Способ производства полос из коррозионно-стойких сталей аустенитного класса
Реферат
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к технологии получения горячекатаных полос из коррозионно-стойких хромоникелевых сталей аустенитного класса. Целью изобретения является повышение качества полос за счет снижения склонности к межкристаллитной коррозии при одновременном сокращении производственного цикла. После горячей прокатки с температурой конца прокатки 900 - 1100oC, смотки в рулон при постоянной по длине полосы температуре 780 - 880oC последующее охлаждение рулона производят со скоростью, определяемой по отношению Vохл=(5,7-12,6)C/Cч, где Vохл - скорость охлаждения рулона, oC; C и Cr - массовое содержание в стали углерода и хрома соответственно, %, до температуры 500 - 650oC, далее с произвольной скоростью. 1 табл.
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к технологии получения горячекатаных полос из коррозионно-стойких хромоникелевых сталей аустенитного класса. Цель изобретения повышение качества полос за счет снижения склонности к межкристаллитной коррозии при одновременном сокращении производственного цикла. Охлаждение аустенитной стали в рулоне сопровождается выделением из аустенита избыточного углерода, который располагается по границам зерен и связывает хром в карбиды типа M23C6. Скорость диффузии хрома из внутренних частей зерен микроструктуры значительно ниже, чем у углерода, вследствие чего границы зерен обедняются хромом. Снижение же содержания хрома в твердом растворе до уровня менее 12% по границам зерен делает эти участки некоррозионно-стойкими, сталь становится склонной к МКК. Помимо этого охлаждение рулонов массой 10 20 т на воздухе протекает длительное время, что увеличивает склонность к МКК и длительность производственного цикла. Подавить процесс обеднения хромом границ зерен можно за счет регламентации скорости охлаждения от температуры смотки 780 880oC до температуры 500 650oC, при которой выделения карбидов из аустенита не происходит (точнее, оно может происходить, но лишь из пересыщенности аустенита закаленной стали, чего в нашем случае нет). Значение оптимальной скорости охлаждения зависит от соотношения содержания вступающих в образование карбидов углерода и хрома: чем больше в стали углерода, тем меньшее время сталь должна находиться при температуре выше 500 650oC, т.е. тем больше должна быть скорость охлаждения. В свою очередь, чем больше в стали хрома, тем дольше сталь может находиться при повышенной температуре без опасности обеднения границ зерен хромом (менее 12%). Этим и объясняется предложенная зависимость скорости охлаждения: скорость охлаждения прямо пропорциональна содержанию углерода и обратно пропорциональна содержанию хрома. При температуре конца прокатки менее 900oC в структуре стали может содержаться мартенсит (особенно при неблагоприятном сочетании химических элементов), отрицательно сказывающийся на свойствах аустенитной стали. При температуре конца прокатки выше 1100oC происходит резкий рост зерна, что сопровождается ухудшением механических свойств проката и качества его поверхности. Если температура смотки в рулон будет менее 780oC, то возрастает склонность стали к МКК, возрастает прочность и снижается пластичность листов, что недопустимо. При температуре смотки выше 880oC ухудшается качество намотки полосы из-за экстремальных условий работы намотки, удлиняется производственный цикл из-за увеличения длительности охлаждения, а прочностные и пластические свойства стали приобретают неблагоприятное сочетание. В случае окончания регламентированного охлаждения при температуре более 650oC дальнейшее охлаждение рулона сопровождается обеднением границ зерен хромом, сталь становится склонной к МКК. Если эта температура будет ниже 500oC, то будет иметь место снижение прочностных характеристик полос ниже допустимого уровня. Примеры реализации способа. Сляб сечением 200х1200 мм массой 25 г из коррозионно-стойкой аустенитной стали, имеющей следующий химический состав, мас. C 0,12 Mn 1,5 Cr 18 Ni 10,2 Ti 0,52 Fe остальное нагревают в методической печи до 1250oC и прокатывают в черновой группе клетей до промежуточной толщины 32 мм. Затем полосу задают в валки чистовой непрерывной группы клетей и прокатывают до конечной толщины 4 мм. Суммарная степень деформации при прокатке составляет 98% Температура конца прокатки постоянна по длине полосы и равна Tк.п=1000oC. Прокатанную полосу охлаждают на воздухе до 830oC и сматывают в рулон. Рулон устанавливают на стенд для регламентированного охлаждения, где осуществляют его охлаждение со скоростью Скорость охлаждения регулируют за счет изменения расхода охлаждаемой воды, подаваемой к торцовым поверхностям рулона. После охлаждения рулона до To=570oC дальнейшее его охлаждение ведут с произвольной скоростью, например, погружением в резервуар с водой или на воздухе. Готовая полоса имеет высокое качество, не склонна к МКК, разброс механических свойств по длине полосы не превышает 5% при значительном снижении длительности производственного цикла. Варианты реализации способа, показатели качества полос и длительности производительности цикла приведены в таблице. Из таблицы следует, что при реализации предложенного способа (варианты 2 4, 6 8) достигается повышение качества полос за счет снижения склонности к МКК при одновременном сокращении производственного цикла. Механические свойства стали отвечают всем требованиям ТУ 14-105-451-82. При запредельных значениях заявляемых параметров (варианты 1, 5, 9 12) сталь становится склонной к МКК, удлиняется производственный цикл. Способ-прототип (вариант 13) при отношении углерода к хрому, равном 0,0067, не обеспечивает стойкости против МКК, имеет максимальную продолжительность цикла и значительный разброс механических свойств по длине полосы. Технико-экономические преимущества предложенного способа заключается в том, что охлаждение рулона горячекатаной коррозионно-стойкой стали с регламентированной скоростью, зависящей от соотношения C/Cr, до 500 - 650oC обеспечивает повышение качества полос за счет снижения склонности к МКК за счет оптимального распределения хрома в аустените и по границам зерен. Одновременно с этим достигается сокращение длительности производственного цикла при обеспечении требуемых механических свойств стали и повышении равномерности этих свойств по длине полос. За базовый объект принята технология производства полос из коррозионно-стойких сталей аустенитного класса на стане 2000.
Формула изобретения
Способ производства полос из коррозионно-стойких сталей аустенитного класса, включающий горячую прокатку с температурой конца прокатки 900 - 1100oC, смотку в рулон при постоянной по длине полосы температуре 780 - 880oC и последующее охлаждение рулона, отличающийся тем, что, с целью повышения качества полос за счет снижения склонности к межкристаллитной коррозии при одновременном сокращении производственного цикла, охлаждение рулона производят до 500 650oC со скоростью Vохл=(05,7 12,6)C/Cr, где Vохл скорость охлаждения рулона; C массовое содержание в стали углерода, Cr массовое содержание в стали хрома, а затем охлаждают с произвольной скоростью.РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 15.04.2005
Извещение опубликовано: 27.03.2006 БИ: 09/2006