Шарнирно-рычажный механизм с остановками
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - расширение кинематических возможностей. При вращении кривошипа 2 по часовой стрелке камень 3 кулисы 4 поступательно перемещается по кулисе в направлении к ползуну 5 и обратно и одновременно вращает кулису 4 вокруг точки В. шарнира на ползуне 6, перемещая ползун 5 по криволинейной направляющей е б 8с радиусом, равным длине кулисы 4 между точками В и С осей шарниров на ползунах 6 и 5. В течение времени перемещения ползуна 5 по направляющей 8 от точки пересечения кривых Г и 11 до точки пересечения траекторий 11 и 11Г ползун 6 находится в состоянии покоя-остановки. При достижении точки С шарнира ползуна 5 точки пересечения траекторий 11 и 11Г ползун 5 останавливается, а кривошип 2 снова занимает перпендикулярное положение к кулисе 4. При дальнейшем вращении кривошипа 2 камень 3 перемещается по кулисе 4 в направлении от ползуна 5 к ползуну 6 и обратно и одновременно поворачивает кулису с ползуном 6 по криволинейной траектории 1, представляющей собой дугу окружности С радиусом, равным длине кулисы 4. В течение времени перемещения ползуна 6 до точки пересечения траекторий 1 и 11 ползун 5 находится в состоянии покоя-остановки. По достижении кривошипом 2 перпендикулярного положения к кулисе 4 цикл остановок и перемещений ползунов 5 и 6 повторяется. 2 ft О s Ј 00 ю ел о го 4 9 Я
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4913358/28 (22) 21.02.91 (46) 07.07.93. Бюл. Ik 25 (71) Иркутский политехнический институт (72) П.А.Лебедев, Д.П.Кухаренко и M.M.Ратинер (56) Авторское свидетельство СССР
64 1504433, Kn. F 16 H 2 1/00, 1989.
Авторское свидетельство СССР
М 1518602, кл. F 16 Н 21/00, 1990.
Артоболевский И.И, Механизмы в современной технике. М.: Наука, 1979, том. I, с. 392, рис. 716.
То же, с. 393, рис. 717. (54) ШАРНИРНО-РЫЧАЖНЬ1Й МЕХАНИЗМ
С ОСТАНОВКАМИ
{52) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — расширение кинематических воэможностей. При вращении кривошипа 2 по часовой стрелке камень 3 кулисы 4 поступательно перемещается по кулисе в направлении к ползуну 5 и обратно и одновременно вращает кулису 4 вокруг точки В шарнира на ползуне 6, перемещая иолзун 5 по криволинейной направляющей. Ж, 1825924 Al (я)з F 16 Н 21/00
8 с радиусом, равным длине кулисы 4 между точками В и С осей шарниров на полэунах 6 и 5. В течение времени перемещения ползуна 5 по направляющей 8 m точки пересечения кривых 1 и 11 до точки пересечения . траекторий 11 и 111 ползун 6 находится в состоянии покоя-остановки. При достижении точки С шарнира ползуна 5 точки пересечения траекторий 11 и 117 полэун 5 останавливается, а кривошип 2 снова занимает перпендикулярное положение к кулисе
4. При дальнейшем вращении кривошипа 2 камень 3 перемещается по кулисе 4 в направлении от полэуна 5 к полэуну 6 и обратно и одновременно поворачивает кулису с полэуном 6 по криволинейной траектории
1, представляющей собой дугу окружности с радиусом, равным длине кулисы 4. B течение времени перемещения ползуна 6 до точки пересечения траекторий 1 и 11 ползун 5 находится в состоянии покоя-остановки, По достижении кривошипом 2 перпендикулярного положения к кулисе 4 цикл остановок и перемещений ползунов 5 и 6 повторяется. 2 ил
Х У
1825924
Изобретение относится к машиностроению, а именно к ширнирно-рычажным мехзнизмам, обеспечивающим остановку рабочего органа на определенный промежуток времени без одновременной остановки других рабочих элементов и механизма.
Целью изобретения является расширение кинематических возможностей механизма, На фиг, 1 показан общий вид механизма с расчетным числом остановок(п = 3); на фиг.
2 — траектория перемещения ползунов при и =4.
Шарнирно-рычажный механизм с остановками содержит основание 1, кривошип
2, на котором шарнирно закреплен камень
3, связанный с кулисой 4. Нз концах кулисы
4 шарнирно закреплены ползуны 5 и 6, кинематически связанные с криволинейными направляющими 7.—,9, выполненными на 20 основании 1 и соединенными в замкнутый контур, Поверхности а, Ь, с, d, е ползуна 6 и поверхности а, Ь, с, б, е, ползуна 5 выполнены по радиусу контактируемых с ползуна- 25 ми 5 и 6 поверхностей I, II, криволинейных направляющих 7 — 9.
