
3,8-4;0 МПа, при температуре верха экстракционной колонны 86-90, низа — 60 С. Да1825815 лее полученный деасфальтизат с коксуемостью 0,2-0,5 мас.,(и дистиллятный рафинат компаундируют в соотношении 23:32-77:68 мас. $ соответственна, Качества смеси деасфальтизата и дистиллятного рафината приведены ниже:
Кинематическая вязкость при 100 С, мм /c 11,08
Индекс вязкости 80
Плотность при 20 С, кгlм 897,2
Коксуемость, мас. 3(, 0,04
Кислотное число, мг КОН/r 0,01
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле 218
Цвет па ЦНТ, ед. ЦНТ 5,5
Смесь деасфальтизата и дистиллятнаго рафината подвергают гидроочистке на промышленных катализаторах Ai-NI-Mo или AlCo-Ма при давлении 3,5-4,0 МПа, температуре 260-340 С, количестве водородсодержащега газа 300-500 л/л час, скорости подачи сырья 1,0-1,5 час
В результате получают смазочные масла с широким диапазоном вязкости (от vioo6 до т10а-16 мм /с), Ниже приведены примеры осуществления способа.
Пример. Смесь малопарафинистых нефтей подвергают атмасферновакуумной перегонке и получают дистиллятные и остаточную масляные фракции. ,Цистиллятную масляную фракцию с вязкостьюпри100 С10,5мм /сподвергают очистке (200 мас. ) фурфуролом при температуре в экстракцианной колонне верх—
114 С и получают рафинат со следующими качествами: кинематическая вязкость при
100 С 9,73 мм2/с, плотность при 20 С 895,9 кг/м, индекс вязкости 72 ед., коксуемость
0,04 мас., температура вспышки 216 С, выход 70,0 )(.
Остаточную масляную фракцию (гудрон), выкипающую выше 500 С, подвергают глубокой деасфальтизации пропаном при температуре в колонне: верх — 90 С, низ—
60 С, и получают деасфальтизат с коксуемостью 0,2 мас., вязкостью — 14,4 мм /с при
100 С, плотностью при 20 С вЂ” 898,9 кг/м, выходом — 38,57ь на гудрон.
Рафинат дистиллятв и деасфальтиэата компаундируют в соотношении 68 32 и получают масло с вязкостью 10,3 мм /с при
100 С, индексом вязкости — 84 ед., температурой вспышки — 230 C. êîêñóåìîñòüþ
0,327, которое подвергают гидродоочистке на катализаторе AI-Со-Мо.при температуре
300 С, давлений — 4 МПа, скорости 1,0 ч, количество водорода 300 г/л сырья.
В результате получают базовое моторное масло со следующими качествами; кинематическая вязкость при 100 С 10,2 мм /с, индекс вязкости 85, температура вспышки
226 С, коксуемость 0,31 мас, Выход масла составляет 9,7 на нефть, Качества масла с пакетом присадок приведены в табл.2.
Пример 2. Смазочное масло получают согласно примера 1, но при этом остаточную масляную фракцию (гудрон), выкипающую выше 500 С, подвергают глубокой деас15 фальтиэации пропаном при температуре в колонне: верх-88 С, низ — 60 С, и получают деасфальтизат с коксуемостью 0,35 мас., вязкостью при 100 С вЂ” 17,2 мм /с, плотностью при 20 С вЂ” 899,3 кгlм и выходом 40 5
20 мас,% на гудрон.
Рафинат дистиллята и деасфальтизат компаундируют в соотношении 73:27 и получают масло с вязкостью 10,4 мм /с при
100 С, индексом вязкости — 83 ед„темпера25 турой вспышки 232 С, коксуемостью — 0,34 мас,, которое подвергают гидроочистке на катализаторе Al-Co-Мо при 300 С, давлении
4 МПа, скорости подачи сырья 1,0 ч, количестве ВСГ 300 л/л ч сырья.
30 В результате получают базовое моторное масло со следующими качествами: кинематическая вязкость при 100 С 10,3 мм2/с, индекс вязкости 84 ед,, температура вспышки 228 С коксуемость 0,32 мас, ; Выход
35 масла составляет 9,6 на нефть.
Качества моторного масла с пакетом присадок приведены в табл.2.
Пример 3. Смазочное масло получают согласно примера 1, 40 При этом остаточную масляную фракцию (гудрон) подвергают глубокой деасфальтизации пропаном при температуре в колонне: верх- 86 С, низ - 60 С, и получают деасфальтизат с коксуемостью 0,5 мас.7, вязкостью при 100 С 23,11 мм /с, плотностью при 20 С 901,2 кг/м и выходом 44,0 мас. на гудрон.
