Зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к составным зубчатым колесам, содержащим венец и ступицу, сопряженные посредством демпфирующего элемента. Сущность: зубчатое колесо со7 стоит из ступицы 1 со шпоночным пазом 2 и венца 3. Ступица имеет фланец 4, венец 3 выполнен с фланцем 5. Между фланцами размещено кольцо 6 из демпфирующего материала , имеющего повышенный коэффициент трения, например резины. Соединение венца 3 со ступицей 1 осуществляется болтами и гайками 8, установленными в отверстиях 9 фланцев 4 и 5. Между болтами 7 и отверстиями 9 размещены с радиальным натягом втулки 10 из демпфирующего материала . На фланце 5 выполнена коническая поверхность 11, выходящая большим диаметром на обращенный к ступице торец. На ступице 1 выполнен ответный поверхности в СО с оо ю ел ю ю ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 Н 55/12

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4898349/28 (22) 02.01.91 (46) 07.07,93. Бюл. РЬ 25 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О.B.Берестнев, В.Л.Басинюк, А.Э.Абрагимович и И;С.Таранов (56) Авторское свидетельство СССР

hh 530984, кл. F 16 Н 55/12, 1976, (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к составным зубчатым колесам, содержащим венец и ступицу, сопряженные посредством демпфирующего элемента. Сущность: зубчатое колесо coj0

» Ы 1825929 А1 стоит из ступицы 1 со шпоночным пазом 2 и венца 3. Ступица имеет фланец 4, венец 3 выполнен с фланцем 5. Между фланцами размещено кольцо 6 из демпфирующего материала, имеющего повышенный коэффициент трения, например резины. Соединение венца 3 со ступицей 1 осуществляется Gonтами 7 и гайками 8, установленными в отверстиях 9 фланцев 4 и 5. Между болтами 7 и отверстиями 9 размещены с радиальным натягом втулки 10 из демпфирующего материала. На фланце 5 выполнена коническая поверхность 11, выходящая большим диаметром на обращенный к ступице торец. На ступице 1 выполнен ответный поверхности

1825929 бк = 0,7 m (z - 2,5).

11 конический выступ 12, между которым размещена дополнительнзя демпфирующзя прокладка 13, На противоположном or упомянутых конических поверхностей торце венца 3 выполнена кольцевая канавка 14 с радиальным прорезями и цилиндрический поясок 16 для взаимодействия с валом (не показан). Канавка 14 и прорези в сочетании са смещением цилиндрического пояска 16 к торцу с канавкой 14 саздзют упругую связь жесткого венца 3 через цилиндрический поясок 16 с валом. При работе зубчатого колеса крутяший момент передается эа счет сил трения через демпфирующие прокладки би

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в кинематических зубчатых передачах станков и станочных узлов.

Цель изобретения — снижение виброакустической активности.

На фиг. 1 показано зубчатое колесо, вертикальный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг, 1; на фиг. 3 — вибраакустические хзрзктеристики предлагаемого колеса и цельнометаллического зубчатого колеса, .

Зубчатое колеса состоит из ступицы1 со шпаночным пазом 2 и венца 3. Ступица 1 имеет фланец 4, венец 3 выполнен с фланцем 5. Между фланцами размещено кольцо

6 из демпфирующего материала, имеющего повышенный коэффициент трения, например, резины. Соединение венца 3 со ступицей 1 осуществляется болтами 7 и гайками

8, установленными в отверстиях 9 фланцев 20

4, 5. Между болтами 7 и отверстиями 9 размещены с радиальным натягом втулки 10 из демпфирующего материала,, На фланце 5 выполнена коническая поверхность 11, выходящая большим дизметрая на обращенный к ступице торец. Нз ступице 1 выполнен ответный поверхности . 11 конический. Выступ 12, между Koiopb3M размещена дополнительная демпфирующая прокладка 13. На противоположном ат ЗО упомянутых конических поверхностей торце венца 3 выполнена кольцевая канавка 14 с радиальными прорезями 15 и цилиндрический поясок 16 для взаимодействия с взлом (не показзн). Кзнавка 14 и прорези 15 в сочетании со смещением цилиндрического пояска 16 к торцу с канавкой 14 создают упругую связь жесткого венца 3 через цилиндрический поясок 16 с валом.

Максимальный диаметр кольцевой канавки, гарантирующий высокую жесткость

13 на ступицу 1 И посредством выполненного на ней шпоночного.паза 2 ча взл (не показан). Шпоночный пзз на венце 3 выполнен с большой шириной и в передаче минимального крутящего момента не участвует.

Разница ширины пазов 2 и 13 подбирается так, чтобы шпоночный паз включался s передачу крутящего момента при его пиковых перегрузках. При этом прорези, повышаю-. щие радиальную податливость сопряжения жесткого венца 3 через базирующий поясок

16 с валом способствуют снижению динамической составляющей нагрузки этого взаимодействия. 3 ил. венца (канавка может повышать ега податливость) определяется следующим.

Венец, как кольцо, можно считать достаточно жестким при отношении — «02, где д —; ro — рад

rо диус его нейтральной линии.

mz д

Так как rp = — -12,5а — — и

2 - 2 бк =2r> — д,то

При работе зубчатого колеса крутящий момент передается за счет сил трения через демпфирующие прокладки 6 и 13 на ступицу

1 и посредством выполненного на ней шпоночнага паза 2 на вал (не показан). Шпоночный паз 17 на венце 3 выполнен с большей шириной и в передаче минимального крутящего момента не участвует. Разница в ширинах пазов 2 и 13 подбирается таким образом, чтобы паз 17 включался в передачу крутящего момента при его пиковых перегрузках, При этом прорези 15, повышающие радиальную податливость сопряжения жесmoro венца 3 через бззирующий поясок 16 с валом способствуют снижению динамической составляющей нагрузки этого взаимодействия.

Исследования предлагаемого технического решения показали, что при относительно простом канструкционном исполнении и высокой технологичности (венец полностью обрабатывается до сборки и сохраняет свою точность после ее осуществления) оно позволяет снизить виброакустическую активность передачи до 12 дБ (см. фиг, 3, где а — цельное, б — предлагаемое зубчатое колесо), 1825929

Формула изобретения

1. Зубчатое колесо, содержащее зубчатый венец и ступицу. выполненные с фланцами, имеющими сквозные отверстия, болты, размещенные в отверстиях, и де- 5 мпфирующую прокладку, размещенную междуфланцами, отличающееся тем, что, с целью снижения виброакустической активности, на внутренней поверхности венца выполнен цилиндрический поясок для центрирования на валу. на одном из торцов фланца ступицы выполнен участок с конической поверхностью, на одном из торцов фланца венца со стороны ступицы выполнен участок с ответной ступице 15 конической поверхностью. колесо снабжено дополнительной демпфирующей прокладкой. размещенной между коническими поверхностями, на другом торце венца выполнена кольцевая канавка, максимальный диаметр которой выбран из соотношения

dk "Ы0,7m(z — 2,5), где бк — максимальный диаметр кольцевой канавки;

m u z — соответственно модуль и число зубьев.

2. Зубчатое колесо пои. 1. отл и ча ющ е е с я тем, что на венце со стороны цилиндрического пояска выполнены радивгьные прорези, наружный размер которых ограничен диаметром da

1825929

/и ИО

Hd

Составитель В.Басинюк

Техред М.Моргентал Корректор С.Лисина

Редактор С. Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ. 2312 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., 4/5