Механизм работает следующим образом.
Предварительно принимаем, например, ЗО число остановок одного из ползунов и = З„а длину кривошипа а - 60 мм. Тогда длина кулисы из формулы определится
Ь=2 60 tg — = 120 1,732 = 207,84 мм.
Исходя из размеров кривошипа и кулисы конструктивно определяются размеры полэунов 5 и 6, а также криволинейных направляющих 7 — 9.
В исходном положении ось кривошипа
2 перпендикулярна оси кулисы 4, при этом точка С центра шарнира, соединяющего ползун 5 с кулисой 4, находится на пересечении траекторий Г и И, а точка В центра шарнира, соединяющего ползун 6 с кулисой 4, — на пересечении траекторий Г и ИГ.
В этом положении криволинейная поверх.ность е ползуна 6 находится в соприкосновении с криволинейной поверхностью III криволинейной направляющей 9 нз основании 1, а поверхность а — с криволинейной поверхностью I криволинейной направляющей 7, криволинейная же поверхность е ползуна 5 находится в соприкосновении с поверхностью криволинейной направляющей 7, н поверхность а — с поверхностью И криволинейной направляющей 8.
При вращении кривошипз 2 по часовой стрелке камень 3 кулисы 4 поступательно перемещается по кулисе в направлении к пол зуну 5 и обратно и одновременно вращает кулису 4 вокруг точки В шарнира на ползуне 6, перемещая ползун 5 по криволинейной направляющей 8 с радиусом, равным длине кулисы 4 между точками
В и С осей шарниров на ползунах 6 и 5.
При перемещении ползуна 5 по направляющей 8 с поверхностью И направляющей контактирует криволинейная поверхность а ползуна 5, а при дальнейшем перемещении ползуна 5 по направляющей 9 с поверхностью ю I I I будет контактировать поверхность Ь ползуна 6.
В течение времени перемещения ползуна 5 по направляющей 8 от точки пересечения кривых Г и И до точки пересечения траекторий 1Г и ИГ ползун 6 находится в состоянии покоя-остановки.
При достижении точки С шарнира ползуна 5 точки пересечения траекторий И и ИГ ползун 5 останавливается, а кривошип 2 снова занимает перпендикулярное положение к кулисе 4. При дальнейшем вращении кривошипа 2 камень 3 перемещается по. кулисе 4 в направлении от ползуна 5 к ползуну
6 и обратно и одновременно поворачивает кулису с ползуном 6 по криволинейной траектории Г, представляющей собой дугу ок- . ружности с радиусом, равным длине кулисы
4. В течение времени перемещения ползуна
6 до точки пересечения траекторий Г и И
5 ползун 5 находится в состоянии покоя-остановки. По достижении кривошипам 2 перпендикулярного положения к кулисе 4 цикл остановок и перемещений ползунов 5 и 6 повторяется.
Нз фиг. 1 показан шарнирно-рычажный механизм, кулиса которого занимает положение сторон равностороннего треугольника, а каждый из ползунов будет совершать три остановки за один оборот кулисы ат исходного положения.
На фиг. 2 схематично показаны положения кулисы с ползунами и замкнутые контуры криволинейных пазов на основании механизма при числе остановок ползунов п=4.
Таким образом, предложенный шарнирно-рычажный механизм с остановками обеспечивает возможность менять число остановок рабочих органов, что позволяет расширить кинематические возможности механизма и свидетельствует о достижении поставленной цели.
Формул а и э обретен и я
Шарнирно-рычажный механизм с остановками, содержащий основание, установ1825924
tg для П вЂ” нечетное
Л
П
2ж I
tg для П вЂ” четное
10 где П вЂ” число остановок ползуна.
Составитель М.Ратинер
Техред М.Моргентал Корректор А.Обручар
Редактор С.Кулакова
Заказ 2312 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/6
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.f àãàðèíà, 101 ленный на нем кривошип, направляющие и ползун, отличающийся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, направляющая выполнена в виде замкнутого контура, механизм снабжен кулисой, камнем, установленным на кулисе и шарнирно связанным с кривошипом, дополнительным ползуном, шарнирно закрепленным на одном конце кулисы и кинематически связанным с направляющей, ползун шарнирно закреплен на втором конце кулисы и также кинематически связан с направляющей, соотношение длины кривошипа а и длины кулисы Ь определяется по формуле .