Рафинат дистиллята и деасфальтизат компаундируют в соотношении 77:23 и получают масло с вязкостью 10.5 мм /c npu
100 С, индексом вязкости 83.ед., температурой вспышки 234 С, коксуемостью 0,36 мас.7„которое подвергают гидродоочистке на AI-Co-Ма при условиях, укаэанных в при55 мере 1.
В результате получают базовое моторное масло со следующими качествами: кинематическая вязкость при 100 С вЂ” 10,4 мм /c, . индекс вязкости 85 ед., температура вспышки 228 С, коксуемасть 0,34 мэс.$.
Выход масла составляет 9,6% на нефть.
Качества масла с пакетом присадок представлены в табл. 1, Примеры 4 и 5 демонстрируют огугцестВЛЕНИЕ СПОСОба ПРИ ЗВПР8ДВЛЬНЫХ ЗНс;;8;iИях коксуемости деасфальгизата (пример -",— коксуемость 0,8%, пример 5 — коксуемость
0 1о/)
Пример 5. Смазочное масло получа10т согласно примера 1. 10
При этом остаточную масляную фракцию (гудрон) подвергают глубокой деасфальтизации пропаном при температуре в колонне: верх — 84 С, низ — 60" С, и получают деасфальтизат с коксуемостью ОЯ мас,%, 15 вязкостью при 100"С вЂ” 25,6 мм /с, плотностью при 20"С вЂ” 901,8 «r/ì, вь1ходом на гудрон — 50,2 мас.%.
Рафинат дистиллята и деасфальтизат компаундлруют в соотношении 80;20 мас,% 20 и получают масло с вязкостью 10,6 мм /c. при 100 С, индексом вязкости 78 ед„температурой вспышки — 236" С, коксуемость1о
0,5 мас.%, которое подвергаю гидродоочистке на Al-Со-Мо катализаторе прл услови- 25 ях, указанных в примере 1, В результате получают базовое моторное масло со следующими качествамл: «инематическая вязкость при 100 С 10,4 мм /с, индекс вязкости 80 ед., температура 30
2 вспышкл 230"С, коксуемостью 0.48 мас,,,, Выход масла составляет 10,4% на нефть.
Качества масла с пакетом присадок представлены в табл.2. 35
Пример 5. Смазочное масло получают согласно примера 1. При атом остаточную масляную фракцию {гудрон) подвергают глубокой деасфальтизации пропаном при температуре в колонне; верх — 92 "С, низ — 60 С, 40 и получают деасфальтизат с коксуемостью
0,1 мас.%, вязкостью при 100" С вЂ” 12,2 мм /с, плотностью при 20 С вЂ” 892,6 кгlм, выходом 34,2 мас.% на гудрон.
Рафинэт дистиллята и деасфальтизат 45 компаундируют в соотношении 64:36 мас.%, соответственно, и пол чают масло с вязкостью при 100 С 10,2 мм /с, индексом вязкости 86 ед„температурой вспышки
226 С, коксуемостью 0,3 мас.%, которое 50 подвергают гидродоочистке на катализаторе Al-Со-Mo(AI-Ni-Mo) при температуре
300 С, давлении 4,0 МПа, скорости подачи сырья 1,0ч, количестве Водорода
-1
300 n/ë ч. 55
В результате получают масло со следующими качествами: кинематическая вязкость пp«100"Ñ 10,2 мм /с, индекс вязкости 86 ед., температура вспышки
224" С, коксуемост1 0,28 мас.%, Выход м-.сл составляет 7,7;, -,.
Качества масла с пакетом присадок представлены B тагаев,2.
Примеры 6-8 11лл1остриоу|от осуществла Гие способа на парлфинистом сырье, Пример 6. Смесь парафинистых нефтей подвергаloT атмосферновакуумной
ПЕРЕГОНКЕ И ПОЛУ 181От ДИСтИЛЛЯгп1ЫЕ И ОСтатсчную масляную фракции, Дистиллятг1v1o масляную фракцию с
B. ÿBi<0ctl io 5,92 ??1 >
116 С-.: низ — 76"С, и получают рафинат со следующими кач ества vи; ки нема1 ическая вязкость при 100"С вЂ” 5,55 мм /с; плотность
flpL 20 С 882 кг/м ; коксуемость 0,01 мас.%, температура вспышки 204"С.
Выход рафината составляет 72,0% на
МаСЛс1 НУ 10 ф дс1 1< L",1Ю.
Остаточ.1 ло масляную фрB«öèio (гудрон), ьь кипа10щую Bыше 475 С, подвергают глубокой деасфальтизации при температуре в колонне: верх — 89"С, низ — 55"С, и получа1от деBci1çëBTL! .àò с коксуемост1-10 0,27 мас. %; вязкостью — 13,1 мм /с при 100" С; выходом — 50.7% на гудрон.
Рафинат дистиллята 1 деасфальтизата
ПОДВЕPl Bl Ò Депс:! Вф!1НИЗВЦ 1i1 В РBCTBOP8 ацетон — толуо и ри м111.ус 25 С, Количес1во кетона -з смеси растворителей при депарафинизации дистиллята составляет 3D, остато .ного — 25 ;-;,, соотношание растворителя и cbl pOBB 3;1 и 4 . 1, cooTBBTcTBGIДепарафГ1и11рованн1.18 рафинат дистиллята и деасфальтизаi компаундируют B соотношении 83:17 и подвер а«1Т гидрировани о при 280 С, давлении 4 ЫПа, объемной с1<орости 1.0 ч и количестве водорода
° -1
300 л/л сырья. Катализатор Al-Ñî- lo(Ai-NiMo).
В р83 >llbTBT8 пол/ча10т баBO 008 мОтОр ное масло Ы-8 со следующими качествами: кинематическая B".зкость при 100"С 7,15
mr i /c; плотноСть Ops 20 С 886,2 ; тем пература BCO iu1«!. — 210 С; коксуемость
0,03 мас.%.
В В! "Од;
КаЧ 8СТВ а 1"1аСЛа С П сЗ «8 ÃСМ П Р11СаДО К представлень в табл.3.
Пример, Газо-.ioà !LBñ!10 получают согласно пример" 6, При это1. Остаточную масляную фракцию. Вь:кипающую выше
475 С, подвеОГа10т Глубокой деасфальтизации при температуре в колонне: верх -87 С, о низ — 55ОС и получают деасфальтизат с коксуемостью0„ мас, :. BBB!,Ocòü о и::!!100 С о г — 15,3 мм /с, Выходом 51,0 мас. „ . на г) дрон.
ДепарафинлрОван н ь18 раф11 BT д11стиллята и деасфальтизат ко1 1паунд11р10т в со1825815
Таблица 1 отношении 84:16 мас. и подвергают гидрированию при условиях, указанных в примере 2, и получают базовое масло с вязкостью при 100 С вЂ” 72 мм2/с. индексом вязкости — 88 ед., плотностью при 20 С—
886,4 кг/м, температурой вспышки — 210 С, коксуемостью — 0,035 мас,%.
Выход масла составляет 10.3 мас, на нефть, Качества масла с пакетом присадок представлены в табл.3.
Пример 8. Базовое масло. получают аналогично примеру 6, При этом остаточную масляную фракцию подвергают глубокой деасфальтизации пропаном при температуре в колонне: верх — 85 С. ниэ — 55ОС и получают деасфальтиэат с коксуемостью 0,5 мас.%, с вязкостью при 100 С вЂ” 16,5 мм /с и выходом — 52,5 мас,7.на гудрон.
Депарафинированные рафинат дистиллята и деасфальтизат компаундируют в соотношении 85;15 мас, и подвергают гидродоочистке при условиях, укаэанных в примере 2, и получают базовое моторное масло с вязкостью при 100 С вЂ” 7,25 мм /с, индексом вязкости — 87 ед„температурой вспышки — 208 С, Выход масла составляет 10,2 мас. на нефть, Качества масла с пакетом,присадок представлены в табл.3.
В табл, 4 приведены качества деасфальтизата, полученного по предлагаемому способу и остаточного рафината по прототипу, Из вышеприведенных данных видно, что по своим качествам деасфальтиэат, полученный по предлагаемому способу и остаточный рафинат, согласно прототипа, близки между собой. Однако предлагаемый способ значительно упрощает технологию производства базовых масел, При запредельных значениях коксуемости, т,е, при 0,1 (пример 5) наблюдается
5 уменьшение выхода деасфальтизата, увеличен расход пропана при деасфальтиэации, т.е, ухудшены технико-экономические показатели процесса. При коксуемости 0,8% (пример 4) полученное масло не удовлетво10 ряет по качеству требованием TY
38.101.1198-89 на масло М-12-Вг.
Полученное по данному способу масло (пример 1-3, 6-8) после добавления присадок соответствует по качеству требованиям
15 ТУ 381011198-89 на масло M-12-Вр и ТУ
38001.344-82 на масло М-8-В1 (см, табл. 2 и
3).
Таким образом, предлагаемый способ имеет значительные преимущества перед
20 известным.
Формула изобретения
1. Способ получения смазочного масла путем атмосферно-вакуумной перегонки
25 нефти с. получением дистиллятных масляных фракций и гудрона, деасфальтизации последнего пропаном, селективной очистки дистиллятных фракций с получением рафината и последующей гидроочистки, о т л и30 ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения способа и повышения выхода масла, деасфальтизацию гудрона проводят до получения деасфальтизата с коксуемостью 0,2-0,5 мас,% и гидроочистке подвергают смесь де35 асфальтизата и рафината, 2, Способ по и, 1, отличающийся тем, что при использовании в качестве сырья высокопарафинистой нефти, рафинат и деасфальтизат подвергают депарафини40 зации.
1825815
CO
С > CII
v c ч» еч.:Я ф о сч
LA
C) о
LO
LA
Ф
X о
СЧ
X " о
LA X
I о
X о ч» ое>
° С-, I
z х
О СО П
%
IL0 *Ю
z x z
IA
v л
K
Б о
00 л о о о о сО с
LA а» LA P) Оф
00 о о
ЗЖ
LA
Ф
X
2 и . с о
IA
С Э
СС СО О
СО- WО>
%
С« о ф ф ч л о о о о
00 СЧ 3
СО о
00 и
СО О «
Ю чЕ а>
CO о о л съ
СЧ
С«
C) IA о o
СЧ
СЧ
X
С с
C)
С« о
° С,ОСО e LAIA
Ц»» С С6 СП
СЧ
° g) о о с«л л сч
LA о
Б
CO о
С« о
СЧ
Ф CI %- О LA e
СО - СО ЕЪ Оъ
CO о
00 о о ф СЧ
О) С Ъ
LA
СЧ
СЧ о о о о ш л л
CO
I л
С ) в о
О
L» х
2f
3Я
1» 3
СС с у с о
Е
v Iо и
m X
l5, Ф о
° Ф
E з
Il и
Ф т
I»
0l
z т
О
СЧ о
X (» о
О и х
С9 сЧ а
Q3 о
Я сч
Ф
X с
Ф о
Й х
z
Ф
;>е
r о с
С0 ( о
3Я
Ф с
Ф
ImY о с
Ф
z
С9 о х
Ф
Е
z с д и X m
0С CC
® m m
v Ф m о о
Ф о v
0 V O д m cQ
st%
FL с о з.х
j O
4 и Ф с
m 4»
О. >»
Д g а О
Ф а
X x
Ф 1
I- Cl
«Ф
X х о о
z а с I» о
Ф щ. с
2 ь
v z
Я м
С0 О а о а
Ф О с а а
Ф О
ЪС .
О.
Ф
Х
:у о з
z О
z Ф
О >
Xsam х хф z, a.
О О,X
C C0 .. S
0 с0 а о юlc» о Ф о ,р х
С х
Е5 и о
Ф
I о о о о о х
Ф
C фМ
О.
О Ф х- Ф о с о с о
1825815
М)
СЧ о о о:ь.
СЧ X
Х
X ф
О СЧ
СО
Са 4
О С 3 о
v ( у
LA о
Л
Х O Ф ц с
Х С.)
О LA С ( о
LA ((СО ф и у у
X о оо
> о
СВ
C) X
» »
X X
LA
CV !
»
Ж
СЧ
LA о
CV с
Ф
Щ
Х
Х
X
Ф с о
П
Ф
Iо
Ф
CO
)Я
CD с
Ф
ЬЩ
Ф
Щ о (:
Ф
Б
CQ ф о
Ф
K
Щ
О (О (О О в ос
СО(О СО
СА
СО СЧ СО с- ф
СЧ; (О (О
C)
СО С ) СО с- t3
Щ с
О
Щ
I
CQ
X дС к
% ("(Ф
Щ 3- о л с о с
О >, 5
v x
a g Ф
m о о х о с х о
Б СО И
С Э о о о ((.. о
О) CQ СО С Ъ
СО
1825815
Таблица 4
Составитель Т. Мамедова
Техред М. Моргентал Корректор Н. Гунько
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2306 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раумская наб., 4/5